Проект "Малыши-крепыши"
проект (младшая группа)

Ярмолюк Татьяна Михайловна

Здоровье сберегающий проект "Малыши-крепыши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malyshi-krepyshi.docx53.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЕКТ

«МАЛЫШИ – КРЕПЫШИ»

Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

По количеству участников: групповой

Участники проекта:

  • дети 3-4 лет,
  • воспитатели,
  • родители,
  • инструктор по физической культуре.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 года-май 2020 года

Актуальность: Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей в последнее время имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пойдет в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

В связи с этим в число основных приоритетов детского сада входит оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приемами и методами, обеспечивающими максимально полный обхват воспитанников и в то же время, не нарушающие образовательного процесса в детском саду, проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в детском саду и дома даст желаемы результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.

Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей в жизни, мы учим их беречь и укреплять свое здоровье.

Проблема: Проведя анкетирование родителей по теме «Здоровый образ жизни в нашей семье», нами было выявлено, что большое число родителей считает необходимым воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта по данной проблеме, отсутствует время из-за загруженности на работе.

Определив проблему, мы наметили основной путь ее решения – разработка проекта «Малыши-крепыши».

Цель проекта: Формирование знаний о здоровье и его значимости у детей младшего дошкольного возраста и внедрение в работу здоровье сберегающих образовательных технологий.

Задачи проекта:

Для детей

Образовательные:

  • формировать знания об организме человека,о здоровье человека;
  • научить элементарным приемам сохранения и укрепления здоровья;
  • формировать знания о полезной и вредной пище, о витаминах и их пользе для здоровья;
  • формировать знания о полезных и вредных привычках, об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека;
  • формировать знания о правилах гигиены и уходе за своим телом;
  • формировать положительное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

Развивающие:

  • расширять словарный запас детей;
  • расширять кругозор;
  • развивать двигательную активность детей;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать ловкость, меткость;
  • развивать чуткость, отзывчивость, внимание, сопереживание;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • формировать потребность в положительных привычках;
  • воспитывать целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие;

Для родителей:

  • формировать правильное представление о здоровом образе жизни;
  • воспитывать чувство ответственности за здоровье своих детей;
  • способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития двигательной активности и физических качеств детей;
  • привлекать родителей к участию в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

Для педагога:

  • повысить уровень компетентности по теме проекта;
  • пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для детей

  • формирование у детей  знаний об организме человека, о здоровье человека;
  • овладение элементарным приемам сохранения и укрепления здоровья;
  • формирование знаний о полезной и вредной пище, о витаминах и их пользе для здоровья;
  • формирование знаний о полезных и вредных привычках, об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека;
  • формирование знаний о правилах гигиены и уходе за своим телом;
  • формирование положительного отношения друг к другу, умения делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • пополнение словарного запаса;
  • расширение кругозора;
  • развитие двигательной активности, ловкости, меткости;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие чуткости, отзывчивости, внимания, сопереживания;
  • формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;
  • воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • формирование потребности в положительных привычках;
  • воспитание целеустремленности, организованности, инициативности, трудолюбия.

Для родителей:

  • формирование правильного представления о здоровом образе жизни;
  • воспитание чувства ответственности за здоровье своих детей;
  • способствование созданию в семье благоприятных условий для развития двигательной активности и физических качеств детей;
  • привлечение родителей к участию в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  • вовлечение каждого ребенка и его родителей в работу над проектом, развитие инициативы.

Для педагога:

  • повышение уровня компетентности по теме проекта;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный

Сбор материала: информационный, методический, дидактический; проведение анкетирования родителей с целью выявления знаний о здоровом образе жизни и их применении на практике.

Родители, по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни, разделились на следующие группы:

  • первая группа родителей (18%) – недооценивают значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме;
  • вторая группа родителей (35%) – считают необходимым воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта по данной проблеме, отсутствие времени из-за загруженности на работе;
  • третья группа родителей (47%) – систематически занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребенка. В семье есть все условия для физического развития ребенка. Эти родители являются опорой в работе воспитателя, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.

2 этап – основной

 Организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей и специалистов ДОУ для достижения цели проекта по тематическим месяцам.

