Спортивное ориентирование
учебно-методический материал (старшая группа)
Спортивное ориентирование — очень интересный вид спорта, поддерживающий и развивающий не только физические, но и умственные способности человека. Он достаточно молодой, но очень интенсивно развивающийся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskoy_tehnologii.docx | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова Людмила Александровна
Описание педагогической технологии
«Здоровье детей — здоровье нации!»
Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В своей работе я использую много традиционных здоровьесберегающих технологий, это различные виды гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и многое другое. Но современные условия жизни и образования требуют от нас, педагогов начать поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовку, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Мне очень хотелось найти технологию, которая бы отвечала всем требованиям современности.
Я обратилась к интернет ресурсам, изучила опыт других педагогов и одна из технологий меня заинтересовала - это спортивное ориентирование.
Ориентирование как вид спорта имеет на своем счету сравнительно мало научно-исследовательских работ – кандидатских и докторских диссертаций. В этом его слабое место, так как любой вид спорта должен иметь научное сопровождение. Однако ситуация медленно, но меняется к лучшему, т.к. ориентирование с его спецификой и возможностями для всестороннего формирования человека всё больше привлекает внимания педагогов, решивших обобщить свой практический опыт.
Спортивное ориентирование — очень интересный вид спорта, поддерживающий и развивающий не только физические, но и умственные способности человека. Он достаточно молодой, но очень интенсивно развивающийся.
Сейчас вся образовательная деятельность в ДОУ строится на интегрировании образовательных областей. Занятия спортивным ориентированием включают в себя практически все образовательные области – познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и даже художественно-эстетическое развитие.
Ориентирование оказывает оздоровительное влияние на организм ребенка, так как занятия проходят на свежем воздухе, ребенок постоянно двигается (бегает, перепрыгивает, перелезает).
Ориентирование развивает такие психические свойства, как мышление, внимание, память, воображение. Особо можно отметить развитие логического мышления, наглядно-образной и оперативной памяти.
С. Ф. Богатов (1967, О. Г. Крюков (1972) отмечают, что в процессе занятий ориентированием значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как:
- выносливость,
- сила,
- настойчивость,
- уверенность в своих силах,
- умение быстро и ловко преодолевать препятствия.
Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей и развития у них интегративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Изучая методику использования спортивного ориентирования в ДОУ, я узнала, что рекомендуемый возраст для начала занятий этим видом спорта – 5-7 лет. Я работаю воспитателем в разновозрастной группе, возрастная категория моих воспитанников соответствовала этим рекомендациям.
И я решила попробовать. Как всегда встал вопрос: «С чего начать обучение?».
- Я провела анализ и обобщение собранной информации;
- Провела диагностику физических качеств своих воспитанников;
- Подготовила картотеку подвижных игр и упражнений для развития пространственной ориентировки;
- Занялась подбором и оформлением демонстрационного материала.
Известно, что игра – основной вид деятельности дошкольников, и я поставила перед собой цель: Сформировать у детей интерес к спортивному ориентированию через игровую деятельность.
Для реализации поставленной цели я определила ряд задач:
Оздоровительные:
Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни.
Удовлетворение потребностей детей в движении.
Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Образовательные:
Дать представления об ориентировании как виде спорта.
Обучать умению находить ориентиры при помощи рисунка (карты, определяться на местности.
Совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки.
Соблюдать правила подвижных игр.
Воспитательные:
Воспитывать интерес у детей к физкультурным занятиям через спортивное ориентирование.
Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
Содействовать развитию положительных эмоций, коммуникативных умений, взаимопонимания и сопереживания.
При реализации поставленных цели и задач соблюдала следующие принципы:
- безопасности
- доступности
- последовательности
- интеграции
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, кроме того, многие виды школьной деятельности требуют владения навыками ориентировки на плоскости (тетрадь, учебник, парта и пр.).
А умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека. Из опыта я знаю, что осваивается он медленно и с большими трудностями. И начать я решила с самых простых заданий:
- найди в группе спрятанную игрушку и объясни словами, где она находится;
- с какой стороны от тебя сидит Маша;
- пройди вперёд и встань между Олей и Ритой;
- что находится позади кровати;
- с какой стороны висит картина;
- Никита, дойди до стены и поверни направо;
- Виталик, вытяни левую руку вперёд, а правую в сторону;
- иди прямо, от стола поверни налево и сделай 10 шагов – найдёшь
приз и т.д.
Использовала эстафеты и подвижные игры с элементами поиска. Например: бег с указанием направления – добежать до стула и повернуть налево; бег с препятствиями – обогнуть кубик, а не кеглю; бег с поиском –найти и принести два кубика, две кегли, три флажка и т.п; также можно искать по цвету, по размеру и пр.
