Учим навыки владения мячом
консультация
В качестве парциальной программы она может быть реализована в коррекционных группах детей с ограниченными возможностями дополнительно к занятиям по физическому воспитанию.
От уровня владения навыками, от успешных действий с мячом зависят темп выполнения упражнений и протекание игры, которые обусловливают степень двигательной активности детей. От двигательной активности детей зависит образовательное и оздоровительное значение игры и упражнений с мячом. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания мяча и выполнения действий с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_navyki_vladeniya_myachom.docx | 2.24 МБ |
igry_s_myachom.docx | 52.47 КБ |
igry_bez_myacha.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игры с мячом.
1. Играй, играй, мяч не теряй
Вариант 1.
Все дети располагаются на площадке. Каждый свободно играет с мячом. После сигнала педагога все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.
Вариант 2.
После сигнала педагога все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.
2. Сделай фигуру
Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если педагог говорит «день», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если педагог говорит «ночь», все дети (с мячом и без них) должны как можно быстрее принять определённую позу и не шевелиться. Зашевелившийся ребёнок получает штрафное очко.
Выигрывают дети, не получившие штрафных очков.
3. Вызов по имени
Дети делятся на 4–5 групп и образуют круги. В центре каждого круга – ребёнок с мячом. После сигнала педагога он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч и не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.
4. Десять передач
Вариант 1.
Дети становятся парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.
Вариант 2.
Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигрывают те дети, которые дольше удерживают мяч.
5. Мяч водящему
Вариант 1.
Дети делятся на 4–5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4–5 метров. В центре каждого круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков круга (1–3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.
Вариант 2.
Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.
6. Гонка мячей по кругу.
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (в указанном направлении), стараясь догнать другой мяч.
7. У кого меньше мячей
Дети образуют две равные команды. Каждая из них берёт по несколько мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130–150 см). Дети обеих команд после сигнала педагога стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньшее количество мячей.
8. Займи свободный кружок
Вариант 1.
На земле (на полу) в разных местах чертятся кружки диаметром 50 см на расстоянии 1,5–2 м один от другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой. Если водящему удаётся это сделать, педагог даёт свисток. По свистку игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружок, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счёт не принимается.)
Вариант 2.
Водящими выделяются двое детей
Вариант 3.
В игру вводится несколько мячей.
9. Поймай мяч
Дети делятся на группы по трое. Двое из трёх становятся друг против друга на расстоянии 3–4 м и перебрасывают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удаётся, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.
10. Обгони мяч
Играют две (можно 4 и 6) команды. Игроки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, которые имеют мячи. После сигнала педагога каждый водящий отдаёт мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на своё место. Получивший мяч передаёт его следующему справа и т. д. Когда первый возвращается на своё место, бежит следующий игрок. Игра заканчивается, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
11. Подвижная цель
Вариант 1.
Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребёнок, бывший водящим, встаёт в круг.
Вариант 2.
Бросать мяч в водящего можно только после передачи (или 2–3 передач мяча) друг другу. раз), затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.
12. Успей поймать
Дети встают по кругу с водящим в середине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, он встаёт в круг, а в середину идёт тот, кто последним бросил мяч.
13. Скажи, какой цвет
Вариант 1.
Все дети, кроме водящего, имеют мячи и свободно ведут их по площадке. Водящий передвигается с 2–3 флажками разных цветов. Ребёнок, около которого останавливается водящий и показывает один из флажков, должен, ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает водящий.
Вариант 2.
Роль водящего выполняют сразу 2–3 ребёнка.
Вариант 3.
Водящий показывает палочки, а игрок должен сказать, сколько их.
14. Вызовы по номерам
Вариант 1.
Дети делятся на команды по 4–5 игроков. В команде рассчитываются по очереди и становятся в колонну. Перед каждой колонной расставляют 5–6 кеглей на расстоянии 1 м одна от другой. Педагог называет номера (не по очереди), и вызванные дети ведут мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и т. д. Последнюю кеглю обегают кругом и таким же образом возвращаются обратно.
Выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.
Вариант 2.
Выигрывает команда, уронившая меньше кеглей и быстрее закончившая игру. Ребёнок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. В конце игры выбирается команда-победитель.
15. Ведение мяча
Дети делятся на пары. Каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке. Один ребёнок в паре – водящий, его цель – не роняя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удаётся, другой ребёнок становится водящим. А бывший водящий свободно ведёт мяч.
16. Ловишки с мячом
Дети с мячами свободно передвигаются по площадке. Цель водящего – ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удаётся, осаленный играющий становится водящим.
17. Пять бросков
10–12 детей располагаются на расстоянии 1,2–2 м от корзины. По сигналу педагога все бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадёт 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.
