"Дети экрана"
статья
Предварительный просмотр:
Телевидение и дети.
Влияние экрана на психическое развитие ребенка.
В течение многих лет телевизор развлекает не одно поколение человечества. Калейдоскоп телепередач и кинофильмов захватывает, и мы забываем, что рядом с нами, взрослыми, сидят маленькие дети. И созерцают то же, что и мы… Полезен ли для ребенка подобный опыт? Что приобретает малыш, просиживая часами у телевизора? Постараюсь ответить на эти вопросы. Воздействие телеужасов на ребенка
Именно от телеужасов сегодня больше всего страдают дети. По причине того, что маленький ребенок не способен отличать реальное от нереального, кинокошмары о маньяках, убийцах, монстрах и чудовищах через экран входят в жизнь ребенка и наполняют его «наркотическими» переживаниями. Если к просмотру кошмаров добавляется темнота и одиночество, у малыша срабатывает зрительная и эмоциональная память. Ребенок по-настоящему переживает то, что увидел на экране, и переживает в значительно большей мере, чем взрослый, потому что призрак воспринимается им так, как будто он здесь, рядом.
Современные спецэффекты вынуждают ребенка поверить в реальность существования ужасных «экранных» существ а, следовательно, в реальность опасности. Чувство страха закрепляется, а это приводит к развитию невроза, который сопровождается расстройством нервной системы и внутренних органов, становится причиной серьезного деформирования характера.
Наблюдая многочисленные сцены насилия, ребенок испытывает огромный нервный шок, который превосходит предел его адаптационных возможностей. Будучи постоянным зрителем боевиков, фильмов ужасов и подобной телепродукции, малыш испытывает хроническую психологическую травму.
Основные факторы влияния экрана на психическое развитие ребенка
Визуальная информация, поступающая с экрана, вызывает изменения в восприятии и логическом мышлении ребенка. Экран будто «высасывает» нервную систему малыша. Психика ребенка, которая только развивается, испытывает переутомление: от избытка впечатлений ребенок перевозбуждается, плохо засыпает, ночью ворочается, а утром трудно просыпается. В результате — с утра малыш хмурый и капризный.
Далее, нормальный ребенок дошкольного возраста всегда подвижен, телевизор же заставляет его находиться в неестественном статичном положении длительное время! Поэтому, после просмотра телепередач, организм ребенка требует двигательной разрядки. И малыш становится «подвижнобезудержным», успокоить его крайне тяжело, потому что остановится и задуматься такой ребенок уже не способен.
Изменение реальной картины мира психологи утверждают, что телеэкран для ребенка является не столько источником информации, сколько «конструктором» картины мира, который агрессивно программирует образ жизни по собственному типу. В сознании малыша происходит процесс переоценки традиционной системы ценностей, что приводит к следующим духовным подменам — возникает агрессия к живым существам, формируются цинизм, безразличие к чужим переживаниям. Не имея в достатке собственного жизненного опыта, ребенок плохо различает что есть добро, а что — зло. И все потому, что он верит всему, что делают на экране взрослые. Так и появляются в семьях маленькие «терминаторы», «человеко-пауки», «бэтмены» и «нинзи-черепашки». Дети идентифицируют себя с отдельными агрессорами или с их жертвами, переносят эти роли в свою реальную жизнь, вместо того, чтобы копировать поведение близких им людей и набираться жизненного опыта у них.
Для примера давайте сравним героев двух сказок: Чебурашку и Крокодила Гену с черепашками-нинзя. Какую картину мира несут эти мультфильмы? Главные черты характера Чебурашки — наивность, доброта, обаяние. Черепашек-нинзя, при всем желании, наивными и милыми назвать трудно. Это, в сущности, «крутые парни», которые не задумываясь, «молотят» всех своих противников направо и налево, напоминая молодежную банду. В борьбе со злом, без которого не обходится ни одна сказка, Чебурашка вместе с другом Крокодилом Геной изобретают разные хитрости, думают, «шевелят мозгами», но не избивают и, разумеется, не убивает старуху Шапокляк. Для черепашек все определяет физическая сила: кто сильнее, тот и «победил», они пытаются уничтожать зло буквально, при этом никто не объясняет ребенку, что зло побеждается только добром, а сила рождает еще большую силу! Вспомните, что и к Карабасу-Барабасу в «Золотом ключике» тоже были применены «физические методы воздействия», но все обошлось без крови: он лишился приклеившейся к дереву бороды и остался сидеть под дождем в луже.
