Пальчиковая гимнастика (родительское собрание)
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с №18 с.Демарино
Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика»
Подготовила:Быкова О.В
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Практические занятия:
Этот пальчик хочет спать (взрослый разворачивает левую руку ладошкой к себе, правой рукой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул (загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит (загибает большой пальчик) .
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)
(Повторить тоже самое с правой рукой)
ЗАНЯТИЕ № 1
Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно наоборот сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает/разгибает большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА. (загибает/разгибает указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает/разгибает средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает/разгибает безымянный пальчик)
Этот пальчик Я. (загибает/разгибает мизинчик пальчик)
Вот и вся моя СЕМЬЯ! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)
ЗАНЯТИЕ № 2
Сорока-белобока кашу варила,
Деток кормила. (Взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
Этому дала, (загибает безымянный пальчик)
Этому дала, (загибает средний пальчик)
Этому дала, (загибает указательный пальчик)
А этому не дала: (шевелит большой пальчик)
Ты дров не носил, печку не топил
Тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)
ЗАНЯТИЕ № 3
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синем морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
ЗАНЯТИЕ № 4
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел пальчик погулять. (Взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик)
Это резал, (разгибает средний пальчик)
Этот ел, (разгибает указательный пальчик)
Ну а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладушку)
ЗАНЯТИЕ № 5
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик - пальчик,
Где ты был? (разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходит, (разгибается указательный палец)
С этим братцев щи варил, (разгибается средний палец)
С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел. (разгибается мизинец)
Сидит белка не тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Поочередно разгибаются все пальцы, начиная с большого)
ЗАНЯТИЕ № 6
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачком друг о друга)
Раз, два, три, четыре, (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Мы посуду перемыли: (загибать пальчики по одному начиная с большого)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (разгибать пальчики по одному начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так мы маме помогали.
ЗАНЯТИЕ № 7
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел (загибать/разгибать большой палец)
Указательный с порога
Указал ему дорогу (загибать/разгибать указательный палец)
Палец средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки. (загибать/разгибать средний палец)
Безымянный поедает, (загибать/разгибать безымянный палец)
А мизинчик - господинчик
В землю косточки сажает. (загибать/разгибать мизинец)
ЗАНЯТИЕ № 8
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъемный кран. (загибать поочередно пальчики)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередно сгибать пальчики на обеих руках)
ЗАНЯТИЕ № 9
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. (Плавно поднять руки перед собой, встряхивая кистями)
Мы капусту рубим - рубим,
Мы капусту солим - солим,
Мы капусту трем - трем,
Мы капусту жмем - жмем.
(Движения прямыми ладонями вверх - вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» Младшая группа
Цельдать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проб...
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"
Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи....
Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"
Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует вз...
Доклад на родительское собрание в средней группе Тема: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – эт...
Выступление на родительском собрании "Пальчиковая гимнастика"
Пальчиковая гимнастикаМастер – класс на родительском собранииДоказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой мотори...
Тема родительского собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»
Тема родительского собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»...
Родительское собрание – мастер класс «Пальчиковая гимнастика» группа раннего возраста.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.Задачи:- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воо...