Игры для формирования культурно-гигиенических
статья (старшая группа)

Изотова Александра Алексеевна
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.odt7.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игры для формирования культурно-гигиенических навыков старших дошкольников

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

        В старшем дошкольном звене педагог формирует у воспитанников более осознанное отношение к культурно-гигиеническим привычкам. Ребята должны понять, что опрятность чистое лицо, тело, аккуратная причёска, ухоженная одежда, обувь является не только элементарным требованием гигиены, но также нормой человеческих отношений.Помимо нравственных бесед, в старшем звене широко используются познавательные беседы, когда педагог обсуждает с ребятами те или иные аспекты гигиены и культуры: например, «Чем отличается детская зубная паста от взрослой», «Почему так важно чистить зубы». Для закрепления навыков личной гигиены старшим дошкольникам полезно давать различные поручения. Так, помимо обязательного дежурства по группе, педагог может каждый день назначать «санитара». Он проверяет у своих одногруппников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды, порядок в шкафчиках. В режимные моменты, которые касаются гигиены и самообслуживания, в старшей группе, полезно вносить соревновательный элемент. Например, перед приёмом пищи нужно предупредить детей, что проводится конкурс на самый чистый и аккуратный стол. После обеда на стол-победитель ставится символический приз —  красивая статуэтка или импровизированный кубок.

         При работе с детьми шестого года жизни как и с малышами следует использовать игровой компонент, однако он заметно усложняется. Например, можно провести игру «Разрешается-запрещается». Педагог называет различные правила гигиены и их нарушения. Дети же должны отреагировать соответствующим образом. Они могут просто сказать «можно» либо «нельзя» или же педагог добавляет в игру элемент подвижности: в первом случае — хлопнуть в ладоши, а во втором — закрыть лицо руками. Ещё один вариант — настольная игра «Подбери пару». Пособие учит соотносить предмет и действие, закрепляет КГН. Дошкольникам предлагается множество картинок. Из них нужно составить логические пары. Например, одежда — шкаф, мыло — руки, зубная паста и щётка — зубы, игрушки — коробка для них. При этом ребята комментируют свой выбор.  Еще не менее увлекательна игра «Крокодил-чистюля» с использованием мимики и пантомимики. Ведущий должен показать жестами и мимикой задуманное им действие, связанное с соблюдением правила гигиены: например, чистка зубов, умывание лица, одевание на прогулку и пр. Остальные дети должны угадать действие.

        Гигиенические процедуры в старшей группе можно сопровождать художественным словом. Однако это уже не просто потешка или коротенькая песенка, как в младшей или средней группе, а, например, пословица. После того как ребята умылись и помыли руки после прогулки, можно обсудить с ними значение пословицы «Чистота — залог здоровья». А на основе знакомых литературных произведений «Мойдодыр» или «Федорино горе» можно разыгрывать небольшие сценки. Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!» занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены. В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены.

        Большое воспитательное значение имеет художественная литература. Например, подходящий вариант для старшей группы — рассказ М. Зощенко «Глупая история».В старшей группе можно построить занятие вокруг стихотворения. Это может быть, например, «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской. Оба произведения наглядно показывают ребятам то, как нельзя себя вести. В первом случае автор красочно, даже с преувеличением, описывает, как персонаж ест варенье руками. В стихотворении Д. Крупской в доме потерялась Чистота, и это неудивительно.

        В старшей группе воспитанники ДОУ начинают более осознанно относиться к соблюдению правил личной гигиены. Дети приходят к пониманию того, что уход за собственным телом и вещами — важная составляющая общей культуры поведения, норма человеческих взаимоотношений. Воспитатель уделяет большее внимание вопросам этики, взаимоотношениям в детском коллективе. Культурно-гигиенические навыки становятся, таким образом, важной частью процесса социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Подборка дидактических игр, направленных на формирование кгн у детей раннего возраста...

«Влияние дидактической игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »

В материале даны рекомендации по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигшиенических навыков....

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков

Представлены игры на формирование у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков...

Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Программные задачи:1.       Развивать у детей способности устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.2....

игра по формированию культурно-гигиенических навыков "Если хочешь быть здоров!"

Игра направлена на формирование у детей культурно-гигиенических навыков....

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия....

игры по формированию культурно-гигиенических навыков

игры по формированию культурно-гигиенических навыков...