Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа)

Матвеева Олеся Дмитриевна

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста. Как помочь и укреипить здоровье ребенка от 1 до 3 лет, не навредив ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста.

Всем ребятам мой привет

И такое слово:

Спорт любите с малых лет —

Будете здоровы!  

Приучай себя к порядку —

Делай каждый день зарядку.

Смейся веселей,

Будешь здоровей.

Период раннего детства (от 1 до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка.

Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь.

Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей ещё нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Пример, если упражнение выполняется, лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.); а так же, связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т.к. на 2-ом году и частично на 3-ем году жизни она уплощена. Очень полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты обучение дает, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение). Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его, заниматься принуждением, что вызывает естественный протест, отрицательные эмоции.

Мышление детей 2-ого и 3-его годов жизни конкретно, они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ был ярким, образный, целостный. Поэтому все упражнения новые или знакомые, проводятся вместе со взрослыми и по его показу.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы.

Физкультурное занятие - это основная форма обучения детей физическим упражнениям, т.е. оно носит учебную направленность.

Задачи физкультурного занятия.

  1. Организация рациональной ДА детей (оздоровительные задачи).
  2. Воспитательно - образовательные задачи (обучение, закрепление, повторение), путем формирования морально-волевых качеств, черт личности ребенка в процессе занятий, закрепления правильных двигательных навыков.

Структура физкультурного занятия.

  1. Вводная часть (2-4 мин.) – организовать детей, создать игровую или проблемную ситуацию. Содержание: построение, ходьба, легкий бег, упражнения для формирования стопы, упражнения на внимание, танцевальные шаги, организующая игра, перестроения для выполнения ОРУ.
  2. Основная часть продолжительность (10-15 мин.) (обучение, закрепление, повторение). Содержит ОРУ с предметами, без предметов; основные движения – ходьба, бег, прыжки; бросание, ловля, лазанье, упражнения на осанку, подвижная игра.
  3. Заключительная часть (2-3 мин.) снизить нагрузку, успокоить детей.

При планировании ОВД необходимо учитывать не только условия проведения занятий, подготовленность детей, но и последовательность формирования навыков каждого движения путем подобранных в возрастающей сложности упражнений и игр.

Занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить еженедельно, по 2 занятия (по 10-15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми до полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими детьми, от полутора лет, занятие проводится в первой половине, когда дети млад, подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.

Для ориентира – в центре дорожка или ковер (длина 5-8м) – вокруг дети бегают, ходят. На самом ковре проводятся упражнения ОРУ и ОВД.

Условия проведения занятия.

  1. Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение t 19-20.
  2. Физкультурная форма – майка, плавки, носки, форма для взрослых. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.
  3. Для занятий объединяем детей в группы (7-9ч). Так же, дети могут быть объединены по возрасту, по подготовке и двигательному опыту.

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения, пройденного (достаточное число раз), но, повторение не должно быть механическим и однообразным.

В начале года на занятиях, малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег друг за другом, выстраиваясь произвольно.

Развитие основных видов движений

Ходьба и равновесие.

Дети начинают ходить к концу 1 началу 2 года. Одни делают первые неуверенные шаги уже к 8 месячному возрасту, другие начинают в 13 месяцев.

Начальный период ходьбы имеет свои характерные особенности: чтобы удержать равновесие, малыш широко расставляет ноги, разводит в стороны руки, покачивается из стороны в сторону. Туловище его наклонено вперед, ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни развернуты внутрь, косолапят, т.к. дети неуверенно выносят ноги вперед. Шаг неравномерный, семенящий, короткий.

Часто во время ходьбы, особенно при ускорении, малыши падают из-за того, что расположение центра тяжести не обеспечивает достаточной устойчивости во время движения.

2 года. На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, она своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу по счет, удары бубна или под музыку - малышам это не под силу. Заинтересовывают ребенка подражательные упражнения. «Пройди, как мышка», «Пройди как котик» и т.д. Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первой половине второго года жизни) требует затраты усилия для сохранения равновесия.

3 года. Ходьба детей третьего года жизни еще не усвоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться. Поэтому следует показывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили, как им удобнее, особо не обращая внимания на взмахи рук и высоту подъема ноги.

Воспитатель перед группой проходит широким шагом, правильно чередуя взмахи рук, и говорит: «Посмотрите, как я иду. Вот так и все пойдем».

Чтобы изменить шаг ребенка и избежать шлепанья, проводятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем гулять, легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки» и т.п. Чтобы малыши не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки, рейки, кубики, кегли.

На третьем году жизни применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, наклонной доске, гимнастической скамейке), переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч.

Упражнения в равновесии в первой младшей группе просты, но в какой-то мере однообразны, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности. Однако дети их выполняют с удовольствием, если занятия проводятся интересно, в игровой форме, например, один раз малыши идут по дорожке, другой- по мостику, потом к мишке, зайке, кукле, шагают по кружочкам, из одного обруча в другой, по пенькам, нарисованным мелом, или резиновым кружочкам. Это не утомляет детей, совершенствует движения.

Бег.

