Организация и методика проведения прогулки в детском саду
статья (младшая группа)

Дворянова Наталья Александровна

Прогулка для ребенка  - это прежде всего укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению  его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится  примерно до четырех часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

 

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Организация проведения прогулки во второй младшей группе № 4

Составитель:

Дворянова Н.А.

Воспитатель ГБДОУ д/с № 31

Красносельского района СПб

21.02.2020.

Санкт - Петербург

2020 г

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Прогулка   1 половина дня (УТРО) начало в 10:55

Порядок проведения 5 –ти компонентов, составляющих прогулки, может быть изменен на усмотрение педагога, в связи с расписанием образовательной деятельности детей, выполнение всех 5 компонентов обязателен.

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность)

Наблюдение: «За солнцем» - продолжительность 7-10 мин

Как светит солнце? В конце зимы (начале весны) ослепительно, ярко освещает землю. Где находится солнце? (На небе, оно поднимается все выше и выше.) 

Солнышко поднимается выше, день удлиняется. «Теперь солнышко рано встает, будит вас еще дома, а зимой было темно, когда вы приходили в садик». Отметить, что, если светит солнышко, день какой будет? (День солнечный.) Солнце светит ярче, стало теплее. Все рады теплому, яркому солнышку, первым, после зимы солнечным лучам.

Стихотворение Г. Ладонщиков
Дни повеселели,
Солнышку не спится.
Птички радостно запели.
В двери к нам весна стучится.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение Движений по шаблону).

  1. Подвижная игра «Беги к тому, что назову»

Повтор игры 2-4 раза, продолжительность 7 - 15 мин

Цель: напомнить названия предметов, научить бегать «стайкой».

Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, пароходику беги!» и.т.д.

Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.

2.Подвижная игра «Попади в круг» малой подвижности

Цель: совершенствовать умение действовать с предметами; учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость подгруппа детей

III. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

Дидактическая игра на развитие памяти, мышления Игра с мячом «Помощники»

Повтор игры 2 раза, продолжительность 7 - 10 мин

Цель: упражнять детей в подбрасывании и ловле мяча, уточнять названия предметов бытовой техники, описывать действия, которые они совершают. Привлечь: Ростислав, Влад, Саша, Катя

ЗКР Упражнение «Укачай куклу»

Повтор игры 2-4 раза, продолжительность 7 - 10 мин

Цель: Уточнение артикуляции гласных звуков. Преодоление твердой атаки голоса. Привлечь: Захар, Мира, Ваня, Майя, Алиса, Катя

Пальчиковая игра: «Помощники». Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи. Саша, Дарина, Алиса, Ваня, Тимофей

Повтор игры 2 раза, продолжительность 5-7 мин

Текст игры

Действия, движения

Раз, два, три, четыре, 

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

 И большую поварешку.  

Только чашку мы разбили,

Чайник тоже повредили-

Нос у чайника сломался,

Ковшик тоже разломался.

Ложку, мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!

 Дети делают ритмичные хлопки

Одна ладонь скользит по другой по кругу, ладони прижаты друг к другу.

Открывают по одному пальчику,

начиная с мизинца.

Показывают пальцем на нос, дотрагиваются.

Двумя пальцами показывают чуть-чуть

Дети делают ритмичные хлопки, показывают удивление!

IV.Труд детей на участке. продолжительность 15мин

Трудовые поручения: Сбор опавших веток на участке; Помощь воспитателю в сборе выносного игрового материала. Цель: учить работать подгруппой, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

V.Самостоятельная игровая деятельность продолжительность 7-15мин

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игры детей с выносным игровым материалом (лопатки, формочки на каждого ребенка, куклы, мячи, машинки +орудия труда) Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно.

Подвижная игра «Найди свою пару» продолжительность 5-7 мин 

Цель: Учить построению парами, ходьба парами в строю, ориентирование.

Окончание прогулки: 11:55

Прогулка   2 половина дня (ВЕЧЕР) начало в 16:55

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность)

 «Наблюдаем за небом» -вечер, продолжительность 7 -  15мин

Цель прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей

Ход Наблюдения

Воспитатель: Посмотреть вместе с детьми на небо, утром было солнце, а сейчас солнце спит

Воспитатель: Какого цвета сегодня небо? (Выслушивает ответы детей, потом рассказывает.) Небо стало (голубым, темным, серым….?) Появились легкие облака, которые медленно, не торопясь, плывут

Облака, словно белая пушистая вата, плывут по небу.