ПАУТИНКА ПРОЕКТА:

Этапы проекта

Содержание образовательной деятельности

Работа с родителями

Подготовительный

02.09.2019-02.10.2019

  • Определение цели и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности; выявление первоначальных знаний детей о здоровье, и его сбережении.
  • Подбор литературы, создание предметно–развивающей среды, подбор дидактического материала, составление конспектов занятий, бесед, подбор детской художественной литературы.
  • Ввод детей в проблему.
  • Проведение анкетирования родителей.
  • Знакомство родителей со значимостью проектной деятельности в ДОУ.

Октябрь «В здоровом теле-здоровый дух»

  • Утренняя гимнастика с лентами, «Маленькие ножки».
  • Подвижные игры «Найди себе пару», «Огуречик, огуречик», «Автомобили».
  • Просмотр видео-фильма «Мое тело».
  • Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Что такое болезнь?».
  • Чтение рассказа К.И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», А.А. Ким «Мыло», русская народная сказка «Вершки и корешки»
  • Гимнастика после сна «Веселая божья коровка», «Гномики».
  • Проговаривание потешек: «Кран откройся, нос умойся», «Ай, лады».
  • Дидактическая игра «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Чистый-грязный».
  • Пальчиковая гимнастика «Мышка», «Едет белка на тележке», «Горох».
  • Настольные игры «Мозаика», «Шнуровка».
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела».
  • Рисование «Платочки», «Чистые и грязные ладошки».
  • Пение «Вот, какие мы большие».
  • Хороводная игра «В гостях у солнышка».
  • Лепка «Злые микробы».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением предметов личной гигиены.

  • Консультация «Здоровье всему голова».
  • Беседа с родителями:

- о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду;

-  одежда детей в группе.

Ноябрь «Здоровая еда – залог здоровья»

  • Утренняя гимнастика с султанчиками «Бодрое утро», «Здравствуйте, ручки».
  • Беседа  «Здоровая пища», «Где живут витамины?», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Вредная еда».
  • Чтение Л.А. Зильберг «Полезные продукты», Г.Н. Зайцев «Приятного аппетита», Н.К. Капустюк«Без чеснока никак нельзя», А.А. Прокофьев «Огород», Е.А. Раннева «Помидор – светофор».
  • Подвижная игра «Собери овощи, собери фрукты», «У медведя во бору», «Вот мои глазки, вот мои ушки».
  • Гимнастика после сна «Просыпайтесь девочки, просыпайтесь мальчики», «Веселый зоопарк».
  • Аппликация « Фрукты на тарелке», «Спелая груша».
  • Рисование «Разноцветные витамины», рисование по трафаретам «Овощи и фрукты».
  • Лепка «Яблочко румяное», «Угощение для зайца».
  • Кукольный спектакль «Репка», «Колобок».
  • Музыкальная игра «Тихие и громкие звоночки», «Приседай».
  • Настольные игры: «Во саду ли в огороде», «Овощи  и фрукты», «Овощное лото».
  • Сюжетно-ролевые игры «Полезный обед», «Варю компот».
  • Разгадывание загадок об овощах и фруктах.
  • Рассматривание сюжетной картины «За обедом».
  • Игра – инсценировка « Зайцы любят морковку».

  • Консультация для родителей «О пользе витаминов для детского организма».
  • Семейная фотовыставка «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
  • «Круглый стол» с родителями. Выступление родителя – Н.А. Лащининой по теме «Здоровый образ жизни в нашей семье. Мой микро блог о здоровом питании».

Декабрь «Мое хорошее настроение»

  • Утренняя гимнастика с шариками, «Ножки, ручки».
  • Беседа «Когда ты улыбаешься?», «Почему мы грустим?», «Обида».
  • Рассматривание сюжетных картинок «Труд взрослых», «Профессии», «Времена года».
  • Пальчиковая игра «Семья», «Здравствуй солнце золотое», «Покажи, не ошибись».
  • Создание игровых ситуаций «Почему Баба Яга злая? Как ей помочь?»
  • Чтение: мексиканская сказка «Вежливый кролик», стихотворение Э. Мошковская «Жадина», В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  К.И. Чуковский «Тараканище».
  • Практические ситуации «Научи друга тому, что ты умеешь», «Поможем нашим игрушкам»,  «Книжный доктор».
  • Кукольный театр «В поисках настроения».
  • Мимические упражнения «Зоопарк настроений», «Облака», «Разные коты».
  • Игры на сплочение детского коллектива «Ласковые имена», «А я сегодня вот такая!», «Угадай меня».
  • Подвижные игры «Лес», «Колечко», «Лошадки», «Доброе животное».
  • Сюжетно-ролевые игры  «Идем на день рождения к кукле Свете», «Веселое чаепитие».
  • Настольные игры «Разложи по цвету», «Чей детеныш?», собери бусы.