Когда дети научились хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии такой как: «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «вправо», «влево», «впереди», «позади», перешла к знакомству с картой-схемой. Объясняю детям, что все предметы на карте изображаются схематично. На данном этапе использую игры: «На что похоже?» - дети называют предметы мебели в группе и сравнивают с геометрическими фигурами. Например, стол похож на квадрат или прямоугольник, стул на квадрат и т.д. «Найди предметы квадратной, круглой, прямоугольной формы» - дети ищут и называют все круглые предметы в комнате, квадратные, прямоугольные и т.д.
Потом показываю нарисованную мною карту-схему, на которой предметы изображены с помощью геометрических фигур, причем обязательно это делаю в реальном цвете, так детям лучше понять, что это изображено. Далее даю задание на листке бумаги небольшого размера самим нарисовать карту-схему, на которой будут изображены все предметы в группе, так детям легче усвоить элементы ориентирования. Отмечаем на карте окна, двери - это главные детали карты и учим детей держать карту так, чтобы их расположение соответствовало настоящему расположению.
В группе использую игры: «Найди клад», «Где спрятался зайчик», «Помоги кролику найти морковку» и т.д. Задания даю в стихотворной форме или с помощью загадок.
Когда дети научатся ориентироваться в группе, выходим на улицу.
Для начала проводится ознакомительная экскурсия в ходе, которой, дети познакомились с расположением детского сада, с его участком и окружающей его территорией, прошлись по близлежащим улицам. Были организованы экскурсии в парк, лес, к реке.
Перед началом пути ребятам давалось задание внимательно смотреть по сторонам, стараться все увидеть и запомнить.
Можно следить за указателями, за встречными машинами (легковыми, грузовыми), за тем, что расположено по сторонам дороги, и т.п.
В конце пути, детям задавала вопросы, на которые они должны ответить. Побеждал тот, кто оказывался наиболее наблюдательным, кому удавалось запомнить больше деталей, подробностей.
Это задание развивает у детей зрительную память. С той же целью можно использовать игры: «Кого не хватает?», «Запомни кто, в какой одежде», «Что изменилось?» и т.д.
Для того чтобы дети лучше запомнили местность, по которой гуляли, предлагаю детям самим найти дорогу в детский сад.
На участке, на данном этапе, использую такие игровые задания как: бег до определенного ориентира (до калитки, потом до беседки и обратно); найди березу, найди спрятанную игрушку и пр.
Затем усложняю задания. Заранее с детьми необходимо придумать условные знаки, которыми будут обозначаться деревья, кусты, игровое и спортивное оборудование и их цвет. Потом с помощью совместно придуманных условных знаков, составляем карту территории детского сада. Направление движения на карте-схеме изображаем стрелочками.
После того, как дети усвоили карты-схемы, переходим к знакомству с компасом. Умение пользоваться компасом помогает в спортивном ориентировании. С помощью компаса дети выбирали нужное направление движения, проходили указанные маршруты, находили предметы на знакомой местности.
На начальном этапе дети выполняют простые задания, например: «Пройди 5 шагов на север», «Иди на юг, восток и т.д.» Когда дети научились пользоваться компасом, давала им более сложные задания: «Машинка находится на востоке», «Найди куклу на севере» и т.п. Игрушки на площадке прятала заранее. Обязательно, чтобы дети рассказывали каждый раз, как они выбирали направление движения.
Далее использую подвижную игру «Компас». Игра развивает ориентацию в пространстве, помогает запомнить стороны света, улучшает координацию движений.
После того как дети научатся хорошо ориентироваться на территории детского сада, можно использовать квест-игры.
Квест - это способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей.
В своей работе я использовала такие квест-игры как:
- «Лесные тропы».
Ребята побывали в увлекательном путешествии, во время которого делали остановки на разных полянках. А на каждой полянке был спрятан конверт от Старичка – лесовичка, где ребятам предстояло выполнять различные задания.
Дети шли по маршруту с помощью карты-схемы.
- «Турист следопыт».
Во время игры ребята обучались навыкам самостоятельности и безопасности в природе в ходе игровой деятельности. Дошкольники собирали рюкзаки, ходили «по карте», убирали лес и устраивали привал.
- «Ищем клад».
По просьбе уже знакомого Старичка – лесовичка дети искали сундучки, в которых были послания. Сундучки располагались на ближайших деревьях. На какое дерево ориентироваться помогала загадка. В послании было задание для детей, например: пройти 10 шагов на север (юг) и найти липу (рябину). На южной (северной) стороне ствола должна быть круглая синяя (красная квадратная) метка. От нее свернуть на восток (запад) и идти до дороги, отыскать пень, где будет спрятано следующее послание.
И многие другие игры, где основной задачей был поиск.
