Развитие мелкой моторики кистей рук.
картотека
Предварительный просмотр:
Значение
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Ученые доказали, что чем выше двигательная активность пальчиков, тем лучше речь малыша, тем точнее артикулирование звуков. В подушечках пальцев рук находится множество нервных рецепторов, посылающих импульсы в нервную систему человека.
Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – в первую очередь, для развития речи, ну и для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию и пр.
На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр. Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители, ведь развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему
быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения.
Когда начинать занятия?
Конечно с самого рождения! Да, да уже с первого, второго месяца жизни делайте малышу массаж пальчиков. Кладите ему в ладошку свой пальчик, и он обязательно захватит его в кулачек.
Знакомьте малыша с предметами различной фактуры – гладкое, шершавое, теплое, мягкое, холодное. Вкладывайте в ручку погремушки, стимулируйте движения, загибайте пальчики, массируя их от мизинчика к большому пальцу.
Уделяйте внимание обеим ручкам. Оглянитесь, сколько всего у вас есть в доме необычного, нового и интересного для малыша – ленточки, шнурки, крышечки, баночки и т.д. Давайте ребенку возможность прикоснуться ко всему новому и интересному.
Комментируйте все свои действия: «это гладкая ленточка», «мягкий мишка», «холодная ложка» и т.д. Еще лучше если вы будете рассказывать различные стишки и потешки. Старайтесь говорить четко и ритмично, периодически меняя интонацию, темп, скорость и громкость произношения.
28 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
1. Составляем контуры предметов (например, стола, дома)
сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
3. Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры (например, цветы) правой и левой рукой.
4. Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок,
а мелкие бусинки, бисер – на нитку с иголкой.
5. Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).
6. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.
7. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.
8. Достаем бусинки ложкой из стакана.
9. Складываем мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
10.Наматываем нитки на катушку и сматываем её в клубок.
11.Продеваем нитки в иголку.
12.Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.
13.Стираем ластиком нарисованные предметы.
14.Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
15.Надеваем и снимаем колечко (массаж пальцев).
16.Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.
17.Комкаем платок (носовой платок берем за уголок
одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки).
18.Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку,баночку.
19.Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
20.Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне»
с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
21.Сжимаем и разжимаем эспандер.
22.Катаем резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами ("ёжиков").
23.Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
24.Лепим, рисуем пальчиковой краской, на крупе.
25.Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста.
26.Заворачиваем матрешку/что-нибудь яркое, привлекательное в 4—5 фантиков от конфет.
Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их складывает.
27. Рисуем на листе дорожку, домик, кошку. Малыш "шагает" по дорожке-обводит ее пальчиком,
цветным мелком, "рисует" пластилином, кисточкой.
28. Лепим из пластилина угощение для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки), украшаем их крупой, бусинками и т. д. Вырезаем из плотного картона тарелочки,
малыш красиво раскладывает на них угощение
Подготовила
Учитель-логопед
Назарук А. С.
МАДОУ ЦРР д/с №133
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"
Развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальчиковой моторики – одно из важных показателей и хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка....
Буклет "Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"
В буклете находится информация, что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики, какие упражнения, игры можно предложить. В буклет также входят пальчиковые игры и самомассаж подушечек пал...
Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с дизартрией.
В статье рассказывается о связи мелкой моторики с речью, выделяются направления работы и описываются все группы упражнений....
Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников
Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развити...
Методическая разработка "Семейная гостиная" (Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук)
Цель: повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми •Задачи: Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её ра...
Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников.
Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников Развитие речи дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обуче...
Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
Доклад из опыта работы...