18. Бросание мяча в парах
Дети становятся парами. У каждой пары один мяч. Один ребёнок из каждой пары становится под корзину, чтобы поймать брошенный мяч. Остальные становятся друг за другом на расстоянии 2 м от корзины. После сигнала педагога они бросают каждый свой мяч (по 5 раз), затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.
19. Метко в корзину
Вариант 1.
Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся в сере-
дине её на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу педагога каждый
ведёт мяч к щиту, останавливается, бросает мяч двумя руками от груди, ловит и передаёт его
следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.
Вариант 2.
Попавший в корзину повторяет бросок.
20. Мяч ловцу
На площадке чертят три концентрических круга один в другом: первый диаметром 1 м,
второй – 3 м и третий – 5 м. В первый круг становится ловец. Второй круг свободный, в
третий становятся защитники (4–6 человек); остальные – свободные игроки поля.
Свободные игроки поля перекидывают мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники
им противодействуют, не давая ловцу поймать его. Если ловец поймает мяч, игроки меня-
ются ролями: передавший мяч игрок поля становится ловцом, ловец – защитником, один из
защитников переходит к игрокам поля.
21. Борьба за мяч
Дети делятся на две команды (надевая отличительные знаки). Каждая команда выби-
рает капитана. Педагог в центре площадки подбрасывает мяч, и капитаны стараются отбить
его своим игрокам, т. е. разыгрывают мяч. Игроки команды, овладевшей мячом, передают
мяч друг другу, тогда как игроки противоположной команды стараются его перехватить.
Команда, сделавшая 5 передач подряд, получает очко. Выигрывает команда, набравшая
больше очков.
22. Защита крепости
На площадке чертятся два круга один в другом: первый диаметром 3 м, второй – 5 м. Дети делятся на две команды. В первый круг становятся 5–6 детей из одной команды, остальные распределяются за кругом. Дети другой команды занимают места во втором круге.
После сигнала педагога дети за кругом из первой команды стараются перебросить мяч товарищам в первом круге. Дети противоположной команды мешают им. Ребёнок из первого круга, поймавший мяч, переходит за круг на помощь товарищам по команде. Игра продолжается до тех пор, пока из первого круга не будут освобождены все (не дольше 5–6 минут). Потом команды меняются. Выигрывает та команда, которая быстрее сумеет освободить своих товарищей из круга.
23. Мяч капитану
Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.
24. Мотоциклисты
Игра аналогична предыдущей игре. Ведущий-регулировщик поднимает зелёную (жёлтую, красную) кеглю. Дети с мячами – мотоциклисты. На зелёный свет дети выполняют 8,,,,,,,,ведение мяча шагом, на жёлтый – на месте, на красный берут мяч в руки. Нарушивший правила отправляется на «штрафную стоянку».
Более сложный вариант: добавляется «переключение скорости». Ведущий говорит: «Первая скорость» – дети выполняют ведение мяча шагом, «Вторая скорость» – дети выполняют ведение мяча бегом.
25. Разноцветные мячики
Дети делятся на 4–5 команд. Каждой команде выдаются мячики одного цвета. Можно использовать пластмассовые шарики из «сухого бассейна». Дети встают по бокам большого круга диаметром 5 м вперемешку. Посредине стоит брусок на торце (модуль «Альма»), а на нём кегля. Педагог говорит – «Красные». Дети, у которых в руках красные шарики, бросают их в кеглю, стараясь сбить её. Затем то же самое повторяют дети с синими, зелёными (и т. д.) шариками. Отмечается, какая команда более меткая.
26. Мини-баскетбол
Ведущий предлагает детям подвижную игру – баскетбол. Нужна площадка длиной 8 м и шириной 6 м. На площадке размечаются боковые и торцевые линии, круг диаметром 1,5 м в центре для розыгрыша спорных мячей. Щит и корзина должны быть подвешены на середине торцевых линий. Верхний край корзины располагается на высоте 2 м. Играть можно обычным детским мячом.
На площадке две команды по 5 человек, один из игроков – капитан. Задача – забросить как можно больше мячей в корзину соперника. Игроки должны хорошо уметь вести мяч во всех направлениях, изменять скорость передвижения, когда на шаг приходится один удар мяча об пол.