Бег, один из основных видов движения детей младшего дошкольного возраста. Дети, которые любят бегать, сложены, более пропорционально, у них лучше формируется стопа, что имеет большое значение для двигательной деятельности ребенка. Во время движения активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм, так как повышенное мышечное напряжение вызывает увеличение частоты сердечных сокращений.

В начале третьего года жизни при беге у детей наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги, опускается всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Все это отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она очень незначительна. К концу третьего года у детей бег становится легче, появляется полетность.

У детей, которые систематически упражняются в беге, полетность наблюдается значительно раньше, чем у детей, не имеющих таких условий. Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, чтобы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук. Но не следует обращать внимание детей на качество их бега, т.к. он становится неестественным.

Ползание и лазание.

Ползать ребенок начинает с 5-6 месяцев. При передвижении на четвереньках у малыша уменьшается нагрузка на позвоночник (достаточно сильная, когда малыш сидит во время приема пищи, на занятиях, играя с предметами), укрепляются мышцы спины, живота, формируется правильная осанка.

Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в этом виде движения (ползание, подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности. Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помогает им правильно двигаться.

Лазанье дети 2 года жизни осваивают медленнее, т.к. они боятся высоты: поднявшись на первую рейку лестницы, тот час, сходят на пол. Обучая каждого ребенка этому движению, нужно быть внимательным и следить, чтобы малыш, пытаясь взяться за следующую рейку, не отпускал обе руки, не опирался о перекладину предплечьем, не наклонял голову, поочередно переставлял руки и ноги, двигался произвольно, в удобном ему темпе, постепенно привыкал к высоте. Во время ползанья на четвереньках, по наклонной доске (гимнастической скамейке) детей предупреждают, что нужно быть внимательным и осторожными. Воспитатель находится рядом и при необходимости поддерживает малышей.

Прыжки.

Прыжки - наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей.

На 3-ем году у детей интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения качеств, и количеств, показателей прыжка.

Обучение начинается с подскоков на месте, с продвижением вперед, прыжков в длину с места и в глубину (спрыгивание). Прыжок в глубину связан с большой нагрузкой на опорно- двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю ступню, почти не сгибая колен. Обучать этому виду движения- индивидуально, т. к на начальном этапе его освоения необходима помощь.

Подскоки и прыжки целесообразно проводить со всеми детьми, разрешая их выполнять каждому в удобном ему темпе. В занятии подскоки (не более 15-20с) включаются систематически, т.к. они значительно увеличивают физическую нагрузку, а после них следует спокойная ходьба.

Бросание, ловля, катание.

На 2 ом году жизни ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, и туловища, развивают глазомер, пространственные представления, согласованность движений, меткость и ловкость.

Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Ребенка заранее знакомят с некоторыми свойствами предметов, показав, что, например, мешочек с песком падает, мячик подскакивает и катится. После этого начинается индивидуальное ознакомление: ребенок держит мяч в обеих руках и учится бросать его вперед, катать мячи и шары одной и двумя руками. Взрослый следит, чтобы малыш не цепко держал предмет, не тянул руки вперед, соблюдал указанное направление. Например, воспитатель дает ребенку мяч, предлагая держать его свободно и с усилием отталкивать от себя.

Бросание одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы требует сосредоточенности, согласованности движений, некоторого силового напряжения, однако эти способы наиболее доступны детям второго года жизни. Надо лишь следить, чтобы и правой и левой рукой ребенок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища при этом произвольное.

Несколько сложнее детям катать, отталкивать мяч обеими руками, но во второй половине года они с этим заданием успешно справляются.

Многие к 2м годам не умеют целиться, определять направление броска, соразмерять его силу и дальность. Поэтому метанию в цель малышей раннего возраста следует только ознакомить с этим видом действия. Детям 2ого года жизни не доступны упражнения в ловле мяча. Поэтому они не включаются в занятия.

Детьми 3-его года жизни метание освоено еще мало. При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя «Бросить мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить движение более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, причем их мало интересуют результаты, а увлекают само движение, возможность его многократно повторить вместе с воспитателем, услышав похвалу.

С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например, дополнительную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мячиком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под дугу, веревку.

Обучение бросанию и ловли мяча проводится индивидуально.

Гимнастика.

Утренняя гимнастика – это форма физкультурно-оздоровительной деятельности. Она не носит учебной направленности, поэтому все упражнения, входящие в ее содержание должны быть хорошо знакомы детям. А для этого комплекс ОРУ, который является основной частью гимнастики, разучивается предварительно на физкультурном занятии длительность 5-6 мин. Состоит из общеразвивающих упражнений.

Структура гимнастики.

  1. Вводная часть.

- Построение друг за другом

- Ходьба обычная 1 круг (с мешочком на голове).

- Ходьба на носочках, на внешней стороне стопы.

- Бег обычный (с разным темпом 50-60 с).

2. Комплекс ОРУ.

- 3-4 упражнения по 4-5 раз повторение.

- Алгоритм (называние, выполнение, дыхание, дозировка).

3. Корригирующая ходьба (по ребристой доске, на пятках).

- упражнение на дыхание (по мере необходимости)

- стихи, песни.

Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения (сгибание и разгибание рук, наклоны туловища, приседание, подтягивание вверх и т.д.).

