Консультация для педагогов и родителей «Игротека здоровья»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов и родителей
«Игротека здоровья»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым…» Ж-Ж Руссо.
Оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Она жизненно необходима для сохранения и укрепления здоровья ребенка и его физического развития.
Игра ребенка – символический язык для самовыражения.
Психика ребенка, особенно в раннем возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что, “надо” и полезно, а потому, что ему это нравится. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении.
Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение- это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство. Первые представления о мире, вещах и явлениях к ребенку приходят через движение его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве.
Движение и игра для детей не только жизненная необходимость – это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания является игра
Именно поэтому для сохранения и укрепления здоровья детей используются следующие виды игр:
а) игры с песком и водой;
б) пальчиковые игры;
в) подвижные игры.
В течение дня игры повторяются по несколько раз с учетом чередования видов деятельности и нагрузки. Не следует забывать, что любая нагрузка гораздо лучше, полезней ее отсутствия
Все дети независимо от возраста должны иметь возможность, проводить время просто, наслаждаясь ощущениями, которые доставляют игры, например: (полоскание рук в теплой воде или пропускание песка между пальцами.)
Игры с водой создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний. Организуя игры с водой мы одновременно решаем много разных задач :
- способствуем физическому развитию организма (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию);
- снятию психического напряжении;
- агрессии;
- снятию состояния внутреннего дискомфорта, кроме того, на ладонях и пальцах рук расположены рефлекторные точки, которые связывают пальцы рук с внутренними органами, а действия с водой и песком сохраняют и укрепляют организм ребенка.
Игры с песком позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются средством для развития самореализации ребенка. Песок хорошее психопрофилактическое средство. Он способен “заземлять” негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Организуя игры, следует помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна.
Считаю, что не менее важную роль в охране и укреплении здоровья детей играю и пальчиковые игры.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время ученые доказали, что тонкие движения кистей и пальцев рук развивают координацию движений, приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость положительно влияют на укрепление здоровья детей.
Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. С особым интересом дети наблюдают, когда взрослый манипулирует пальцами рук, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем. Они хотят попробовать сделать тоже самое, сами. Дети любят делать все так, “как большие” - это закон развития души и духа, и относиться к этому, надо с пониманием и терпением подчас проявляя находчивость.
Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе. Они помогают перевести мозг на новый режим работы с оптимизацией течения нервных процессов, повышением неспецифического иммунитета.
Более эффективного метода, чем игра в педагогике пока еще не придумано.
Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения разных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщая малыша к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна.
Для растущего организма очень важно своевременное психомоторное развитие, так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нормализацию мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата. Кроме того, у детей развивается сила, ловкость, быстрота
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Подвижные игры способствуют формированию у детей таких жизненно важных качеств личности, как инициатива, целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, а так же быстрота реакции, координация движений, ловкость и т.д. Правильно подобранные игры способствуют тренировке кардио-респираторной системы ребенка, наряду с лечебной гимнастикой имеют большое значение в лечении больных и ослабленных детей – являются мощным оздоровительным фактором.
Для облегчения выбора игр, дозировки и наиболее оптимальной индивидуализации их подбора, можно использовать подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой (оздоровительные игры)
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.
Приведу примеры некоторых игр, их цели и примерный перечень заболеваний и состояний, при которых рекомендуется игра.
«Найди и промолчи» - развитие зрительной памяти, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Применяется при заболеваниях ЦНС, ДЦП, вегето-сосудистой дистонии.
«Жмурки в кругу» - сохранение равновесия, быстрота реакции и внимания, развитие функций слухового анализатора. Применяется при изменениях в слуховом аппарате у слабослышащих и глухих детей.
«Мышеловка» - тренировка быстроты реакции, скорости и ловкости движений и ориентировка в пространстве. Применяется при заболевании опорно-двигательного аппарата, задержка умственного развития, заболевания с вялостью и рассеянностью, медлительностью.
Таким образом, задачи, решаемые средствами подвижных и оздоравливающих игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности дошкольников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению комфорта, спокойствия, благополучия и крепкого здоровья.