Играют два тайма по 5 минут с перерывом 6 минут. Команде, забросившей мяч в корзину, засчитывается 2 очка. Ведущий выполняет роль судьи, следит за выполнением правил:
– мяч, пересекший боковую или лицевую линию площадки, считается вышедшим из игры;
– штрафные броски не применяются, но если мяч вышел из игры, назначается вбрасывание с того места, где мяч пересёк линию, игроком противоположной команды; мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него (если есть сомнения, ведущий назначает спорный бросок);
– вбрасывание мяча в игру производится из-за боковой линии, там, где было нарушение;
– начальный и спорный бросок производится в центре, в круге;
– начальный и спорный бросок происходит: при начале каждого периода игры, при застревании мяча в корзине, при задержке мяча, когда два игрока держат мяч, при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд;
– запрещается толкаться, ставить подножки, хватать за руки, за одежду и т. д.;
– игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним. Игрок, получивший мяч, может сделать не более трёх шагов, после чего должен вести его, бросить в корзину или передать партнёру.
27. Мяч по кругу
Вариант 1.
Дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рас считываются на первые и вторые номера. Так получаются две команды.
Ведущий даёт волейбольные мячи двум игрокам, стоящим рядом, т. е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из них, вернувшись на своё место, бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на своё место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т. д. Побеждает та команда, в которой все игроки пробегут с мячом по кругу быстрее.
Вариант 2.
Дети становятся в круг и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера составляют одну команду, вторые – другую. Назначаются капитаны команд, у каждого из них по мячу.
По сигналу ведущего капитаны бросают мячи: один вправо, другой влево по кругу своим игрокам. Так мячи перекидываются по кругу, пока не дойдут до капитанов, которые, поймав их, поднимают руки с мячом вверх. Выигрывает команда, которая сумеет быстрее
ругой провести мяч по всему кругу и капитан которой быстрее поднимет руки с мячом вверх. Можно договориться прогонять мяч не один круг, а два или три.
28. Откати мяч
Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 2–5 метров. На середине межу ними большой мяч. По сигналу ведущего игроки команд кидают по мячу теннисными мячами. В чью сторону мяч скатится больше, та и выиграла.
29. Горячий мяч
Дети становятся в круг. По команде ведущего «Начали!» дети начинают передавать мяч
по часовой стрелке. Ребёнок, у которого мяч оказался в руках на команду «Стоп!», выходит из круга (выбывает из игры). Побеждает игрок, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
30. Охотник и лисицы
Дети выбирают считалкой водящего – охотника, ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие – лисицы.
Охотник выходит на середину площадки, а лисицы собираются вокруг него. Охотник два раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска лисицы разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав мяч, бросает его в одну из лисиц. Каждая запятнанная лисица становится его помощником. Лисицам разрешается поднимать брошенный мяч и перебрасывать между собой так, чтобы охотник или его помощники не завладели им. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все лисицы, кроме одной. Эта лисица становится новым охотником, и игра повторяется.
31. Пятнашки и мяч
Дети бегают по площадке, стараясь, чтобы водящий их не запятнал. На бегу они передают друг другу мяч. Задача состоит в том, чтобы передать мяч товарищу, которого настигает водящий, так как игрока с мячом пятнать нельзя. Водящему разрешается пятнать мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у ведущего, его сменяет виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).
32. Стой!
Выбирается водящий. Один из игроков бросает мяч как можно выше кверху, а пока водящий ловит его, остальные игроки разбегаются по площадке. Как только водящий схватит мяч, он кричит: «Стой!» – и все должны мгновенно остановиться. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока. Если он промахнётся, то должен бежать за мячом, а в это время все остальные могут отбегать дальше. Схватив мяч, водящий кричит: «Стой!»
Если же он попадёт, то запятнанный становится новым водящим, и игра начинается сначала.
33. Не давай мяч водящему
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед ними проводят черту (круг). Выбирают двух-трёх водящих, которые идут в середину круга. Играющие перекидывают мяч в разных направлениях и по воздуху, и по земле так, чтобы водящие не могли коснуться его. Водящие, бегая в середине круга, стремятся дотронуться до мяча, находящегося в воз духе, или на земле, или в руках играющих. Если кому-либо из водящих удастся коснуться мяча, то он меняется местом с игроком, при броске или в руке которого был осален мяч. Если мяч вылетит из круга, то нужно принести его и продолжить игру.
34. «Попади в кольцо»
Команды строятся в колонну по одному в 5–6 м от баскетбольного щита. По сигналу педагога первый игрок ведёт мяч к щиту, останавливается в 3–4 шагах от него и бросает мяч в кольцо. Затем ловит мяч и передаёт его следующему в колонне игроку.
Игра начинается только по сигналу педагога.
Команда-победительница определяется по двум показателям: 1) по умению каждого играющего уверенно вести мяч; 2) количеству заброшенных в кольцо мячей.
35. Мяч над головой
Дети разделяются на две команды и становятся в две колонны. Игроки, стоящие впереди каждой колонны, держат в руках мяч. По сигналу ведущего передние, не поворачиваясь, передают мяч над головой стоящим сзади, те передают мяч дальше, и так до конца колонны.