Мир, в котором обитают Чебурашка и Крокодил Гена, в целом светлый и дружелюбный. В нем уютно и нестрашно. Зло в нем единично и случайно. Мир же черепашек переполнен злом, оно подстерегает повсюду. И весь ужас заключается в том, что после просмотра этого мультфильма, ребенок будет считать насилие нормальной моделью поведения и способом решения личных проблем. У него появляется «облегченное» отношение к жизни и смерти, в представлении о морали поведения размываются границы разрешенного.
Зависимость от телеэкрана.
Замечено, что у дошкольников быстро формируется психологическая зависимость от экрана телевизора. Малышу уже никто не интересен, он отчуждается от общения и совместной деятельности в семье. Как следствие, тормозится развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, ослабляется его духовная связь с родными.
Экран постепенно вытесняет из жизни ребенка традиционную естественную детскую игру, в том числе и коллективную игру с другими детьми, которая необходима для полноценного развития личности. Живое человеческое общение уступает место опосредованному, когда собеседник оказывается лишним. Это огромное зло, приводящее к изменению базовых потребностей ребенка в игре, общении со сверстниками. Поэтому, уважаемые родители, усаживая малыша перед телевизором, всегда помните, что этот «удобный» способ занять ребенка в действительности принесет вашему сыну или дочке огромный вред! Ведь стойкое привыкание к экрану возникает даже когда ребенок смотрит телевизор или играет в компьютерные игры каждый день, пусть и непродолжительное время.
И если проблема уже существует, от нее очень трудно избавиться. С чего начать? Прежде всего, нужно заинтересовать малыша действительно полезными занятиями — чтением, гимнастикой, развивающими играми, создать для него позитивное игровое пространство. Очень важную роль в «возвращении» ребенка в реальный мир будет играть общение с родителями, бабушками и дедушками, а также с другими детьми. При этом, нужно набраться терпения, поскольку процесс будет довольно длительный, ведь телезависимость легче предупредить, чем потом от нее избавиться!
Материал предоставила Т. В. Яценко, практический психолог центра развития ребенка «Мазаль Тов» г. Харькова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети экрана"
Компьютер, телевизор, видео прочно вошли в жизнь малышей с первых лет жизни. На первый взгляд это безобидное занятие и оно вполне устраивает и детей, и взрослых: ребёнок не пристаёт, ничего не просит,...
Школа для родителей "Дети экрана"
Когда телевизор заменяет маленькому ребёнку общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное деформирующее влияние на становлении личности и психику. Полноценное развитие ребёнка возможно только в ин...
«Дети экрана» (нельзя допустить, чтобы телевизор заменил живое общение родителей с ребёнком)
Если вы сами слишком много смотрите телевизор, будет очень сложно объяснить вашим детям, почему этого делать не стоит....
Консультация для родителей "Дети экрана"
в материале поднимается проблема безконтрольного просмотра детьми мультфильмов....
Консультация для родителей "Дети экрана"
Консультация...
Дети экрана
Средства массовой информации давно и достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день мы смотрим телевизор, слушаем радио и проводим время за компьютером.Дети вместе с нами ежедневно погружаются в эт...
«Дети экрана»
Как проводит время дома ваш ребенок? Утром просыпается от маминого поцелуя или очередной порции мультсериалов? Как часто мы поем детям колыбельные перед сном, или их укладывают телепередачи? Что мы чи...