Использование подвижных игр при некоторых заболеваниях.
Описание рекомендованных для больных и ослабленных детей игр:
Подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой
Заболевание | Специальная цель | Рекомендации | Примеры игр |
Болезни носа, горла. | Восстановление носового дыхания; расширение бронхов; нормализация прикуса; регуляция мозгового кровообращения. | Тренируется дыхательная мускулатура; | «Бульканье», «Шарик», «Будем красить потолок», «Отбойный молоток», «Кто громче» и др. |
Бронхо-легочные заболевания | Поддержание эластичности легочной ткани и бронхиальной проходимости; укрепление и координация деятельности дыхательной мускулатуры; профилактика нарушений осанки. | Произношение во время выдоха различных звуков, пением в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика; дозированный бег; дыхательные упражнения; нормализация осанки. | «Зоопарк», «Совушка», «Кто как сможет»,«Ткачи», «Кто лучше сделает стойку у стены». |
Респираторные заболевания и бронхиальная астма | Развитие ритмичного дыхания с углубленным, но не форсированным выдохом. | Произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями конечностей и туловища. | Игры с дозированным бегом. Исключить чрезмерное эмоциональное возбуждение. |
Кардиты | Постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов сердечнососудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; улучшение функции дыхания; понижение реактивности нервной системы. | Принцип постепенного увеличения нагрузки с целью тонизирования, затем и тренировки организма ребенка. | Игры с ходьбой в определенном ритме сочетать с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями, паузами отдыха, дозированным бегом «трусцой» в течение 30 – 120 с. |
Вегето - сосудистая дистония | Тренировка нервных процессов (уравновешенность, сила и подвижность); укрепление тормозных реакций; повышение координации нервно-регуляторных механизмов кровообращения; тренировка вестибулярного аппарата, развитие равновесия, координации движений | Подвижные игры с бегом (командные эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой на открытом пространстве; регулярная утренняя и лечебная гимнастика, пешеходные прогулки. | «Стул есть – никак не сесть», «Найди и промолчи», «Кольцо на палочке», «Воздушный шар» и др. |
Нарушения обмена веществ (ожирение) | Приобщение к активному двигательному режиму, для чего необходим «перелом» психики у ребенка и членов семьи. Повышение интенсивности обменных процессов и увеличение энергетических затрат. | Повышение эмоционального тонуса, постепенное нарастание нагрузки. | Рекомендуются игры с бегом, чередующимся с ходьбой. |
Отклонения со стороны нервной системы (отставание в психомоторном развитии, минимальная мозговая дисфункция детский церебральный паралич и др.) | Формирование психических и моторных функций, нормализация мышечного тонуса, правильной осанки, нормализация эмоционального тонуса | Развитие детей, воспитание полезных качеств и навыков, стимулирующих естественные движения: ходьбу, бег, лазание, перелезание, ползание, метание и др. | «Все дальше и выше», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Найди и промолчи», «Запрещенное движение», «Передал – садись» и др. |
Нарушения осанки | Укрепление опорно-двигательного аппарата; усиление мышечного корсета позвоночника; улучшение функции дыхательной и сердечнососудистой систем. | Игры, укрепляющие мышцы спины, живота, плечевого пояса. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями | «Все дальше и выше», «Подпрыгни до ладони», «Воздушный шар», «Контроль осанки». |
Плоскостопие | Укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы, воспитание навыка правильной ходьбы. | Игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь. Игры проводятся без обуви. | «Ловкие ноги», «Ну-ка, догони», «Великан» и др. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka_zdorovya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
«Игротека здоровья»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым…» Ж-Ж Руссо.
Оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Она жизненно необходима для сохранения и укрепления здоровья ребенка и его физического развития.
Игра ребенка – символический язык для самовыражения.
Психика ребенка, особенно в раннем возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что, “надо” и полезно, а потому, что ему это нравится. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении.
Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение- это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство. Первые представления о мире, вещах и явлениях к ребенку приходят через движение его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве.