Последние игроки в колоннах, получив мяч, бегут и становятся первыми, передают мяч стоящему сзади. Когда очередь вновь дойдёт до первого, он должен передать мяч ведущему.
Выигрывает команда, которая раньше закончила передачу мяча.
36. Мячом в цель
Вариант 1.
Посередине площадки кладут большой мяч, а дети с теннисными мячами в руках стоят в 3–5 м от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мячик в большой мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся, у кого после удара большой мяч откатился дальше.
Вариант 2.
Дети с теннисными мячами становятся в круг. Ведущий подбрасывает большой мяч вверх, ребята кидают свои мячи, стараясь попасть в летящую мишень.
37. Не ошибись
По залу разложены вырезанные из дермантина геометрические фигуры разного цвета и размера. На них встают дети. По команде воспитателя дети ходят, прыгают, бегают. По свистку каждый должен встать на свою фигуру. Выигрывают те, кто быстрее это сделает.
38. Запятнай мячиком
У водящего ребёнка на кисть руки надет широкий браслет, к нему прикреплён шнур длиной 1 м. На другом конце шнура привязан мячик – «мякиш» (d – 12–14 см).
Дети разбегаются по игровой площадке, а водящий старается догнать и запятнать мячиком кого-нибудь из них. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры.
39. Волейбол по облегчённым правилам («Пионербол»)
Площадка разделена сеткой на две части. С каждой стороны участвуют по 6 игроков (3 – на одной линии, 3 – на другой). Игроки не отбивают мяч, а ловят его. Соответственно, подача, пас партнёру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском.
Подача ведётся из-за линии площадки с правого угла. Другая команда принимает подачу, бросает мяч обратно (при падении мяча на площадку противника зачитывается очко подавшей команде).
Нельзя подавать мяч без свистка, нельзя касаться руками сетки (за это начисляются штрафные очки). Если мяч задел сетку при подаче, потеря подачи (при игре мяч может касаться сетки). Игрок, поймавший мяч после подачи противника, может сделать с ним два шага или передать товарищу по команде. Перед подачей мяча следующим игроком команда делает переход (меняясь местами по часовой стрелке).
В каждой партии счёт ведётся до 10. Если соперники наберут по 9 очков – игра продолжается до 11 очков. Перевес должен быть обязательно в 2 очка.
40. Кертнбол
Правила те же, что и в пионерболе. Единственное, но весьма существенное отличие кертнбола от обычного волейбола заключается в том, что вместо сетки в игре используется сплошная ткань. Это делает соперников практически невидимыми друг для друга и требует от игроков исключительного внимания и реакции.
41. Из обруча в обруч
Игроки каждой команды строятся в две колонны, которые располагаются одна напротив другой. На расстоянии 2–3 м от первого на полу вплотную друг к другу лежат три обруча (или начерчены 3 круга d – 80–100 см). Игрок по сигналу бросает мяч в первый обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго обруча и, подскочив ещё раз, попал в третий. Игрок с противоположной стороны ловит мяч и таким же образом бросает его назад.
Оба игрока после броска мяча должны переходить в конец колонны.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не поменяются местами условленное число раз.
Выигрывает команда, которая быстрее сменит место, допустив при этом наименьшее число ошибок.
Передачи с отскоком дети должны выполнять умеренной силой, но достаточно быстро.
42. Найди партнёра
Вариант 1.
Участники делятся на пары и образуют два круга (один круг внутри круга). Выбирают водящего, который становится в центре. У водящего нет пары, и его задача – в ходе игры найти себе партнёра. По знаку педагога играющие в каждом кругу берутся за руки, и под музыку польки, галопа или марша один круг движется вправо, а другой – влево. Внезапно музыка обрывается. По этому сигналу каждый игрок должен стать в пару с тем, с кем стоял в начале игры, быстрей, чем это сделает водящий.
Вариант 2.
Выполнение парами танцев и танцевальных шагов в шеренгах с последующим быстрым построением всей команды в указанном месте.
Водящий имеет право составить себе пару и встать с любым игроком. Если водящий успеет это сделать, водить начинает игрок, оставшийся без пары.
Побеждает команда, участники которой меньшее количество раз были водящими.
По мере освоения задания дети, кроме танцевальных шагов, могут выполнять дополнительные движения.
43. Эстафета с гимнастической палкой
Команды строятся парами для встречной эстафеты на противоположных сторонах площадки. Первые пары на одной из сторон держат за оба конца гимнастическую палку. По сигналу пары бегут на встречу друг другу: одна – взявшись за палку, а другая – за руки. При
встрече игроки с палкой опускают её как можно ниже, а вторая пара этой команды перепрыгивает через палку, не разъединяя рук. Затем каждая пара продолжает начальное движение и становится в конец колонны. При этом игроки передают палку стоящей впереди паре, и игра продолжается.
