артикуляционная гимнастика
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Каталог артикуляционной гимнастики
- Лопаточка
- Чашечка
- Иголочка
- Горка
- Трубочка
- Часы
- Вкусное варенье
- Лошадка
- Грибок
- Гармошка
- Качели
- Окошко
- Чистим зубки
- Заборчик
- Дудочка
- Орешки
- Лесенка
- Пароход
- Маляр
- Бульдог
- Печем блинчики
- Заводим мотор
- «Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Методические рекомендации:
- Рот полуоткрыт.
- Не высовывать язык далеко,
- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.
- Боковые края должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»
- Повторить упражнение сначала
- «Чашечка»
Широко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Рот широко открыт.
- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.
- Края языка должны быть у верхних зубов.
- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.
- «Иголочка»
Рот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.
Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.
- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.
- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.
- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
- «Горка»
Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.
Методические рекомендации:
- Рот полуоткрыт, улыбнуться.
- Кончик языка за нижними зубами.
- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".
- «Трубочка»
Вытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.
Методические указания:
- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.
- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.
- «Часы»
Выдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.
Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.
- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.
- Нижняя челюсть не подвижна,
- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.
- «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.
Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык.
- Язык широкий в форме «чашки».
- Челюсти неподвижны.
- Делать движения широким языком сверху вниз.
- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.
- «Лошадка»
Прислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.
Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.
Методические указания:
- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
- Челюсти неподвижные, работает только язык.
- Выполнить 10-15 раз.
- «Грибок»
Раскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.
Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.
Методические указания:
- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.
- Подъязычная уздечка должна быть натянута.
- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
- Выполнить 10-15 раз.
- «Гармошка»
Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).
Методические указания:
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.
- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.
- «Качели»
Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.
Методические указания:
- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).
- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).
- Поочередно менять положение языка.
- Менять положение языка 5-6 раз.
- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.
- «Окошко»
Рот приоткрою я немножко, Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" |
- «Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь, Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
- «Заборчик»
Широка Нева – река, Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
- «Дудочка»
На дудочку губы положим, Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). |
- «Орешки»
Словно белки мы без спешки, Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки". |
- «Лесенка»
| Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу. Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. |
- «Пароход»
Вывожу язык вперёд, Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
- «Маляр»
Язык – как кисточка моя, Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка. |
- «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык – Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд. |
- «Печём блинчики»
| Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та. |
- «Заводим мотор»
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...