Движение и игра для детей не только жизненная необходимость – это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания является игра
Именно поэтому для сохранения и укрепления здоровья детей используются следующие виды игр:
а) игры с песком и водой;
б) пальчиковые игры;
в) подвижные игры.
В течение дня игры повторяются по несколько раз с учетом чередования видов деятельности и нагрузки. Не следует забывать, что любая нагрузка гораздо лучше, полезней ее отсутствия
Все дети независимо от возраста должны иметь возможность, проводить время просто, наслаждаясь ощущениями, которые доставляют игры, например: (полоскание рук в теплой воде или пропускание песка между пальцами.)
Игры с водой создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний. Организуя игры с водой мы одновременно решаем много разных задач :
- способствуем физическому развитию организма (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию);
- снятию психического напряжении;
- агрессии;
- снятию состояния внутреннего дискомфорта, кроме того, на ладонях и пальцах рук расположены рефлекторные точки, которые связывают пальцы рук с внутренними органами, а действия с водой и песком сохраняют и укрепляют организм ребенка.
Игры с песком позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются средством для развития самореализации ребенка. Песок хорошее психопрофилактическое средство. Он способен “заземлять” негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Организуя игры, следует помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна.
Считаю, что не менее важную роль в охране и укреплении здоровья детей играю и пальчиковые игры.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время ученые доказали, что тонкие движения кистей и пальцев рук развивают координацию движений, приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость положительно влияют на укрепление здоровья детей.
Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. С особым интересом дети наблюдают, когда взрослый манипулирует пальцами рук, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем. Они хотят попробовать сделать тоже самое, сами. Дети любят делать все так, “как большие” - это закон развития души и духа, и относиться к этому, надо с пониманием и терпением подчас проявляя находчивость.
Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе. Они помогают перевести мозг на новый режим работы с оптимизацией течения нервных процессов, повышением неспецифического иммунитета.
Более эффективного метода, чем игра в педагогике пока еще не придумано.
Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения разных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщая малыша к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна.
Для растущего организма очень важно своевременное психомоторное развитие, так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нормализацию мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата. Кроме того, у детей развивается сила, ловкость, быстрота
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Подвижные игры способствуют формированию у детей таких жизненно важных качеств личности, как инициатива, целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, а так же быстрота реакции, координация движений, ловкость и т.д. Правильно подобранные игры способствуют тренировке кардио-респираторной системы ребенка, наряду с лечебной гимнастикой имеют большое значение в лечении больных и ослабленных детей – являются мощным оздоровительным фактором.
Для облегчения выбора игр, дозировки и наиболее оптимальной индивидуализации их подбора, можно использовать подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой (оздоровительные игры)
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.
Приведу примеры некоторых игр, их цели и примерный перечень заболеваний и состояний, при которых рекомендуется игра.
«Найди и промолчи» - развитие зрительной памяти, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Применяется при заболеваниях ЦНС, ДЦП, вегето-сосудистой дистонии.
«Жмурки в кругу» - сохранение равновесия, быстрота реакции и внимания, развитие функций слухового анализатора. Применяется при изменениях в слуховом аппарате у слабослышащих и глухих детей.
«Мышеловка» - тренировка быстроты реакции, скорости и ловкости движений и ориентировка в пространстве. Применяется при заболевании опорно-двигательного аппарата, задержка умственного развития, заболевания с вялостью и рассеянностью, медлительностью.
Таким образом, задачи, решаемые средствами подвижных и оздоравливающих игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности дошкольников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению комфорта, спокойствия, благополучия и крепкого здоровья.
Использование подвижных игр при некоторых заболеваниях.
