Концептуальные основы здоровья
методическая разработка
"ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnye_osnovy_zdorovya.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
- ОСНОВЫ
- ЗДОРОВЬЯ
(для ДОУ)
"ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО,
ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И
ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ"
( Устав ВОЗ, Женева, 1968 г.)
- ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ
- Нормальная функция организма на всех уровнях его
организации
- Динамическое равновесие организма и его функций с
окружающей средой
- Способность организма приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям существования в окружающей среде
(адаптация)
- Отсутствие болезни, болезненных состояний либо
болезненных изменений
- Способность к полноценному выполнению основных
социальных функций, участие в общественно полезном труде
при максимально активной жизнедеятельности человека
- Полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие, гармоническое развитие физических и
духовных сил
СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЗДОРОВЬЕ"
- Физическое (соматическое)
здоровье
- Психическое здоровье
- Социальное здоровье
__________________________
soma (греч.) – тело
- ОБРАЗ ЖИЗНИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- гармоничное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие
- уровень резистентности (сопротивляемости) организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней и внутренней среды
- функциональное состояние органов и систем на момент обследования
- наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденной патологии
Г Р У П П Ы З Д О Р О В Ь Я
I – здоровые, нормально развивающиеся дети и подростки, без функциональных отклонений
II – здоровые дети и подростки при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений (предмиопия, единичный кариес, уплощенная стопа, нарушение осанки и т.д.)
III – дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии компенсации; физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; резистентность снижена
IV - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии частичной компенсации (субкомпенсации); физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; функциональные возможности и резистентность снижены
V - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии декомпенсации (обострения); физическое и нервно-психическое развитие значительно нарушено; значительно снижены функциональные возможности и резистентность
ТЕНДЕНЦИИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
- практически здоровых первоклассников около 12 – 15 %
- число здоровых выпускников школ около 5 %
- с 1-го по 8-ой классы число здоровых детей снижается в 4 раза
- число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30 %
- число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза
- с аллергическими болезнями – в 3 раза
- с заболеваниями крови – в 2,5 раза
- с нервными болезнями – в 2 раза
- до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления против 20 – 30% в общеобразовательных школах
- к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций
- у 80% учащихся школ нового типа обнаруживается повышенная невротизация
- функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у
- 30% младших школьников
- 24% учащихся 5 – 9 классов
- 20% старшеклассников
ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
- преобладание статических нагрузок, сокращение объема двигательной активности приведет к снижению сопротивляемости детского организма;
- рост стрессогенных воздействий приведет к ухудшению нервно-психического здоровья, снижению иммунитета, росту заболеваний желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистой дистонии;
- ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых, так и хронических заболеваний;
- неблагоприятная эколого-гигиеническая обстановка способствует росту как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольное образование для детей с нарушениями речи – особая адаптивно-развивающая среда (Концептуальные основы)
Идея создания группы "Предшкольный класс" возникла в результате длительной опытно-экспериментальной работы. Разрабатывая идею непрерывного образования детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что...
"Концептуальные основы ФГОС ДОУ"
Что является концептуальной основой ФГОС ДОУ...
Концептуальные основы развития предметной деятельности детей в раннем возрасте
Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность» и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом ...
Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения
Материал был подготовлен для городских " педагогических чтений". проводимых под эгидой ГМЦ ДОг.М.Знакомит с концепцией программы развития дошкольного отделения, рассказывает о совреме...
Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.
Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...
«Концептуальные основы ФГОС дошкольного образования!»
ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федераци...
Концептуальные основы развития дошкольного образовательного учреждения.
Концепция развития учреждения (ведущий замысел).Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов.Концепция образовательного у...