Рабочая программа кружка "Акваэробика".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Королькова Наталья Юрьевна

Программа расчитана для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akva_-_aerobika.docx48.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Мечта»

ПРИНЯТО                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

На заседании пед.совета                                                                    Заведующий МАДОУ д/с 7 «Мечта»

МАДОУ д/с №7 «Мечта».                                                                   ________________Леукина И.А.

«__»________2019года.

Рабочая программа по плаванию

кружка «Аква-аэробика»

для детей 5-7 лет

                                                                                Инструктор по физической культуре

                                    (плаванию)

                                                                                            Королькова Наталья Юрьевна.

                                                                   Мещерское 2019-2020 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

I Целевой раздел

1.Пояснительная записка

1.1 Актуальность и направленность программы

1.2 Цели и задачи реализации программы.

1.3 Развитие двигательных навыков соответствии с возрастными

 особенностями детей 5-7 лет.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы.

1.5 Оценка результатов освоения программы.

II        Содержательный раздел

2.1 Тематическое планирование

III.        Организационный раздел

3.1. Материально - техническое обеспечение программы.

3.2. Учебно-методический комплект.

I Целевой раздел

1.        Пояснительная записка

1.1 Актуальность и направленность программы

Красивый, здоровый, сильный ребенок! Какие родители откажутся видеть именно таким свое любимое дитя. И средств, и возможностей на данный момент великое множество. Одним из них является аквааэробика для детей. С медицинской точки зрения данное направление очень полезно как детям, так и взрослым:

-вода способна сжечь большое количество калорий за меньший промежуток времени ;

- на занятиях вода выталкивает тело человека на поверхность и снимает нагрузку, как с позвоночника, так и со всего опорно- двигательного аппарата;

- гидростатическое давление воды обуславливает массажный эффект погруженному телу, улучшает циркуляцию крови, лимфы в организме;

- сила сопротивления воды заставляет работать в едином комплексе всю мускулатуру тела, делая организм более координированным и выносливым.

Все дети очень любят воду. Такой инстинкт заложен от природы. Ведь человеческий организм девять месяцев внутриутробного развития проводит именно в воде. Какая прелесть походить вдоль берега босиком, понырять или просто поплескаться водой. Но, с другой стороны, река, озеро или море представляют собой серьёзную опасность для малыша, если он не умеет плавать. Его слабая мускулатура и  боязнь воды могут привести к плачевным последствиям.

Поэтому, чтобы избежать такого горя, а также закалить детский организм и придать ему здоровую осанку нужно выделить свободное время в режиме дня для занятий в секции аква-аэробики для детей. Присутствие ребёнка в воде можно назвать процедурой закаливания. Ведь вода забирает в полтора раза быстрее тепло из человеческого организма, чем любая другая среда. А какая прекрасная возможность будет для тренировки сердечнососудистой системы.

Так же не стоит отрицать, что дети, посещающие секцию аква-аэробики, гораздо меньше, по сравнению с их сверстниками, болеют ОРВИ и другими инфекционными  заболеваниями.

При движении в воде вся нагрузка падает на мускулатуру. Мышцы приобретают красивый вид, а позвоночник отдыхает. Очень эффективны данные занятия для детей с избыточным весом тела. Именно посещение тренировочных занятий секции аква-аэробика для детей служит замечательной возможностью  обрести стройную фигуру и привести свой вес к норме.

Аква- аэробика для детей является полезным фактором для растущего организма:

-упражнения по аква-аэробике позволяют нагружать те группы мышц, которые не загружены или отлынивают в повседневной жизни;

-вода представляет прекрасную возможность активным и психически неустойчивым детям выплеснуть наружу всю лишнюю энергию;

-комплекс занятий по аква- аэробике позволяет растягивать связки и развивать гибкость;

- тренировочные занятия предусматривают игры, которые очень нравятся детям.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

 содействие оздоровлению, закаливанию детского организма, в обеспечении всесторонней физической подготовки; вовлечения детей дошкольного возраста в занятия физической культурой и спортом..

Задачи:

Оздоровительные задачи (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка):

Способствовать гармоничному психосоматическому развитию.

Совершенствование защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

Формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Образовательные задачи:

Формирование двигательных умений и навыков.

Развитие психофизических качеств( быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости)

Развитие двигательных способностей  ( функции равновесия, координации движений).

Способствуют воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.

1.3  Развитие двигательных навыков соответствии с возрастными особенностями детей 5-7 лет.