  • Семейный конкурс «Кубик настроения»;
  • Семейная фотовыставка «Праздник в семье».

Январь «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья»

  • Утренняя музыкальная гимнастика «Скачет, скачет зайчик».
  • Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Сиди за столом правильно!», «Море, речка», «Чистый воздух».
  • Подвижные игры «Птички летают», «Обезьянка», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони меня».
  • Гимнастика после сна «В гостях у солнышка», «Просыпающиеся котята».
  • Ходьба босиком по «дорожке здоровья».
  • Обтирание рук и ног влажным полотенцем.
  • Гимнастика для рук и ног массажными мячиками.
  • Чтение художественной литературы Е.А. Раннева «Помидор – светофор», Н.А.Шемякина«Ручной дождик», Л.Н. Генералова «Из чего печётся хлеб», Е.А. Токмакова «Яблонька».
  • Дыхательная гимнастика «Пузырики», «Подуй на ладошку», «Ветерок».
  • Игра-путешествие  на коврографе «Где живет солнышко?», «В гостях у ежика».
  • Аппликация «Веселые зонтики», «Зеленые деревья».
  • Коллективная аппликация из ладошек «Солнышко».
  • Рисование «Дождик», «Микробы в воздухе».
  • Музыкальная игра «Солнышко и дождик», «По тропинке кот идет».
  • Игровая ситуация «Зайка скушал грязную морковку».
  • Дидактическая игра «Умею – не умею», «Мой день», «Кто я?».
  • Проговаривание потешки «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться».

  • Информация для родителей в уголок здоровья «Закаливание детей дома».
  • Буклеты «Игры с детьми на свежем воздухе».

Февраль «Мои привычки»

  • Утренняя гимнастика «Вышли звери на зарядку», «Скачет лягушонок».
  • Беседа «Что такое привычки?», «Вредные и полезный привычки», «Как мы содержим зубы в чистоте».
  • Презентация «Вредные привычки».
  • Дидактические игры «Я человек», «Найди отличие», «Где, чьи вещи».
  • Чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
  • Развлечение «На помощь к зайке хвастунишке».
  • Рисование «Больной и здоровый зубик».
  • Раскрашивание иллюстраций к рассказам К.И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».
  • Сюжетно-ролевые игры «На приеме у врача», «Мишке болит зуб».
  •  Игровая ситуация «Кто умеет чисто мыться?»
  • Гимнастика после сна «Потягивание», «Веселые ножки».
  • Ходьба по «Дорожке здоровья».
  • Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Повторяй за мной».
  • Игра-путешествие на коврографе «Как ежик стал добрым», «На лесной полянке».

  • Буклет «Играем дома».
  • Консультация «Как приучить ребенка к опрятности».

Март «С физкультурой я дружу»

  • Утренняя гимнастика с кубиками, «Веселые птенцы».
  • Беседа «Зачем делать зарядку?», «Мой друг велосипед», «Кто такой спортсмен».
  • Рассматривание сюжетных картин «Дети делают зарядку», «Дети катаются на коньках».
  • Игры на ориентировку в пространстве «Прятки», «Бег к реке», «Всадник», «Автогонки».
  • Заучивание стихотворения «Что такое чистым быть?»
  • Музыкально-ритмические движения «Ноги и ножки», «Раз ладошка, два ладошка», «Головами покиваем».
  •  Раскрашивание «Мой любимый мяч», «Разноцветный обруч», «Лесенка для спорта».
  • Игры с бегом «Найди свой домик», «Куры в огороде».
  • Игры с мячом «Мяч в кругу», «Попади в воротца», «Подбрось повыше».
  • Игры с лазанием «Котята и ребята», «Проползи по мостику».
  • Чтение Л.И. Щепачова «Как медвежонок Шуня здоровье искал», африканская народная сказка «Болезнь льва».