Спортивное ориентирование тесно связано с туризмом. В нашем детском саду реализован проект «По родному краю с рюкзаком шагаю». В ходе его реализации я продолжила работу по обучению детей спортивному ориентированию, используя следующие средства туризма:
- физические упражнения на свежем воздухе, пешеходные прогулки, преодоление несложных естественных препятствий;
- специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
- подвижные игры в которых нужно, что-то искать как в помещении, так и на улице;
- доступные для дошкольников туристские упражнения: завязывание узелков, сбор рюкзачка и т. п.
Туристические походы очень нравятся детям. В лесу очень интересно в любое время года. Обязательно обращаю внимание детей на красоту окружающей местности. Во время походов дети не просто ходили по лесу, а выполняли задания.
Например:
- Назови птиц, животных, грибы и т.п.
- Раз, два, три к березе (сосне, дубу) беги;
- Назови «Чего нельзя делать в лесу?» (нельзя: брать диких животных из леса, пить воду из водоёмов, разводить костры)
- Кто больше забросит шишек в корзину.
- Движение на другую сторону по мосту, который надо выложить из шишек - «Переправа»
- Переход по бревну - «Ручей». И т.п.
Такие упражнения всегда с большим интересом увлекают ребят.
Подводя итоги своей работы, я сделала вывод, что спортивное ориентирование для детей приносит большую пользу. С его помощью дети развиваются не только физически, но и интеллектуально. Полностью удовлетворяется потребность детей в движении. Дети становятся ловкими, выносливыми, у них развивается память и внимание. Мои воспитанники вот уже 2 года подряд становятся призерами муниципального этапа «Мозаики детства» в номинации «Быстрее, выше, сильнее».
Повысился уровень подготовки детей к школьному обучению.
Занимаясь спортивным ориентированием, ребенок познает окружающий мир, знакомится с сезонными изменениями.
С помощью ориентирования у детей развиваются математические представления:
- Лучше ориентируются в пространстве относительно себя и других предметов, ориентировка на плоскости, ориентировка по направлению;
- использование контрольных пунктов с номерами, цифрами, помогает запомнить цифры, усвоить счет;
- участие в создании карт-схем помогает детям быстрее запомнить геометрические фигуры.
Знакомясь с новыми словами и терминами обогатился словарный запас детей. Это такие слова как: карта, компас, местность, пункт, и т.д. При планировании мероприятий по спортивному ориентированию для мотивации детей использую сказочных героев, например, Лесовичок, Машенька, Незнайка и т.д. Задания детям даю с помощью художественного слова: стихов, загадок. Осуществляется речевое развитие детей.
Для развития социально-коммуникативных навыков используется соревновательные моменты, а также создание проблемных ситуаций, из которых дети должны найти выход. Они учатся работать в команде, помогать своим друзьям, сострадать им.
При выполнении заданий, содержащих элементы спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема информации. Дети самостоятельно выбирают правильное направление движения, прогнозируют результат, принимают решения. Это делает их более самостоятельными, уверенными в своих силах, способствует их подготовленности к успешному обучению в школе.
Спортивное ориентирование способствует развитию индивидуальности ребёнка, так как каждый может найти в нём, что-то важное, нужное и интересное именно для себя.
Я на практике убедилась, что ориентирование не только полезно, но и очень интересно. Дети получили массу положительных эмоций.
А ещё спортивное ориентирование в ДОУ это прекрасный способ привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. А это значит, что спортивное ориентирование поможет ещё и развитию здорового образа жизни в семьях воспитанников.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по обучению детей спортивному ориентированию. Буду устанавливать партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников, привлекать их к совместным походам и другим физкультурным мероприятиям которые будут проходить у нас в детском саду.
И так, можно уверенно сказать, что занятия спортивным ориентированием стали хорошим средством развития и воспитания ребенка. Мне стала еще более интересна эта тема. И я всем советую использовать данную технологию в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фото-слайды физкультурного занятия по спортивному ориентированию
построение команд,объяснение заданий,родители не отстают,в поисках залиски,отгадывание слов,победители...
фото-слайды физкультурного занятия по спортивному ориентированию
построение детей,объяснение задания; марш-бросок к КП...
Спортивное ориентирование Тесты
Тесты для проверки знаний по программе Спортивное Ориентирование....
Спортивное ориентирование
В презентации изложены основные моменты обучения детей в детском саду спортивному ориентированию. Приложены схемы и фотографии....
Спортивное ориентирование «Азимут -2015»
Спортивное ориентирование «Азимут -2015». Это мероприятие проводилось в первый раз. Более 80 человек включились в азартную игру. Особенно приятно, что участвуют в соревнованиях дети,...
Спортивное ориентирование как средство повышения психологической устойчивости к физическим нагрузкам детей старшего дошкольного возраста
Спортивное ориентирование как средство повышения психологической устойчивости к физическим нагрузкам детей старшего дошкольного возраста...
Спортивное ориентирование в ДОУ.
спортивное ориентирование....