Игры и упражнения по развитию речи
картотека
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития- детский сад» №27 «Родничок»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Составитель:
воспитатель
О.Н. Вяткина
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
- «Что такое звук, слово, предложение?»
Цель: уточнить представление детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные-согласные, твердые- мягкие, звонкие- глухие). Как называется часть слова? (Слог.)
Что означает слово…стол? (Предмет мебели.)».
-Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
- Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных… (клички).
У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
- Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «Самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
-У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
- Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна?
Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
- Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
- «Найди звук»
Цель: находить слова с одни и двумя слогами.
- Найти слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля»- из двух, «цыпленок»- из трех.)
-Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба»- со звука «Ж», слова «Забор», «замок»- со звука «З», слова «цыпленок», «цапля»- со звука «Ц».).
- Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоки, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).
- «Картина-корзина»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
- Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.).
- Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
-Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
- «Едем, летим, плывем»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
- Назови все предметы одним словом. (Транспорт.).
- Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.). Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слова «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слова «вертолет», «самолет».).
- Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).
- Скажи, что летает? (самолет, вертолет). Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай). Что плывет? (Теплоход).
- Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т-С (троллейбус), А-С (автобус), С-Т (самолет), В-Т (вертолет), М-О (метро), Т-И (такси).
Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданной предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал). «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала). «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили). Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, из свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
- «Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представление детей о названии предметов.
-Назовите предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят).
-Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам).
-Что означают слова… «мяч», «кукла», «ручка»?
-У меня в руке… ручка. Что ею делают? (пишут). У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками). Что значит слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь»).
- Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:
Ложка- это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово- плим.
Кошка- это кошка. Я повторяю снова-
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка- это тряпка. Вот прыгает и скачет-
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка- это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
- Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик- радостный; поезд идет- движется; Маша и Саша- дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный- толковый; старый- ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
- «Скажи, какое»
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
-Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
-Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро»:
Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро, Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
-Почему же плохое утро?- Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро, Обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.
- О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре). Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый). Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек). Что может быть солнечным?
- Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по- другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся).
- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
- «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное-что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
-Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный… (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон… (кислый). Весной погода теплая, а зимой … (холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона… (летает), рыба… (плавает), кузнечик … (прыгает), уж… (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух … (кукарекает), тигр … (рычит), мышь … (пищит), корова… (мычит).
- Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Народные подвижные игры для развития речи
Народные подвижные игры- вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно- забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь.
Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
«Фанты»
Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий говорит:
-Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «Нет» не говорите!
После этих слов приводится такой диалог:
- Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят, что может продаваться в булочной)
- Хлеб, батон, булки.
-Какой хлеб продаётся в булочной?
-Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.
Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.
Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты».
«Краски»
Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.
Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:
-Тук, тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
-За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.
«Почта»
Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
-Динь-динь-динь.
-Кто там?
-Почта!
-Откуда?
-Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)
Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становится почтальоном.
«Иголка, нитка, узелок»
Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.
Играющие дети становятся в круг, держать за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.
Нитка, иголка, узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), то ребенок, который не смог назвать нужную одежду становится в круг.
«Достань шапку»
Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.
Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий, например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.
«Молчанка»
Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.
Дети встают в круг и произносят певалку:
-Первенчики, червенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился, этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
«Челнок»
Цель: развивает словарь детей по заданной теме.
Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:
-Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает.
Нас потешает.
Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.
«Невод»
Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предметы, по определенным признакам.
Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так, чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок, начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.
«Раю-раю»
Цель: активизация словаря, развитие словесной и слуховой памяти. Для игры выбирают двух детей- ворота; остальные играющие мать с детьми. Дети- ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
-Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова, которые называл паровозик.
«Жмурики- носильщики»
Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.
На столе разложены предметы- игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.
«Гаккарис»
Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.
Дети садятся на корточки в кругу. Вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок, около, которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета-много.
Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.
«Продаём горшки»
Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.
Дети делятся на пары: продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному из хозяев и начинает разговор:
-Эй, дружок, продай горшок!
-Покупай.
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай. (пять отдай…)
Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.
«Угадай и догони»
Цель: развитие фонематического слуха.
Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени.
Водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.
«Утушка»
Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.
Два ребенка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети- утята. Утушка зовёт своих утят скороговоркой:
-Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.
Утята встают друг за другом и проходят, перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.
Игры с мячом для развития речи
Игры с мячом- очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.