  • Конкурс «Изготовь физкультурный атрибут».
  • Семейный спортивный праздник  «Веселые старты».

Апрель «Советы доктора Айболита»

  • Утренняя гимнастика «Малыши - крепыши».
  • Беседа «Кто такой доктор?», «Что нужно доктору для работы?», «Правила поведения в больнице», «Какое бывает настроение?».
  • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
  • Чтение художественной литературы К.И. Чуковский «Доктор Айболит»,  А.Л. Барто «Девочка чумазая».
  • Рассматривание иллюстраций к произведению К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
  • Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок».
  • Сюжетно – ролевая игра «Ежик заболел», «Слоник упал».
  • Конструирование «Больница», «Дорога в больницу».
  • Дидактическая игра «Эмоции», «Медицинская техника».
  • Коллективная работа «Дерево здоровья».
  • Рисование «Радуга», «Разноцветные следы».
  • Настольные игры «Медицинский транспорт», собери картинку «Овощи, ягоды».
  • Физкультурное развлечение «День здоровья».

  • Буклеты для родителей «Гимнастика для глаз дома».
  • Родительское собрание «Растем здоровыми» (презентация проекта).

3 этап – заключительный

ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

С родителями:

В заключительной части проекта, было проведено повторное анкетирование родителей, с целью выявления сформированности знаний, правильного представления о здоровом образе  жизни и применении их на практике. Родители разделились на следующие группы:

  • Первая группа родителей (2 %) – имеют правильное представление о здоровом образе жизни, но не систематически занимаются с детьми физическим воспитанием, не всегда придерживаются правильного питания.
  • Вторая группа родителей (98%) – имеют правильное представление о здоровом образе жизни. Систематически занимаются с детьми физическим воспитанием, придерживаются правильного питания, стремясь воспитать здорового ребенка. В семье есть все условия для физического развития ребенка.

С детьми:

  • у детей сформировались знания об организме человека, о здоровье человека, о полезной и вредной пище, о витаминах и их пользе для здоровья, о полезных и вредных привычках, об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека, о правилах гигиены и уходе за своим телом;
  • дети овладели элементарными приемами сохранения и укрепления здоровья;
  • пополнился словарный запас;
  • расширился кругозор;
  • развились двигательная активность, ловкость, меткость;
  • в самостоятельной игровой деятельности детей появились игры в «больницу»;
  • дети научились связно рассуждать, логически мыслить, сравнивать, обобщать;
  • появилось стремление к активной деятельности по охране своего здоровья. Полученными знаниями, впечатлениями дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр;
  • развилось чувство доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим;
  • на основе сотрудничества укрепились доверительные взаимоотношения с родителями. Родители заинтересованы и неравнодушны к здоровому образу жизни.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

  • выставка рисунков, поделок;
  • семейная фотовыставка «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Праздник в семье»;
  • мероприятия с родителями: «Круглый стол», родительское собрание «Растем здоровыми»;
  • семейный спортивный праздник «Веселые старты».

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:

  • продолжение изучения темы о здоровом образе жизни и внедрения в работу здоровье сберегающих образовательных технологий;
  • создание группового фотоальбома «Малыши-крепыши»;
  • участие детей и родителей в зимних играх-забавах «Спортивная зима».

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

  • наглядный материал: плакаты, фотографии, иллюстрации, энциклопедии, карточки, аудио – и видео записи;
  • консультативный материал для родителей;
  • картотека подвижных ималоподвижныхигр, пальчиковых игр, утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики;
  • Н.И. Курочкина Этикет для детей и взрослых. М., 2001; Н.И. Пензулаева, Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. ФГОС 2015; Т.Н. Захарова Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников. Изд. Учитель 2007 год; В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников.Для занятий с детьми 4-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез2011год; Е.А. Якимова, И.Л. Тимофейчук, Н.Э. Фатюшина Методическое пособие. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ. Изд.Каро 2014
  • электронная библиотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта:https://www.stihi-rus.ru/1/chukovskiy/; http://ocka3ke.ru/kak-medvezhonok-shunya-zdorove-iskal; https://doshkolnik.pro/publikacii/navyki-chteniya/literatura/proizvedeniya-ob-ovoshchah-fruktah-i-produktah-pitaniya.html.