Игра заканчивается, когда каждая пара сделает по две перебежки (с палкой и без неё) и снова окажется на своём месте.
Побеждает команда, игроки которой быстрее сумели выполнить задание. Быстрота выполнения эстафеты зависит от слаженности действий игроков, держащих палку, и умения принимать её очередными игроками.
44. Блуждающий мяч
Игроки (чётное количество) становятся в круг. Рассчитавшись на первый-второй, они разделяются на две команды и получают по два мяча каждая. В середине круга стоят несколько нейтральных игроков. По сигналу игроки начинают перебрасывать мяч только своим номерам, стараясь, чтобы нейтральные игроки не перехватили его.
Мяч следует перебрасывать только в одном направлении.
Побеждает команда, у которой меньшее количество раз перехватили мяч.
45. Мяч партнёру
6–10 игроков одной команды располагаются по кругу, а один игрок из другой команды – в центре круга. То же самое делают игроки другой команды. По сигналу педагога игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, кто стоит в центре, пытается коснуться мяча. При перехвате мяча водящим или потере его педагог отмечает этот момент и даёт сигнал о продолжении игры. Применяется только верхняя или нижняя передача. Мячи можно передавать в различных направлениях в пределах круга.
Побеждает команда, сумевшая дольше удержать мяч, не давшая ему упасть или быть перехваченным игроками команды соперника.
Необходимо следить, чтобы водящий не подходил вплотную к игрокам в круге. Для этого очерчивают границу круга водящего.
46. Двое против одного
Каждая команда делится на две части: две трети игроков играют роль нападающих, одна треть – защитников.
Нападающие одной команды располагаются шеренгами напротив друг друга на расстоянии 8–10 м. Между ними находятся защитники из другой команды.
В начале игры игроки передают друг другу мяч различными способами, а защитники пассивны. По сигналу педагога защитники включаются в игру и стремятся препятствовать передаче и ловле мяча. Если защитник коснётся мяча любой частью тела, то он получает очко.
Побеждает команда, у которой перехватили меньше мячей.
Необходимо следить за правильностью и точностью выполнения задания, акцентировать внимание детей на умении быстро и скрытно выбирать направление передачи.
47. Народный мяч
На каждой половине игровой площадки, разделенной средней линией, размещается команда. По одному игроку (капитану) из каждой команды находится на задних пограничных линиях команды противника. Суть игры в том, что мяч перебрасывается между игроками и капитаном, но при удобном случае игрок, владеющий мячом, должен попасть им в игрока противника, после чего он выходит из игры. После ловли мяча соперником мяч переходит к другой команде и игра продолжается.
Победительницей считается команда, которой удалось вывести из строя больше игроков из команды соперников.
В игре можно использовать два мяча.
48. Подбрось – поймай
Каждая команда строится в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 3–4 м.
У игроков одной шеренги (каждой команды) по мячу. Педагог даёт сигнал, и дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают партнёрам своей команды, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании мяча.
Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание, т. е. имеющая
а) меньшее число падений мяча;
б) более точное его прокатывание;
в) лучшее выполнение ловли и передачи мяча указанным способом.
Ловлю и подбрасывание мяча можно выполнять с ударом об пол или стенку, стоя на месте или в прыжке.
49. Эстафета с прыжками по «кочкам»
Первые участники команды по сигналу педагога начинают перепрыгивать с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». После выполнения задания они передают эстафету следующему участнику.
Вариант 1.
Вместо «кочек» используют две параллельные скамейки.
Вариант 2.
Эстафета выполняется попарно (одновременно или взявшись за руки).
Побеждает команда, сумевшая без нарушений преодолеть установленное расстояние, не заступив за «кочки» и раньше закончившая эстафету. На земле должны быть начерчены 12–14 квадратов («кочки») со стороной 40 см на расстоянии 60–70 см один от другого. К судейству необходимо привлечь ребят, не занятых в эстафете.
50. Мяч с двух сторон
Играют две команды. По одному игроку от каждой команды с мячом в руках стоя в круге напротив шеренги своих игроков. По сигналу педагога дети бросают мяч первому игроку своей шеренги. Получив мяч обратно, направляют его следующему игроку и т. д.
Последний игрок, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится первым в шеренге.
Игра длится до тех пор, пока игрок, первым стоявший в круге, снова не окажется в нём.
Передавать мяч только установленным способом. Нельзя создавать помех сопернику.
Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге.