Сущность и значимость двигательной активности для детей:

- развитие нервной системы

- психики

- интеллекта

- физических качеств

- формирование личностных качеств

- здоровье

- психолого-эмоциональное состояние

В бассейне проводятся занятия по обучению детей кружка «акваэробика» один раз в неделю. Организация обучения плаванию осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно – оздоровительной работы. Сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности отдыха детей на протяжении всего учебного года способствует закаливанию и увеличению двигательной активности детей.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.

Плавание - это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.

Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. 

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

1.4 Планируемые результаты освоения программы.

К шести - семи годам при успешном освоении данной программы достигается следующий уровень развития ребенка.

Перечень планируемых результатов раскрывает не только планируемые результаты в области освоения техники плавания, но и в формировании знаний, умений и навыков которые очень важны в повседневной жизни: нравственные качества, нормы и ценности ребёнка.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах;

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время);

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений;

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания;

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье;

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.);

Проявляет устойчивый интерес к различным видам спорта;

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли;

Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли;

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками;

Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, помогать детям в освоении того или иного двигательного действия;

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и сверстников.

Умеет плавать всеми существующими стилями (баттерфляй, брасс, кроль на груди и на спине);

Наблюдается согласованность движений в воде;

Нет боязни воды, свобода движений, уверенность движений в игровых моментах занятий;

Отлично разбирается в плавательном инвентаре, знает его предназначение;

Способен выполнять повороты в воде, спады в воду из положения сидя;

Способен сам придумывать упражнения и игры в воде;

Способен прийти на помощь товарищу, успокоить и попробовать выполнить упражнение вместе с ним, если у того не получается.

Возрастные особенности усвоения программного материала.

5-6 лет

6-7 лет

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок способен к освоению сложных движений. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек. Ребенок способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию. Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. Выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Свойства центральной нервной системы таковы, что дети быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

1.5. Оценка результатов программы.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года, карты наблюдений детского развития позволяют фиксировать и оценивать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной обстановке, а также в свободной деятельности детей.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач, обозначенных в ФГОС ДО: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.

II.        Содержательный раздел

2.1. Перспективное планирование

Программа «Акваэробика» предназначена для воспитанников 5-7 лет

и рассчитана на 1 год обучения.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Количество занятий – 1 в неделю (36 занятий в год).

Правильно организованные занятия на воде способствуют воспитанию здорового, физически и умственно развитого ребёнка. К тому же плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем. Закаливающий эффект плавания защитит ребёнка от бесконечных ОРЗ и детских инфекций. Но на этапе привыкания к воде зачастую преследует лёгкие простуды и насморки .Это означает, что идет перестройка организма на водный лад. Этот период может длится от месяца до года, в зависимости от индивидуальной особенности каждого ребёнка.

Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра- это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определенному способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребенок был в постоянном движении – тогда он не будет мерзнуть.

Пространство вокруг чаши бассейна должно быть свободным от посторонних предметов. Оформление зала и бассейна должно соответствовать гигиеническим ( САНПиН2.4.1.2660-13) и эстетическим требованиям.

Дети занимаются в плавках, резиновых шапочках. Для передвижения по залу до и после занятия необходимы махровые или фланелевые халаты с капюшонами и длинными рукавами; обувь на резиновой подошве (исключая шлепанцы).

Перед посещением бассейна обязательно предшествует гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, затем они тщательно , быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.

Температура воды 28-30 С, а температура воздуха 26-28С . Уровень воды в бассейне, должен быть не выше плечевых суставов ребенка, стоящего на дне бассейна.

Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.

Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками:

Тренер – преподаватель по плаванию руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей по вопросам обучения плаванию, отвечает за безопасность детей.

Медицинская сестра проверяет условия проведения образовательной деятельности, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены, отвечает за безопасность детей, оказания доврачебной помощи, осуществляет контроль гигиенических условий и физической нагрузки на детей в бассейне.

Родители обеспечивают детей необходимой одеждой, продолжают оздоровительные мероприятия в условиях семьи, обеспечивают потребность в двигательной активности детей и совершенствование двигательного навыка через совместное посещение бассейна, открытых водоемов, участие в спортивных мероприятиях учреждения.

Противопоказания к занятиям.