В этом возрасте от малышей не следует требовать большей точности. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.

ОРУ (обще-развивающие упражнения).

В первой младшей группе обще -развивающие упражнения занимают значительное место, т.к. в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения.

У детей 3 года жизни отсутствует способность расчленять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и обще физиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении общеразвивающих упражнений. У детей появляются некоторая скованность и лишние движения.

Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большей четкости, особенно в первой половине года. Воспитатель дает правильный образец движения. Пример: руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше. В общих чертах ОРУ проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т.д.) – следить за правильной посадкой. Необходимо проводить ОРУ с мелкими предметами и игрушками, требует значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надоедая детям. Игрушки разнообразим (шишки, кубики, обручи, платочки).

Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их познакомить с ним. Это- мяч, он красный, держать его надо крепко, если он упадет покатится, а если ударить об пол, он поскачет.

В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересовать их. Что нам привез Мишутка посмотрели, а затем взяли кубик, шишку и встали лицом к нему для выполнения упражнения.

Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) самостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложенные на стульях, гимнастической скамейке, аккуратно класть их на прежнее место.

Упражнения начинаются для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для ног и туловища, заканчивается бегом, подскоками с последующей ходьбой.

Упражнения повторяются 3-6 раз.

Особенности проведения игровых упражнений и подвижных игр. (1-2-года)

Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений. Способствует умственному и физическому развитию ребенка.

Игровые упражнения не имеют сюжета (включены простые двигательные задания: дойти до игрушки, перешагнуть палку и т.д.) и могут быть использованы не только на занятиях, но и повседневно, в процессе самостоятельной деятельности.

С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует ДА ребенка, регулирует её.

В этих упражнениях, в отличие от подвижных игр, нет правил, регулирующих темп, предусматривает быструю смену движений, реакцию ребенка на определенный сигнал, но они позволяют малышам выполнить задание самостоятельно.

Задание должно быть объяснено ребенку просто и ясно. Это повышает заинтересованность в выполнении.

После освоения какого-либо движения взрослый изменяет ситуацию, повышая требования, т.е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления двигательных умений (Пример: пройти прямо 2-3м: «Иди ко мне», потом иди дальше и принеси игрушку, затем Бегите ко мне). Следует поощрять самостоятельность детей, хвалить.

Постоянный контакт ребенка со взрослым, его непосредственное участие в игровых упражнениях, интерес, помощь эмоционально дружеский тон активизируют малыша, положительно влияют на развитие речи (повторение, названий предметов и действий). Постепенно дети выполняют задание самостоятельно без помощи взрослого.

Сюжетные подвижные игры.

На 3ем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшими подгруппами, а затем уже всей подгруппой.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости: у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества.

Игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, т.к. при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.

Положительные эмоции, возникающие у них в это время, имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребенка.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание) в разных условиях, малыш совершенствуется, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях.

У детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

Перед началом игры взрослый выразительно объясняет правила, специально обращая внимание малышей на сигналы (зрительный – цвет флажка, ленточки; слуховые – слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, и т. д.), по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижной игры усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры.

Многолетние педагогические наблюдения показывают, что не все дети третьего года жизни включаются в занятие, не сразу проявляется у них активность и интерес к движениям, особенно, когда малыши поступают в ДОУ. Воспитатели, не учитывая особенности и специфику данного возраста, прибегают к натаскиванию ребенка. От этого страдает не только его ДА, но и вырабатывается отрицательное отношение к занятиям.

Некоторые дети на предложение воспитателя выполнять упражнение отвечают отказом, а во время игр проявляют определенную заинтересованность и желание участвовать в них. Вначале они переживают ход игры, с интересом наблюдают за ней, выполняя отдельные движения, например, в игре «Птички в гнездышках» они летают, т.е. не бегают, а сидя на своем месте, взмахивают руками.

Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в других упражнениях во время занятий и самой деятельности.

Работа по развитию основных движений летом.

Летом вся жизнь детей, в том числе и занятие по физической культуре, проходит на воздухе (на участке д/с или за его пределами). Занятия проводятся так же 2 раза в неделю. Дети находятся в облегченной одежде (в трусах и майке), в теплую погоду босиком.

Малыши 2ой группы раннего возраста занимаются на своей групповой площадке по подгруппам. В то время, когда воспитатель занимается с одной подгруппой, няня наблюдает за игрой остальных детей.

В первой младшей группе занятия летом организуются одновременно со всеми детьми на групповой или физкультурной площадке д/с, на поляне или лужайке.

Природа создает у ребенка эмоциональный подъем, способствует успешному развитию основных видов движений, повторению и закреплению всего программного материала, усвоенного в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день. Оздоровление детей - это целенаправленная и систематически сбалансированная работа на весь период пр...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

в статье указаны врзрастные характеристики детей раннего возраста, даны рекомендации по улучшению здоровья ребенка и развития его физических качеств. Для воспитателей младшей группы....

физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...

физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Обмен опытом:"Создание условий и использование традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно оздоровительной работе с детьми раннего возраста в ДОУ "

От жизнерадостности, бодрости здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...