Художественно слово.

Воспитатель читает стихотворение.

Видишь, облако летит?

Слышишь, с нами говорит:

«В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу!

Стану тучей, а потом

Всех порадую дождем.

Буду грядки поливать,

Буду травку умывать,

Буду в синие озера

Рыбкам воду наливать».

Стихотворение З. Александрова

Вместе с детьми поет песенку.

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Обсуждения , вопросы и ответы детей

П. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1.Подвижная игра «По ровненькой дорожке» малой подвижности, продолжительность 7-15мин
Цель: дети должны двигаться ритмично, согласовывая движения с ритмом и содержанием стихотворения.
Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух. (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы. (дети поднимаются).

После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом

Там мы живем. (дети идут или бегут в домики, занимают каждый свое место)

Повторить игру можно 2—3 раза, по желанию детей

Правила игры:

 Движения должны соответствовать тексту стихотворения.

Указания к проведению игры:

Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.

Вначале воспитатель может сам повторять движения вместе с детьми. Потом только следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.

Дети не должны долго находиться в положения на корточках.

2.Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» продолжительность 7-15мин

 Цель: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Ход игры

Воспитатель (В.) говрит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки.

В медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой…

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг.

В. продолжает:

Оставайся такой

И не лопайся!

 В. уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель. – «Надуем еще раз!» - и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.В. командует: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»   

   3.Подвижная игра «Гуси-гуси» продолжительность 7-15мин

Цель: учить диалоговой речи, учить бегать стайкой, не наталкиваясь друг на друга.

Материал: волк (мягкая игрушка); по желанию, воспитатель, сам выступает в роли волка.

Ход игры

Воспитатель (В.), держа в руках мягкую игрушку – волка, объясняет детям: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой, а не могут пройти! Под горой сидит волк, хочет гусей схватить».

В Гуси, гуси! (Дети: «Га-га-га».)

Есть хотите? (Дети: «Да-да-да»)

Хлеба с маслом? (Дети: «Нет!»)

А чего же вам?

(Дети: «Конфет!»)

Летите домой!

В. (произносит вместе с детьми).

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три – домой беги!

    Дети перебегают на противоположную сторону

     Взрослый берет в руки волка, «рычит», «догоняет» детей, потом хвалит: «Молодцы, гуси! Все долетели, не поймал никого волк!»

III. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

Прыжки на 2 ногах с продвижением вперед Ц: Учить ритмично прыгать на 2-х ногах, удерживая равновесие. Привлечь: Лера, Ваня, Варя, Ростик, Катя

продолжительность 7- 15мин

Безопасность (ОБЖ )  продолжительность 7- 10 мин

«Гуляем рядом с воспитателем, в освещенном месте». Цель: формировать у детей безопасное  поведение в вечернее время

Пальчиковая игра «Тук-тук молоток, мы построим крепкий дом»

Цель: развитие  мелкой  моторики, речь, память

Кирилл, Алиса К, Майя, Вадим, Ростик, Саша Н

Дидактическая игра продолжительность 7- 10 мин

 «Сравни кукол» Цель: учить сравнивать предметы по заданному признаку. Привлечь: Вова, Катя, Лера, Катя

IV.Труд детей на участке. продолжительность 7- 15мин

Трудовые поручения воспитателя (уборка дорожек); помощь воспитателю в сборе выносного игрового материала. Цель: учить работать подгруппой, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

V.Самостоятельная игровая деятельность продолжительность 15мин и более, по желанию детей

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин» Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи, закреплять знания о трудовых действиях профессии продавца и названия продуктов в магазине.

Игры детей с выносным игровым материалом (лопатки, формочки на каждого ребенка, куклы, мячи, машинки, орудия труда+ светоотражатели на каждого ребенка) Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно, взаимодействие со сверстниками. продолжительность 15мин 

и более по желанию детей 

Окончание прогулки 19:00, уход детей домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организмаСтруктура прогулки...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Консультация для воспитателей дошкольной ступени....

Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способ...

Консультация для педагогов на тему«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после нод и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Прогулка является одним из основных режимных моментов в детском саду, ее значение трудно переоценить. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всесто...