Для игры необходимо разметить круг (d – 2 м) и от него на расстоянии 3–4 м контрольные линии.
51. Мяч в корзину
Команды стоят напротив своих щитов или переносных корзин. У каждого капитана имеется мяч. Они передают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номерам, которые бросают мячи в корзину.
Варианты бросков мяча:
– с места;
– после двух прыжковых шагов;
– после ведения мяча и двух прыжковых шагов.
Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем. Учитывается также время выполнения задания.
52. Снайперские броски
Игроки команд строятся в две шеренги возле щитов на расстоянии 1–2 м. Каждый игрок по очереди с места или после ведения бросает мяч о щит так, чтобы, отскочив, он попал в кольцо, затем ловит мяч и передаёт его следующему игроку, а сам встаёт в конец колонны.
Вариант 1.
Броски выполняются до тех пор, пока мяч не попадёт в кольцо.
Вариант 2.
Броски после ведения мяча с места или в прыжке.
Игру следует начинать только по сигналу педагога.
Побеждает команда, у которой больше попаданий мяча в кольцо, или команда, закончившая эстафету первой.
Необходимо следить за техникой выполняемых движений и точностью попадания в квадрат.
53. У кого дальше отскочит мяч
Игроки команд располагаются возле щита, построившись в колонну по одному.
Представители разных команд одновременно выходят с мячом в руках и становятся перед линией. Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он отскочил как можно дальше.
Бросать мяч можно с трёх – пяти шагов разбега.
Игрок, чей мяч отскочил за контрольную линию, получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Можно метать одновременно два мяча. Участники, свободные от игры, подают отскочившие мячи, помощники судьи отмечают место приземления мяча (для определения победителя).
54. Ведение мяча с неожиданной остановкой
Играющие делятся на две команды, которые, в свою очередь, разделившись пополам, выстраиваются в две встречные колонны. По первому сигналу педагога первые игроки колонны ведут мяч, а по второму – выполняют остановку, после чего заканчивают ведение и передают мяч игроку встречной колонны, а сами становятся в её конец. Мяч можно вести как правой, так и левой рукой. Окончанием игры считается смена последним игроком места в колоннах.
Побеждает команда, быстрее закончившая игру.
Во время игры необходимо следить за техникой ведения мяча, чтобы при последующем детальном разборе игры выделить лучших участников.
55. Эстафета с ведением мяча
В игре участвуют две команды, которые построены в колонны. У направляющих колонн в руках находится мяч. По сигналу педагога направляющие начинают ведение мяча до указанной черты, выполняют бросок в стену, после чего передают мяч очередному участнику.
Варианты ведения мяча:
– поочерёдно правой и левой рукой;
– змейкой с обводкой участников своей колонны;
– с остановкой, поворотом и продолжением ведения в обратную сторону.
При падении мяча его поднимают и продолжают ведение. Следующий игрок начинает ведение только после получения мяча от участника, который прошёл до указанной поворотной стойки. Игроки возвращаются в свою колонну только по определённой стороне.
Побеждает команда, сумевшая первой правильно выполнить задание по ведению мяча.
56. Эстафета с обводкой и прокатыванием мяча
Команды строятся в колонны по одному. Дистанция между участниками – 1–1,5 м.
Первый участник стоит с мячом лицом к колонне в 2–3 шагах от неё.
По сигналу педагога он любой рукой ведёт мяч вдоль колонны, обводя каждого играющего. Завершив обводку, он прокатывает мяч очередному играющему, а сам встаёт позади всех участников.
Последующие участники начинают обводку со своего места.
Побеждает команда, первой выполнившая задание.
57. Комбинированная эстафета
Команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки с мячом бегут до поворотной стойки, огибают её и добегают до линии броска. Выполняют бросок в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну следующему участнику, который продолжает эстафету, а сами становятся в конец колонны.
Бег и метание в цель необходимо выполнять условным способом. В случае непопадания мячом в цель игроки должны повторять броски до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику.
Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.
Целью для броска могут быть баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене.
На начальной стадии игры броски можно совершать без попадания в цель.
Эстафету можно усложнить за счёт увеличения количества бросков и изменения способов их выполнения.
58. Передача в парах с перехватом мяча
Участники команд образуют пары, которые выполняют передачи мяча в любых направлениях, а один или два защитника (из другой команды) пытаются перехватить мяч.
Через определённое время команды проводят перестановку.
Побеждает команда, игроки которой большее количество раз сумели перехватить мяч.
Число защитников и нападающих можно увеличивать по мере освоения передач и перехватов.
59. Эстафета через сетку
Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются лицом друг к другу на разных сторонах площадки. Первые игроки находятся на линии передачи. По сигналу педагога они передают мяч двумя руками сверху через сетку, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне.