Описание рекомендованных для больных и ослабленных детей игр:
Подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой
Заболевание | Специальная цель | Рекомендации | Примеры игр |
Болезни носа, горла. | Восстановление носового дыхания; расширение бронхов; нормализация прикуса; регуляция мозгового кровообращения. | Тренируется дыхательная мускулатура; | «Бульканье», «Шарик», «Будем красить потолок», «Отбойный молоток», «Кто громче» и др. |
Бронхо-легочные заболевания | Поддержание эластичности легочной ткани и бронхиальной проходимости; укрепление и координация деятельности дыхательной мускулатуры; профилактика нарушений осанки. | Произношение во время выдоха различных звуков, пением в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика; дозированный бег; дыхательные упражнения; нормализация осанки. | «Зоопарк», «Совушка», «Кто как сможет»,«Ткачи», «Кто лучше сделает стойку у стены». |
Респираторные заболевания и бронхиальная астма | Развитие ритмичного дыхания с углубленным, но не форсированным выдохом. | Произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями конечностей и туловища. | Игры с дозированным бегом. Исключить чрезмерное эмоциональное возбуждение. |
Кардиты | Постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов сердечнососудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; улучшение функции дыхания; понижение реактивности нервной системы. | Принцип постепенного увеличения нагрузки с целью тонизирования, затем и тренировки организма ребенка. | Игры с ходьбой в определенном ритме сочетать с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями, паузами отдыха, дозированным бегом «трусцой» в течение 30 – 120 с. |
Вегето - сосудистая дистония | Тренировка нервных процессов (уравновешенность, сила и подвижность); укрепление тормозных реакций; повышение координации нервно-регуляторных механизмов кровообращения; тренировка вестибулярного аппарата, развитие равновесия, координации движений | Подвижные игры с бегом (командные эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой на открытом пространстве; регулярная утренняя и лечебная гимнастика, пешеходные прогулки. | «Стул есть – никак не сесть», «Найди и промолчи», «Кольцо на палочке», «Воздушный шар» и др. |
Нарушения обмена веществ (ожирение) | Приобщение к активному двигательному режиму, для чего необходим «перелом» психики у ребенка и членов семьи. Повышение интенсивности обменных процессов и увеличение энергетических затрат. | Повышение эмоционального тонуса, постепенное нарастание нагрузки. | Рекомендуются игры с бегом, чередующимся с ходьбой. |
Отклонения со стороны нервной системы (отставание в психомоторном развитии, минимальная мозговая дисфункция детский церебральный паралич и др.) | Формирование психических и моторных функций, нормализация мышечного тонуса, правильной осанки, нормализация эмоционального тонуса | Развитие детей, воспитание полезных качеств и навыков, стимулирующих естественные движения: ходьбу, бег, лазание, перелезание, ползание, метание и др. | «Все дальше и выше», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Найди и промолчи», «Запрещенное движение», «Передал – садись» и др. |
Нарушения осанки | Укрепление опорно-двигательного аппарата; усиление мышечного корсета позвоночника; улучшение функции дыхательной и сердечнососудистой систем. | Игры, укрепляющие мышцы спины, живота, плечевого пояса. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями | «Все дальше и выше», «Подпрыгни до ладони», «Воздушный шар», «Контроль осанки». |
Плоскостопие | Укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы, воспитание навыка правильной ходьбы. | Игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь. Игры проводятся без обуви. | «Ловкие ноги», «Ну-ка, догони», «Великан» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей БЫТЬ ЗДОРОВЫМ МОЕ ПРАВО
Как педагоги могут защищать право ребенка на свежий воздух...
Консультация для педагогов и родителей «Скандинавская ходьба – путь к здоровью!»
Консультация для родителей и педагогов о технике скандинавской ходьбы...
Школа здоровья Консультация для педагогов и родителей "Закаливание и профилактика ОРВИ"
Школа здоровья Консультация для педагогов и родителей "Закаливание и профилактика ОРВИ"...
Консультация для педагогов и родителей «Организация здорового ритма жизни дошкольника»
Консультация для педагогов и родилей дошкольников с приложением практического материала...
Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей дошкольников "Здоровые дети в здоровой семье"
Здоровье - это наш самый ценный клад! И мы все хотим сохранить своё здоровье с молоду! Как рассказать нашим детям и помочь понять: Что такое здоровье? Почему и как его необходимо беречь? ...