«Большой мяч»
Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.
Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег- идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).
«Мяч бросай- животных называй»
Цель: активизировать словарь по данной теме.
Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.
Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.
«Мяч»
Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.
Играющие делятся на две команды. Одни называют слова- признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.
«Катание мяча»
Цель: активизация словаря по теме.
Логопед задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.
«Мяч по кругу»
Цель: активизация словаря по теме.
Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становится ведущим.
«Я знаю пять названий»
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.
Лохматый пёс
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движений, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
Описание: дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса.
Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что- то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пёс вскакивает т громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится на ними и старается поймать кого- нибудь и увести к себе.
Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению. Место, где находится пёс, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
Пузырь
Цель: научить детей становиться в круг; делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми слогами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держаться за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»
Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по- прежнему держась за руки и произнося при этом «ш-ш-ш»- воздух входит. Затем дети снова надувают пузырь- отходят назад, образуя большой круг.
Указания к проведению. Сначала в игре принимают участие небольшое число детей (6-8) .При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текс воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.
Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.
Авторские подвижные игры для развития речи
«Перепрыгни через ров»
Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.
На полу выложены две скакалки параллельного друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет- кладёт.
«Волшебный круг»
Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.
Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета.
Ребята встают по краю разноцветного круга. Логопед предлагает представить, что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор.
Логопед: На клумбе выросла красная роза- мячик перекатывается в красный сектор. Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.
«Карусель»
Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ- описание, используя в речи простые и сложные предложения.
Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два- три человека. Остальные- во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой- против.
Внешний круг проговаривает считалку:
Карусель, закружись, А потом остановись.
Кто словечки угадает,
В дружный круг к нам попадает.
Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку- описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.
«Покажи, отгадай и повтори»
Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию (либо какой- либо фрукт, посуду), но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становится ведущим.
«Продавец обуви»
Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.
Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает, сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию продавец должен правильно продавать обувь.
«Волшебные следы»
Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы- волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.
«Кто ловкий»
Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.
Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.
«Летаю, еду, плыву»
Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.
«Мы в гости пойдём»
Цель: активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова: «Мы в гости пойдем и друзей с собой возьмём. Кто в домике живёт- узнаем. Тук- тук, тук- тук.» Кто в домике живёт? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем, кто жил в каждом домике.
«Улитка»
Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными
Ход игры: Перед детьми нарисована улитка- классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой- либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и т.д.
«Цветовой ряд»
Цель: согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Логопед называет фрукт, а дети должны сказать ,какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.
Литература:
Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова Линка- пресс.2008
Детские народные подвижные игры.//Составитель А.В. Кенеман, Т.И. Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995
Л.В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6\7
Е.Великина «Меломания», «mamas&papas», май 2011.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«Федорино горе»
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Читаем отрывок из стихотворения «Федорино горе».
Затем просим детей припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных… (вилок).
Нет покинутых сироток-
Чёрных, гнутых… (сковородок).
Нет запачканных грязнуль-
Битых, ломанных… (кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных… (блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых… (чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших… (стаканов),
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде… (тарелок),
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых… (ложек).
«Незнайкины ошибки»
Цель: развитие слухового внимания, умение согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите детям историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесной тропинка. Хорошо в осенний лес.
«Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых.
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
«Мама потерялась»
Цель: умение правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».
В этой игре нам понадобятся картинки с изображениями диких и домашних животных и их детёнышей.
Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет… (телёнка). Вот телёнок.
Свинья ищет… (поросёнок).
Собака ищет… (щенка).
Кошка ищет… (котенка)
Коза ищет… (козлёнка)
Овца ищет… (ягнёнка)
Лисица ищет… (лисёнка)
Зайчиха ищет… (зайчонка)
Волчица ищет… (волчонка)
Ежиха ищет… (ежонка)
Медведица ищет… (медвежонка)
Белка ищет… (бельчонка)
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу?
Как называются животные, живущие рядом с человеком?
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Море голубое, а ручеёк…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Летом нужна летняя одежда, а зимой…
2.Без опоры на картинки;
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днём…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Хлеб мягкий, а сухарь…
Чай горячий, а лёд…
Летом жарко, а зимой…
«Чьи покупки?»
Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
«Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка- овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться , кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводит итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...
Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Советы родителям «Играйте вместе с ребенком. Игры и упражнения по развитию речи»
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...