Команда, допустившая ошибку, повторяет передачу.
Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.
Вначале дети могут осваивать верхнюю передачу, затем нижнюю, после этого – комбинацию из этих передач.
60. Защитники
Вариант 1.
Вдоль стены зала должны быть начерчены круги диаметром 2 м.
Один игрок (защитник) располагается в круге, другой (из нападающей команды) с определённого расстояния бросает мяч, стремясь попасть им в круг соперника. Если мяч попал в круг, нападающий получает очко. Игроки выполняют по 10 ударов, затем меняются ролями с защитниками.
Вариант 2.
Защита двух кругов или одного, увеличенного в два раза.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
61. Попади в квадрат
Две команды строятся в колонны по одному в 2 м от стены, на которой на высоте 3 м от пола обозначены квадраты со стороной 1 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу заранее указанным способом, стремясь, чтобы мяч попал в квадрат, а сами уходят в конец колонны. От стены мяч принимает очередной игрок и выполняет те же действия.
Побеждает команда, в сумме имеющая больше попаданий в мишень.
При отскоке мяча от квадрата его приём дети могут выполнять любым способом.
62. Подвижная цель
На площадке чертят два круга диаметром 3–4 м. За границами круга встают на равном расстоянии друг от друга 5–6 игроков, в центре круга – водящий. Задача игроков «запятнать» мячом водящего, который увёртывается от мяча.
При попадании в водящего мячом игрок получает очко. Запрещается бросать мяч в лицо водящему, а также при бросках переступать линию круга.
Побеждает команда, игроки которой сумели меньшее количество раз быть запятнанными.
Чтобы легче попасть в водящего, игрокам не следует спешить с броском, а посредством быстрых и неожиданных передач заставить водящего приблизиться к какой-нибудь стороне круга и тогда постараться запятнать его наверняка.
63. По движущейся цели
Игроки выстраиваются в две шеренги на одной стороне площадки. Впереди команда убегающих, а позади – команда игроков, бросающих в них мяч. По сигналу педагога все игроки первой команды бегут к противоположной стороне поля. Когда они достигают середины поля, игроки второй команды бросают в них мяч из-за головы, стараясь попасть в кого-нибудь из игроков раньше, чем тот добежит до пограничной линии. Затем команды меняются ролями, и игроки бегут в обратную сторону.
Игрок, попавший в цель, получает очко.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Перед началом игры дети должны повторить технику вбрасывания мяча из-за головы.
64. Эстафета с передачей мяча
Две команды строятся колоннами, ноги на ширине плеч. Мяч в руках у первых номеров обеих команд. По сигналу ведущего мяч передаётся следующими способами:
– двумя руками сверху назад, последний игрок перекатывает мяч по полу между ногами участников; – мяч передаётся из рук в руки между ногами игроков;
– мяч передаётся двумя руками с поворотом туловища (слева и справа). Последний игрок, получив мяч, поднимает его над головой, что означает конец передачи, или перебегает вперёд, становится впереди колонны.
Выигрывает команда, первой закончившая передачу.
65. Передал – садись
Дети делятся на команды по 5–6 человек и выстраиваются в колонны напротив своего капитана. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу садится на пол. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Когда последний в колонне игрок отдаёт мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встаёт.
Побеждает команда быстрее и точнее выполнившая передачу мяча от капитана к игрокам и обратно.
66. Перекати-поле
Дети сидят на полу в одну линию (ноги в стороны, руки сзади в упоре, между ног у каждого мяч). По сигналу ведущего все с помощью рук передвигаются вперёд, катя таким образом мяч. Побеждает тот, кто первым придёт к финишу.
67. Снайперы
Поле разделено на секторы, на каждом – цифра, соответствующая количеству очков.
Команды располагаются в шеренгах за линиями поля. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 2 подачи через сетку, стараясь попасть в сектор с большим количеством очков.
При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается и очки не начисляются.
68. Выбивала
На противоположных сторонах площадки чертятся две линии, на них стоят выбивающие. Остальные дети распределяются по площадке.
Выбивающие бросают мяч, стараясь попасть мячом в играющих. Тот, кого выбили, уходит с поля. Дети перебегают, уворачиваясь от мяча.
Игра продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок (или два игрока).
Бросать мяч выбивающие должны, целясь в ноги, высокие броски запрещены.
Предварительный просмотр:
Игры без мяча
1. Клубок
Дети стоят цепочкой, взявшись за руки. Педагог берёт за руку первого ребёнка и ведёт цепочку за собой, закручивая спиралью в круг и приговаривая:
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взялась,
Только нитка порвалась.
