Статья " Секреты психологического здоровья детей "
статья

Как вы думаете, что такое здоровье? По определению Всероссийской организации здравоохранения,«здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благо- получие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения образовательной программы. Нервно-психическое здоровье ребенка это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учебой - вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности. В результате этого нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность - сначала на родителей, потом на всехокружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции. В психологических исследованиях выделяются осложненные варианты психического развития детей, например: 1.Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в группу риска, у них может развиться невроз; 2.Аутизм - проявляется в замкнутости, отстраненности, в погруженности в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стерты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо; 3.Гиперактивность с нарушением внимания - носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими. Подробнее познакомиться с характеристиками детей с особыми вариантами развития (тревожные дети; демонстративные дети; вербализм; «уход от деятельности»; дети с задержкой психического развития; одаренные дети) можно в книге: Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Но- вая школа, 1996. Основными способами снижения всех этих состояний являются игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка,рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу, психогимнастика. Остановимся на ведущем методе для дошкольников. Игра для ребенка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний. Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; со строительным материалом, в настольные игры, сюжетно- ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные игры. Игры могут быть свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят. Они дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребенка. Организованные игры тоже знакомят с детьми, а также служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное - для развития чувства товарищества. Я обращаюсь к вам с огромной просьбой: играйте вместе с детьми! Вместе играя и смеясь, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характе- ра и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья"

Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения....

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья" средняя группа

Родительское собрание рассчитано на родителей детей средней группы (4-5 лет). План проведения: 1. Вступительная часть.2. Слово о психологическом здоровье.3. Тест "Воспитательная позиция".4. ...

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья детей"

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья детей"...

Заседание родительского клуба "Секреты психологического здоровья"

изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребёнка....

Секреты психологического здоровья детей

На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессив­ность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за по...