Наличие острых инфекционных заболеваний;

Острые стадии любых заболеваний ( обострение хронических заболеваний);

Лихорадочное состояние ( повышенная температура тела)

Злокачественные опухоли;

Грибковые поражения кожи и ногтей;

Аллергические реакции( в том числе на компоненты воды);

Любые болевые ощущения;

Повышенное артериальное давление.

Октябрь.

1. Тема: «Плаваем, играем».

Выявление уровня подготовленности детей.  

 Обучение разнообразным передвижениям в воде.

Освоение базовых упражнений по аквааэробике, плаванию.

Игра «Камешки»

2. Тема: «Водолазы».

 Развитие мышц тела и нижних конечностей с помощью специальных упражнений.

Обучение погружению под воду без чувства страха на задержке дыхания.  

Игра «Водолазы»

3. Тема: Бегаем, играем»

 Научить передвижению по дну бассейна различными видами ходьбы, бега и прыжками

в сочетании с дыхательными упражнениями.

Игра «Мяч в кругу»

4. «Мышцы-наша сила» 

Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того,  чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми.  

Игра «Салки из круга».

Ноябрь.

5. Тема: «Познакомимся с нудлами».

Разучивание и закрепление различных коллективных движений, а также упражнений в воде с гибкими палками под музыку.

Игра «Поплавок».

6. Тема: «Музыка, наш друг».

Переход к упражнениям под музыку, с целью сплачивания

детей при помощи специально подобранных игр, проводимых в воде.

 Снятие напряжения, тревожности и повышенной агрессивности средствами игр и совместных упражнений.

Игра «Мяч в сетке»

7. Тема: «Плаваем, ныряем, про здоровье не забываем».

Выполнение упражнений, направленных на укрепление сердечнососудистой системы с постепенным увеличением интенсивности тренировок при помощи ножных манжет.

 Научить приёмам самоконтроля и саморегуляции, снятию стресса при помощи специальных приёмов и упражнений в воде.

Упражнение «Лестница».

8. Тема: Ножки, бегут по дорожке»

 Разучивание коррекционных движений для профилактики плоскостопия и сколиоза; - приучение детей к самостоятельному и каждодневному выполнению.

Упражнение «Якорь»

Декабрь.

9. Тема: «Дельфинчики».

Обучение элементам спортивного плавания способами «дельфин» и «кроль на груди»

(ребенок принимает горизонтальное положение тела на груди; ноги выполняют попеременные движения вверх вниз; руки – поочередные  круговые движения); - постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами.  

Способствование эмоциональному раскрепощению детей при помощи игр в воде.

Игра «Дайвер»

10. Тема: «Повторение».

Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма.

Упражнение «Поворот с приседанием».

11. Тема: Капельки»

Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению синхронности. Формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде под музыку.

Закрепление полученных умений по плаванию; выполнение специальных упражнений для расслабления, снятия напряженности, тревожности.

Игра «Пузыри»

12. Тема: Кроль и брасс-наши друзья»

 Обучение элементам спортивного плавания способами «брасс» и «кроль на спине» (ребенок принимает горизонтальное положение тела

на спине; ноги выполняют попеременные движения вверх вниз; руки – поочередные круговые движения назад); постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами.  Выполнение комплексов групповых упражнений под музыку с предметами и без.

Игра «Карлики-великаны»

Январь.

13. Тема: «Моторные лодки»

 Постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании спортивными способами.  Эмоциональное раскрепощение детей при помощи игр в воде.

Игра «Озорные лягушата»

14. Тема: «Лотос»

Закрепление навыка выполнения упражнений в воде с гибкими палками под музыку.  Разучивание различных коллективных упражнений.

Игра « Мяч за черту»

15. Тема: «Контрольные упражнения».

Проведение контрольных занятий для проверки уровня приобретённых навыков и умений.  

Игра «Посмотри и повтори».

16. Тема: «Осанка»

Формирование умения совместного выполнения движений.

Совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу . Приучение к контролю за своей осанкой.  Формирование чувства радости и удовольствия.

Игра « Выпады с нудлами»

Февраль.

17. Тема: «Цветные поплавки».

Формирование согласованности движений рук и дыхания в стиле кроль в наклоне (на суше). - Разучивание движений под счет инструктора и его сигнал. Воспитание взаимопомощи, посредством игровых упражнений.

Игра «Плывем за мячом»

18. Тема: «Кроль».

Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению

синхронности; корректирование работы ног в плавании стилем «кроль»;  формирование умения синхронно выполнять движения в паре;  возбуждение желания заниматься в воде под музыку.