К окончанию слов дети стоят уже по спирали, образуя 3–4 круга, поднимают руки вверх и, не расцепляя их, делают «воротики». Педагог проходит спираль насквозь, «запутывая» цепочку и приговаривая:
Мы распутаем клубок,
Вы не сомневайтесь,
Захотите поиграть —
К нам присоединяйтесь!
Педагог продолжает вести цепочку, дети должны «распутаться», поворачиваясь вокруг себя. При завершении цепочка возвращается на прежнее построение.
При повторении игры цепочку закручиваем с другого конца.
2. Мельница
Педагог говорит:
Мели, мели, мельница.
Жерновочки вертятся.
Мели, мукой засыпай
И в мешочки набивай.
Дети, расставив руки в стороны, крутятся на месте. По окончании слов нужно остановиться, встать на одну ногу и замереть. Тот, кто встанет на две ноги, выбывает из игры.
3. Что спрятано?
Дети стоят в шеренге. Педагог кладёт на пол несколько предметов (мяч, кеглю, скакалку, кубик) и предлагает их запомнить. Затем играющие поворачиваются спиной, воспитатель прячет один или два предмета и говорит: «Посмотрите». Дети вспоминают, каких предметов нет, и по очереди шёпотом говорят воспитателю. Потом педагог называет предметы вслух.
4. Все к своим флажкам
Дети образуют небольшие кружки (по 3–5 человек). В центре каждого кружка находится цветной флажок. По первому сигналу педагога дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а педагог меняет флажки местами. На слова «Все к своим флажкам» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг.
Побеждает та группа, которая построилась в круг первой.
5. Меняйтесь местами
В центре зала кладётся длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу педагога «Беги!» все дети врассыпную бегают по своей площадке. По сигналу «Меняйтесь!» команды меняются местами (бегом).
Та команда, которая первой в полном составе перебежит на другую сторону, выигрывает.
6. Не ошибись
По залу разложены вырезанные из дерматина геометрические фигуры разного цвета и размера. На них встают дети. По команде педагога дети ходят, прыгают, бегают. По свистку педагога каждый ребенок должен встать на свою фигуру. Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.
7. Салочки в два круга
Играющие образуют два круга – внутренний и внешний, игроки одного из которых двигаются по часовой стрелке, другого – против неё. По свистку водящего игроки внешнего круга должны быстро присесть. Игроки внутреннего круга стараются осалить соперников из внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем те успеют присесть. Осаленные играющие встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется 3 человека.
8. Змейка
Дети садятся по кругу. Водящий ходит за кругом. У водящего в руках «змейки» – веревки разной длины. Он бросает в середину круга одну из верёвок. Все вскакивают, ста- раясь как можно быстрее встать на змейку. Кому места не хватит – выходит из игры.
Ведущий постепенно укорачивает змейку до тех пор, пока на неё сможет встать только один участник.
9. Колдун
Выбирается один или два (если играющих много) водящих – «колдуны». Дети разбегаются по площадке, «колдун» старается их запятнать в пределах обусловленных границ. Тот, кого запятнали, – заколдован. Он останавливается, широко расставив ноги и руки в стороны.
Играющие могут выручить «заколдованного» игрока, проползая у него между ног.
Тогда «расколдованный» игрок снова может продолжать игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».
Из опыта работы....
Комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих формированию навыков владения мячом у старших дошкольников.
Игры и упражнения обучающие ведению мяча, игры с передачей и ведением мяча, игры с ловлей и передачей мяча, игровые упражнения и эстафеты с мячом....
Программа освоения навыков владения мячом
Главная образовательная задача физического воспитания в дошкольном детстве – освоение основных видов движений, которое осуществляется в соответствии с типовой программой по физическому воспитанию. Все...
Комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих формированию навыков владения мячом у старших дошкольников
. Данный комплекс использовался нами на занятиях по физической культуре, а также в течение дня на прогулках на свежем воздухе и между занятиями для активного отдыха и смены деятельности. Предлагаемые ...
«Совершенствование навыка владения мячом у детей 5-6 лет»
Цель: Совершенствование навыка владения мячом. Задачи по образовательным областям: «Физическое развитие»Совершенствование навыка прокатывания, броска и ловли мяча в парах;Развитие лов...
Проектная деятельность области физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по созданию условий для становления навыка владения мячом.
В результате работы над проектом дошкольники знакомятся с иторией мяча, с их видами, свойствами, применением и назначением. Появляются навыки игр смячом.Совершенствуется работа по укреплению здоровья,...
Программа освоения навыков владения мячом
Главная образовательная задача физического воспитания в дошкольном детстве- освоение основных видов движений, которое осуществляется в соответствии с типовой программой по физическому воспитанию. Данн...
- Мне нравится (3)