Концептуальные основы здоровья
методическая разработка

"ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ  БОЛЕЗНЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptualnye_osnovy_zdorovya.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
  2. ОСНОВЫ
  3. ЗДОРОВЬЯ

(для ДОУ)

"ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО,

ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ  БОЛЕЗНЕЙ И

ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ"

( Устав ВОЗ, Женева, 1968 г.)

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ
  •  Нормальная функция организма на всех уровнях его

    организации

  •  Динамическое равновесие организма и его функций с

   окружающей средой

  •  Способность организма приспосабливаться к постоянно

   меняющимся условиям существования в окружающей среде

   (адаптация)

  •  Отсутствие болезни, болезненных состояний либо

   болезненных изменений

  •  Способность к полноценному выполнению основных

   социальных функций, участие в общественно полезном труде

   при максимально активной жизнедеятельности человека

  •  Полное физическое, духовное, умственное и социальное

   благополучие, гармоническое развитие физических и

   духовных сил

СТРУКТУРА  ПОНЯТИЯ  "ЗДОРОВЬЕ"

  • Физическое (соматическое)

  здоровье

  • Психическое здоровье
  • Социальное здоровье

__________________________

        soma (греч.) – тело

  1. ОБРАЗ   ЖИЗНИ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  • гармоничное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие
  • уровень резистентности (сопротивляемости) организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней и внутренней среды
  • функциональное состояние органов и систем на момент обследования
  • наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденной патологии

Г Р У П П Ы     З Д О Р О В Ь Я                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

I – здоровые, нормально развивающиеся дети и подростки, без функциональных отклонений

II – здоровые дети и подростки при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений (предмиопия, единичный кариес, уплощенная стопа, нарушение осанки и т.д.)

III – дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии компенсации; физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; резистентность снижена

IV - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии частичной компенсации (субкомпенсации); физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; функциональные возможности и резистентность снижены

V - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии декомпенсации (обострения); физическое и нервно-психическое развитие значительно нарушено; значительно снижены функциональные возможности и  резистентность

ТЕНДЕНЦИИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

  • практически здоровых первоклассников около 12 – 15 %
  • число здоровых выпускников школ около 5 %
  • с 1-го по 8-ой классы число здоровых детей снижается в 4 раза
  • число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30 %
  • число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза
  • с аллергическими болезнями – в 3 раза
  • с заболеваниями крови – в 2,5 раза
  • с нервными болезнями – в 2 раза

  • до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления против 20 – 30% в общеобразовательных школах
  • к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций
  • у 80% учащихся школ нового типа обнаруживается повышенная невротизация

  • функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются  у
  • 30% младших школьников
  • 24% учащихся 5 – 9 классов
  • 20% старшеклассников

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

  • преобладание статических нагрузок, сокращение объема двигательной активности приведет к снижению сопротивляемости детского организма;

  • рост стрессогенных воздействий приведет к ухудшению нервно-психического здоровья, снижению иммунитета, росту заболеваний желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистой дистонии;

  • ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых, так и хронических заболеваний;

  • неблагоприятная эколого-гигиеническая обстановка способствует росту как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольное образование для детей с нарушениями речи – особая адаптивно-развивающая среда (Концептуальные основы)

Идея создания группы "Предшкольный класс" возникла в результате длительной опытно-экспериментальной работы. Разрабатывая идею непрерывного образования детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что...

"Концептуальные основы ФГОС ДОУ"

Что  является  концептуальной  основой  ФГОС  ДОУ...

Концептуальные основы развития предметной деятельности детей в раннем возрасте

Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность» и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом ...

Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения

Материал был подготовлен для городских " педагогических чтений". проводимых под эгидой ГМЦ ДОг.М.Знакомит  с  концепцией программы развития дошкольного отделения, рассказывает о совреме...

Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.

Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...

«Концептуальные основы ФГОС дошкольного образования!»

ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федераци...

Концептуальные основы развития дошкольного образовательного учреждения.

Концепция развития учреждения (ведущий замысел).Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов.Концепция образовательного у...