Игра «Пятнашки»

19. Тема: «Плавающие пузырьки».

Приучение к выполнению движений синхронно, не только в своей тройке, но и взаимосвязано с остальными тройками; корректирование работы рук и ног при плавании брассом; выполнение простейших переворотов; способствование возникновению мотивации к творческой деятельности.

Игра «Качели»

20. Тема: «Винтики в воде».

Научение к выполнению движений в разных перестроениях. Формирование умения выполнять перевороты на 180-360 градусов. Обучение синхронному выполнению движений под музыку; способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта.

Игра «Рыбки в сети»

Март.

21.Тема «Озорные лягушата».

Координирование синхронности движений при выполнении различных упражнений ; формирование умения выполнять переворот у края бассейна, продолжая движение в обратном направлении;  выполнение разных движений под музыку с согласовыванием

их друг с другом; способствование творческой деятельности детей при выполнении упражнений под музыку.

Игра «Мяч в сети»

22-23. Тема: «Торпеда»

Совершенствование переворотов на 180 градусов с последующим скольжением и плаванием в стиле «Торпеда» , «Кроль»;  формирование интереса к плаванию между предметами с изменением направления; разучивание движений под музыку, с ориентацией на её темп; научение имитации движений животных, основываясь на использовании личного двигательного опыта.  

Игра «бегом за мячом»

24. Тема: «Брасс».

Обучение синхронным скоординированным движениям не только в своей тройке и в общей

композиции; корректирование работы рук и ног при плавании брассом;  -выполнение простейших переворотов; создание мотивации к творческой деятельности.

Игра «Моряки-подводники».

Апрель.

25. Тема «звонкий мяч».

Закрепление умений выполнения различных упражнений с мячами в паре.

Игра «Водное поло»

26. Тема: «Весёлые ребята»

Совершенствование плавания «торпедой» с мячом в руках;  выполнение задания самостоятельно, считая про себя, согласовывая движения с музыкой.

Игра «Водяной».

27. Тема: «Открытое занятие для родителей»

Совершенствование выполнения переворота у края бассейна с продолжением движения в обратном направлении; выполнение разнообразных согласованных движений под музыку; вовлечение в творческую деятельность детей посредством выполнения упражнений под музыку.

Игра «Звездочки»

28-29. Тема: «Медузки».

Выполнение движений в

перестроениях; совершенствования техники переворотов на 180-360 градусов ; обучение синхронному выполнению движений под музыку;  способствование созданию новых движений, основанных на приобретенных ранее умений.

Игра «Море волнуется раз…»

30-31. Тема: «Вальс цветов» занятие по синхронному плаванию и аквааэробике, день открытых дверей для родителей.

Игра «Мяч за черту»

Май

32. Тема « Пушинка»

Закрепление умения контролировать свое дыхание во время выполнения

упражнений ; способствование оздоровлению посредством создания хорошего настроение, положительных эмоций.

33. Тема: «Веселые лягушата».

Обучение смене темпа движений в зависимости от музыки; разучивание новых движений под музыку с ориентацией на ведущего; обучение имитации разнообразных.  

Игра «Кто быстрее»

34-35. Тема: « Повторение и закрепление всех навыков кружка «Акваэробика».

 Обучение качественному выполнению упражнений с соблюдением синхронности; корректирование работы ног в плавании стилем «кроль»; формирование умения синхронного выполнения движения в паре; формирование желание заниматься в воде под музыку.

Игра «Караси и карпы»

36. Тема: «Поплаваем, поиграем».

Игры и эстафеты в воде. Обобщение работы кружка.

 Структура занятий.

    Для обеспечения безопасности тренировочного процесса важно соблюдать принцип  соответствия величины нагрузки возможностям занимающихся.

Каждое занятие начинается с разминки, затем следует упражнения на гибкость и растягивание мышц и связок, бег и марширование в воде, вращения вокруг оси своей, махи руками, танцевальные шаги.

Подготовительная часть. Основная задача – организовать занимающихся и подготовить их к выполнению упражнений основной части урока. Упражнения подготовительной части должны задействовать все большие группы мышц, включать перемещения и постепенный переход к движениям с полной амплитудой в суставах. Интенсивность движений- умеренная.

Основная часть. Ее задачи – воспитание силы, гибкости , аэробной выносливости, совершенствование технической подготовленности. Включает упражнения, направленные на решение задач занятия, а также подводящие упражнения, которые выполняются непосредственно перед основными.

