Комплексы дыхательной гимнастики
материал (старшая группа)
Комплексы дыхательной гимнастики для старшей группы «Любознайки»
Цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться.
Требования по подготовке дыхательной гимнастики:
- Перед занятиями проветрить комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
- Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
- Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов.
- Первые занятия проводить лежа на спине.
- Не говорить дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксировать его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
- Следить за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 838.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель:
Комогорцева А.Н.
Комплексы дыхательной гимнастики для старшей группы «Любознайки»
Цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться.
Требования по подготовке дыхательной гимнастики:
- Перед занятиями проветрить комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
- Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
- Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов.
- Первые занятия проводить лежа на спине.
- Не говорить дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксировать его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
- Следить за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
Сентябрь (1-2 неделя) Комплекс №1 |
«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание). Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз. «Самолет» Полетим на самолете, Будем сильными в полете. И.п. – лежа на животе, опора на предплечья. 1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох); 4 – и.п. (выдох). |
Сентябрь (3-4 неделя) Комплекс №2 |
«Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. «Ёжик» Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) |
Октябрь (1-2 неделя) Комплекс №3 |
«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз. «Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза: Косарь идёт косить жнивьё: Зу-зу, зу-зу, зу-зу. Идём со мной косить вдвоём: Замах направо, а потом Налево мы махнём. И так мы справимся с жнивьём. Зу-зу, зу-зу вдвоём. |
Октябрь (3-4 неделя) Комплекс №4 |
Губки «трубкой». 1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. 2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз. «Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить упражнение 4-5 раз: Жж-у, - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу. |
Ноябрь (1-2 неделя) Комплекс №5 |
«Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз. «Маятник» Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнем сначала. И.п. – руки на поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 - и.п. (вдох). Выдох со звуком «т-у-у-х». |
Ноябрь (3-4 неделя) Комплекс №6 |
«Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз. «Куры» Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах-тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так. |
Декабрь (1-2 неделя) Комплекс №7 |
«Дыхание» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – о.с. 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. «Добро делать для людей» И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». |
Декабрь (3-4 неделя) Комплекс №8 |
«Регулировщик» Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос); 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р». Развитие речевого дыхания и голоса Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!» |
Январь (2 неделя) Комплекс №9 |
«Ветер» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. «Добро делать для людей» И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». |
Январь (3-4 неделя) Комплекс №10 |
«Дом маленький, дом большой» Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4-6 раз: А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька! Развитие речевого дыхания и голоса. Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо». |
Февраль (1-2 неделя) Комплекс №11 |
«Воздушный шарик поднимается вверх» Ты, как шарик, полети, Сверху землю огляди. И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2 – опустить плечи и ключицы (выдох). Развитие речевого дыхания и голоса. Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш. Насос. Произнесение звука с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту». Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би». |
Февраль (3-4 неделя) Комплекс №12 |
«Ветер» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. |
Март (1-2 неделя) Комплекс №13 |
«Крылья» Крылья вместо рук у нас, Так летим – мы высший класс. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох). «Трубач» За собой трубач зовет, Он здоровье нам дает. И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой». 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф». |
Март (3-4 неделя) Комплекс №14 |
«Радуга, обними меня» И.п. – о.с. 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо. Работа над силой голоса. Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо); Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у». |
Апрель (1-2 неделя) Комплекс №15 |
«Цветы» Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз. Развитие речевого дыхания и голоса. Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»). Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление). |
Апрель (3-4 неделя) Комплекс №16 |
«Аромат цветов» Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза. «Пчелы» Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе – новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох). |
Май (1-2 неделя) Комплекс №17 |
«Часики» Часики вперед идут, За собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). «Петушок» Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. И.п. – о.с. 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). |
Май (3-4 неделя) Комплекс №18 |
«Насос» Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). «Гуси летят» Гуси высоко летят. На детей они глядят. И.п. – о.с. 1 – руки поднять в стороны (вдох); 2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики
В процессе воспитательно-образовательных процессов в детском саду в своей коррекционной группе мы проводим комплексы дыхательной гимнастики с целью укрепления здоровья....
Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.
Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....
Комплексы дыхательной гимнастики
Комплексы дыхательной гимнастики...
Комплексы дыхательной гимнастики
Комплексы дыхательной гимнастики...
Комплексы дыхательной гимнастики
данный материал предназначен для педагогов и родителей....
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...