Статья "Влияние фитбол-аэробики на организм детей"
статья

Зимина Оксана Викторовна

Современный этап развития физической культуры характеризуется стремительным формированием новых направлений. В настоящее время осуществляется поиск новых подходов, средств, методов и форм организации занятий в связи со снижающимся уровнем здоровья детей и падением интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями.

Детский фитнес позволяет удовлетворить потребность детей в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить их к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fitbolu.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние фитбол-аэробики на организм детей

Зимина О.В, инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»,

г. Железногорск, Курская область

Современный этап развития физической культуры характеризуется стремительным формированием новых направлений. В настоящее время осуществляется поиск новых подходов, средств, методов и форм организации занятий в связи со снижающимся уровнем здоровья детей и падением интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями.

Детский фитнес позволяет удовлетворить потребность детей в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить их к здоровому образу жизни.

В фитнес-индустрии существует большое многообразие направлений в работе с детьми., фитбол-аэробика является наиболее распространенным направлением. Разработана комплексная оздоровительно-развивающая программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» для работы с детьми дошкольного возраста. [10]

Цель программы - содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, профилактике и коррекции различных заболеваний, приобщение к здоровому образу жизни.

Рассматривать влияние занятий фитбол-аэробикой на организм детей необходимо с учетом двух аспектов: свойств фитбола и специфических особенностей аэробики.

 Эффективность воздействия занятий фитбол-аэробикой на организм детей в значительной мере обусловлена свойствами фитбола (формой, размером, цветом и упругостью) и многофункциональностью (фитбол можно использовать в качестве опоры, предмета, утяжелителя, тренажера, препятствия, массажера, ориентира). Каждое из этих качеств оказывает свое влияние на их физическое и психоэмоциональное состояние, и имеет оздоровительный лечебно-профилактический эффект от занятий. [6]

Оздоровительный эффект занятий на фитболах обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это функционирование мышц и систем организма, способствующих поддержанию позы и сохранения равновесия при выполнении физических упражнений в положении сед на мяче, и колебательные движения, которые приводят к положительным адаптационным сдвигам во время выполнения физических упражнений.

Постоянное удержание равновесия при выполнении упражнений сидя на фитболе, содействует укреплению мышц спины и брюшного пресса, создает хороший мышечный корсет, обеспечивающий формирование правильной осанки и закрепление навыка правильной позы при сидении.

Амортизация мяча во время выполнения упражнений способствует улучшению обмена веществ, кровообращения и микроциркуляции в межпозвоночных дисках и внутренних органах. Амортизационная функция фитбола способствует разгрузке и мобилизации различных отделов позвоночника, улучшает метаболизм, кровообращение и микроциркуляции в межпозвоночных дисках и внутренних органах. Поэтому фитбол-аэробика обладает большим оздоровительным потенциалом, заключающимся в возможности влияния на опорно-двигательный аппарат, формирования правильной осанки, лечения сколиоза, остеохондроза, кифоза у детей.

 Эффективность занятий на фитболах заключается в том, что по своему воздействию упражнения на фитболе схожи с иппотерапией - лечением верховой ездой. Человеку необходимо постоянно удерживать равновесие, вовлекая в работу (статическую и динамическую) множество мышц туловища. [4]

Вибрационное воздействие мяча на организм имеет обезболивающее действие, активизирует регенеративные процессы. Благоприятное воздействие вибрации на позвоночный столб, суставы и окружающие ткани оказывает профилактическое и корригирующее воздействие на осанку ребенка. Улучшение оттока лимфы и венозной крови, увеличение сократительной способности мышц, оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, желудка, печени, улучшает работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма. [8]

В результате исследований выявлено корригирующее воздействие фитбол-аэробики на организм детей с нарушениями речи [7], детским церебральным параличом. [4]

Ценность упражнений с фитболом заключается в совместном включении двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов при выполнении упражнений. [7]

Комплексы упражнений фитбол-аэробики представлены в различных разделах программы: «Фитбол-гимнастика», «Фитбол-ритмика», «Фитбол- атлетика», «Фитбол- коррекция», «Фитбол-игра».