Заключительная часть. Её задача – постепенное снижение физической нагрузки и уровня эмоционального возбуждения. Включает легкие движения, несложные перемещения, статические упражнения для развития гибкости. Интенсивность движений- небольшая. В конце занятия выполняется упражнения на расслабление и релаксацию.

Занятие по аквааэробике включают общеукрепляющие упражнения, для рук, ног, туловища, дыхательные и специальные для укрепления брюшного пресса, мышц спины, стоп.

Программа рассчитана на 36 уроков в бассейне на учебный год. Оценка умений проводится через контрольные занятия, в ходе которого выявляется уровень освоения материала детьми.

Комплекс упражнений по аквааэробике

Основными средствами занятий аквааэробике являются

физические упражнения, выполняемые в воде;

-для освоения с водой;

-для освоения и совершенствования навыка плавания;

-игры на воде;

-на силовые способности;

-на гибкость;

-на аэробную направленность;

- на расслабление.

Все упражнения выполняются либо у неподвижной опоры ( бортик, разделительная дорожка), либо с подвижной опорой ( доска для плавания, «нудл»,мячи), либо без опоры.

Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды.

1.Ходьба по дну, держась за разделительную дорожку или бортик бассейна.

2.То, же но без помощи рук, с переходом на берег.

3.То, же но спиной вперед без помощи рук, с переходом на бег.

4.Ходьба приставными шагами( левым, правым боком)без помощи рук, с переходом на берег.

5. Ходьба по дну в наклоне вперед; прямые руки вытянуты вперед, кисти соединены.

6. Поочередное движение ног ( как при ударе в футболе) , отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхности голени.

7.Бег вперед с помощью поперечных гребковых движений руками.

8.То.же но с помощью одновременных гребковых движений руками.

9.Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

10.То,же но помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.

11. « Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками.

12 « Пишем восьмерки» . Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.

Погружение в воду с головой.

Набрать в ладоши воду и умыться.

Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.

Тоже, но погрузиться до уровня глаз.

Тоже, но погрузиться с головой в воду.

Упражнение « Сядь на дно».

Игры на погружение.

Всплывание и лежание.

Держась руками за бортик, опустив лицо в воду ( подбородок прижат к груди) , приподнять таз и ноги к поверхности воды.

Тоже, но после приподнимания ног и таза оттолкнуться от бортика.

« Поплавок»

« Медуза».

«Звездочка на груди»

«Звездочка на спине»

Скольжение в воде.

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед.

Скольжение на груди: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

Тоже, но поменяв руки.

Скольжение на левом боку: левая рука впереди, правая вдоль туловища.

Тоже, на правом боку, поменяв положение рук.

Скольжение на спине: руки вытянуты вперед.

Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания.

Плавание как способ перемещения тела в воде входит в состав основных средств аква-аэробики. Освоение плавательных движений происходит так же, как и на занятиях по плаванию. Изучаются движение ногами, руками, дыхание и согласование движений. Элементы плавания используются на глубокой воде с применением ласт.

Игры на воде

Игры, способствующие умению передвигаться в воде:

Море волнуется: играющие стоят в шеренге по одному лицом к бортику. По команде « море волнуется» Все расходятся по бассейну ( их разогнал ветер). По команде «  на море тихо» все занимают исходное положение у бортика. Кто последний подошел к бортику выбывает из игры.

Водолазы

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

Карлики – Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Мяч за черту

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.

За мячом в воду

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Качели

Пловцы держатся за руки (лицом друг к другу). Первый играющий, сделав вдох, опускается вертикально вниз под воду с открытыми глазами. В момент погружения он обхватывает руками колени второго играющего и тянет его под воду. Это дает возможность первому играющему подняться над поверхностью воды и сделать вдох. В свою очередь, пловец, которого погрузили в воду, тянет своего партнера за ноги вниз, а сам всплывает на поверхность. Попеременное погружение играющие проделывают 4 - 6 раз.

Пятнашки

Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя

Дельфины

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.

Рыба в сети

Выбирают двух ведущих. Игроки заходят по пояс в воду и расплываются недалеко в разные стороны. По сигналу вожатого, ведущие, держась за руки, начинают "ловить рыбу", т.е. пытаться поймать кого-то из игроков. Пойманный игрок присоединяется к ведущим, их становится на 1 больше, размер сети увеличивается. Заканчивается игра тогда, когда вся "рыба" будет поймана.

Бой на воде

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.

Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу. В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2 – 3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Кто быстрее?

По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на бортике, победил.

Парное плавание

Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.

Караси и карпы

Две команды с одинаковым количеством участников. Водящий командует: «Караси», названная команда убегает. Осаленные пересчитываются. Самыми ловкими объявляются не осаленные и команда , поймавшая большее количество рыбешек.

Рыбаки

Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.

Плавание втроем

Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему.Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.

Фонтан

Участники игры, взявшись за руки, становятся в круг и расчитываются на первый - второй. Вторые номера ложатся спинами на воду и начинают бить ногами по воде, образуя фонтан. Вторые номера могут ложится головами к центру круга. Тогда фонтан будет объемнее. Первые номера остаются в вертикальном положении и слегка придерживают вторых номеров.

Кто дальше

Глубина должна быть по пояс.
Задача игры - Научить детей ложиться на воду.
Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде руководителя игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, "скользят" по воде к берегу. Побеждает тот, кто проскользил дальше.

Водяные жмурки

Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов... Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.

Поплавки

Зайди в воду по грудь, сделай глубокий вдох и присядь на дно. Если теперь ты соберешься в комочек: прижмешь голову к коленям, обхватишь ноги руками, ты превратишься в легкий поплавок. Не веришь? Оттолкнись слегка от дна - и всплывай, раскинув руки. У кого это лучше получается? Давайте устроим трехминутное состязание, а победит в нем тот, кто за эти минуты сумеет большее число раз побыть поплавком - уйти под воду и, конечно, всплыть.

Невод

В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались - кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя!). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, - молодец.

Маятник

Эта забава — для троих. Двое, войдя в воду по грудь, становятся друг против друга на расстоянии примерно метра. Третий стоит между ними — он-то и будет исполнять роль маятника, падая боком то в одну, то в другую сторону и уходя с головой под воду. (Последнее, впрочем, не обязательно.) А партнеры принимают его поочередно на руки и отталкивают ладонями. Так он и качается из стороны в сторону. Когда ему надоест быть маятником, на его место встанет кто-то из тех, кто его раскачивал.

Качели для двоих

Вода — по пояс. Двое стали друг против друга, взялись за руки и присели, упершись ступнями. Головы у обоих пока над водой. Но вот кто-то из них, вдохнув хорошенько, первым откидывается назад, приседает поглубже. Голова его оказывается в воде, зато он приподнял второго. Теперь черед того делать глубокий вдох и погружаться под воду, вытягивая наверх первого, а то ему уж и дышать нечем. Вот так и раскачиваются они, по очереди исчезая в воде и появляясь из нее. Пока не надоест.

Дуй вовсю!

Сейчас тебе придется передвигаться в воде, гоня перед собой легкий воздушный шарик. Гоня не руками, не лбом, а своим дыханием. (А если коснешься шарика — проиграл сразу.) Умеете плавать — плывите. Не умеете еще — двигайтесь, опираясь на дно руками и ногами (или только руками — каков уговор будет). Дистанцию заранее отмерьте. Шарики, чтобы их не спутать, возьмите разноцветные (и конечно, круглые). Впрочем, на них можно номера написать, если все они окажутся одного цвета.

Удочка

Стоящий в центре водящий раскручивает на веревке мяч, а остальные, расположившись по кругу, должны вовремя окунуться, чтобы мяч пролетел над головой, не задев ее. Кто попался на удочку, тому водить.

III.        Организационный раздел

3.1. Материально - техническое обеспечение программы.

Разделительные дорожки.

Доски для плавания.

Гибкие палки (« нудлы»).

Музыкальный центр (колонка).

Ласты.

Надувные и резиновые мячи.

Гимнастические обручи

Игрушки.

Длинный шест (2-2.5м) для поддержки и страховки.

3.2. Учебно-методический комплект.

1.Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.

2.Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.

3.Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

4.Петрова Н. Плавание начальное обучение с видеокурсом. Изд. «Человек» 2013                        

год.Москва.

5.Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).

6.Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.

7.Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1991год.

8.Чеменева А. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Изд. «Издательство «Детство-пресс»». 2011 год изд.

9.Канидова В. Занятия по плаванию с детьми младшего возраста в условиях дошкольных учреждений. Изд. «АКА-принт» Москва 2012 год изд.

10.Рыбак М. Занятия в бассейне с дошкольниками. Изд. «ТЦ Сфера» Москва 2012 год изд.

11.Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов  ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).

12. Интернет-ресурсы «Акваэробика для детей дошкольников» 2012 г.изд. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...