Форма фитбола (шар) дает возможность максимального соприкосновения ладони с его поверхностью, что немаловажно в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики рук.

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, утверждал, что первой игрушкой, подаренной ребенку, должен быть шар-мяч, т.к. мяч является средством развития личности ребенка и знакомства малыша с окружающим миром.

Различные цвета фитболов по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. В педагогике и медицине давно используется направленное влияние цвета на организм (хромотерапия).

Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение центральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказывают трофотропный эффект, т.е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В связи с этим уменьшаются частота дыхания, сердечных сокращений, артериальное давление. [8]

Аэробика, по мнению К. Купера, - это систематическое применение продолжительных, умеренных по интенсивности физических упражнений для укрепления здоровья.

Исследования ученых показывают, что в ходе аэробных занятий происходит оздоровление организма. Аэробные нагрузки укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и другие системы организма; наблюдается увеличение аэробной работоспособности и выносливости. В результате занятий аэробикой происходит укрепление мышц, увеличение их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах. [2, 5]

Занятия фитбол-аэробикой проводятся с использованием музыкального сопровождения.

По данным многих авторов (В.А. Кручинин, А.Т. Брыкин, Ю.В. Смирнова и др.), изучавших влияние музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями, музыка способствует преодолению нарастающего утомления и повышению работоспособности, воспитывает чувство ритма, такта, выразительности движений, музыкального вкуса; решает задачи эстетического, нравственного и умственного воспитания.

Взаимодействие уникальных свойств фитбола и аэробной нагрузки при выполнении физических упражнений повышает оздоровительный эффект фитбол- аэробики на детский организм.

Использование фитбол-аэробики в работе с детьми способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц, профилактике заболеваний. Эмоциональность занятий фитбол-аэробикой, связанная с использованием разноцветного, упругого мяча, музыкального сопровождения, танцевальных упражнений, повышает интерес и мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Положительный эмоциональный фон снижает утомление, что способствует более эффективному процессу формирования двигательных умений и навыков, развитию физических качеств.

Список литературы

1. Борисова, В. В. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников. Учеб.-метод, пособие / В. В. Борисова, Т. А. Шестакова,- Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.H. Толстого, - 2011. - 84 с.
2. Ковшура, Е.О. Оздоровительная классическая аэробика: учебное пособие / Е.О. Ковшура. - Ростов н/Д: Феникс, - 2013. - 167 с.
3. Кузьмина, С.В. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на развитие физических способностей младших школьников / С.В. Кузьмина. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - Санкт-Петербург, 2011. - № 2. -С. 161-165.
4. Мелихов, В.В. Фитбол-гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. - Липецк:ГУ ИАЦ РФКиС ЛО, 2009. - 128 с.
5. Мякинченко, Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: ТВТ Дивизион, - 2006. - 304 с.
6. Пономарев, Е.Г. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста / Е.Г. Пономарев, С.В. Кузьмина. // Ученые записки. - 2011. - №2(72). - С. 161-164.
7. Потапчук, А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников / А. А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. - СПб.: Речь, - 2009. - 176 с.
8. Сайкина, Е.Г. Теоретико-методические основы занятии фитбол-аэробикой: Учебное пособие по фитбол-аэробике для специалисте физической культуры дошкольных и школьных образовалельных учреждений и фитнес-центров / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, - 2011. - 114 с.
9. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях / Е.Г. Сайкина: Монография. - СПб, 2008. - 64 с.

10. Сайкина.Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для дошкольников Танцы на мячах». Парциальная программа.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»

В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологий: фитбол-аэробики и степ-аэробики «Детская аэробика»...

Статья: « Использование элементов фитбол – аэробики как способ развития физических качеств и двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»

Данный материал интересен для инструкторов физической культуры и содержит информацию и методические рекомендации по фитнес-технологии: фитбол-аэробика....

Статья « Использование фитбол – аэробики, как способ развития физических качеств и двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»

Данный материал интересен для инструкторов физической культуры и содержит информацию и методические рекомендации по фитнес-технологии: фитбол-аэробика....

Картотека игр по фитбол - аэробике и лого - аэробике

Данный материал предназначен для воспитателей д/с...