Комплексы дыхательной гимнастики
материал (старшая группа)

Анастасия Николаевна Комогорцева

Комплексы дыхательной гимнастики для старшей группы «Любознайки»

Цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться.

Требования по подготовке дыхательной гимнастики:

  • Перед занятиями проветрить комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов.
  • Первые занятия проводить лежа на спине.
  • Не говорить дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксировать его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следить за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx838.68 КБ

Предварительный просмотр:

https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

                                                       

Воспитатель:

                  Комогорцева А.Н.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1519478/5748f625-2cd2-4dd8-9488-32502dc3e59f/s1200

Комплексы дыхательной гимнастики для старшей группы «Любознайки»https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться.

Требования по подготовке дыхательной гимнастики:

  • Перед занятиями проветрить комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов.
  • Первые занятия проводить лежа на спине.
  • Не говорить дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксировать его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следить за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.

http://www.69.dou.spb.ru/images/Dyhanie.png                                                       http://ds92.detkin-club.ru/images/teachers/08_1_5c991b39973ba_5c9b25c774c18.png

                                                                    https://ds88nsk.edusite.ru/images/bezimeni-2.png

Сентябрь (1-2 неделя)

Комплекс №1

«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

«Самолет»

Полетим на самолете,

 Будем сильными в полете.

 И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.

1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Сентябрь (3-4 неделя)

Комплекс №2

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

«Ёжик»

Ёжик добрый, не колючий,

 Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Октябрь (1-2 неделя)

Комплекс №3

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.

«Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

                  Косарь идёт косить жнивьё:

                  Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

                  Идём со мной косить вдвоём:

                  Замах направо, а потом

                  Налево мы махнём.

                  И так мы справимся с жнивьём.

                  Зу-зу, зу-зу вдвоём.

Октябрь (3-4 неделя)

Комплекс №4

Губки «трубкой».

    1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные  мышцы.

    2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

    3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

    4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

«Жук».

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

                  Жж-у, - сказал крылатый жук,

                  Посижу и пожужжу.

Ноябрь (1-2 неделя)

Комплекс №5

«Ушки». https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

«Маятник»

Влево, вправо, влево, вправо,

 А затем начнем сначала.

И.п. – руки на поясе (вдох).

1 – наклон вправо (выдох);

2 – и.п. (вдох);

3 – наклон влево (выдох);

4 - и.п. (вдох).

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Ноябрь (3-4 неделя)

Комплекс №6

«Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

«Куры»

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

                  Бормочут куры оп ночам,

                  Бьют крыльями тах-тах (выдох),

                  Поднимем руки мы к плечам (вдох),

                  Потом опустим – так.

Декабрь (1-2 неделя)

Комплекс №7

«Дыхание»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой. https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.pnghttps://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

И.п. – о.с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

«Добро делать для людей»

И.п. – о.с.

1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);

2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).

Произносить звук «у-х-х».

Декабрь (3-4 неделя)

Комплекс №8

«Регулировщик»

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);

2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р».

Развитие речевого дыхания и голоса

   Пьём коктейль через трубочку.  (Вдох.)  Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)

   Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

   Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

Январь (2 неделя)

Комплекс №9

«Ветер»

Сильный ветер вдруг подул,

Слезки с ваших щек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

«Добро делать для людей»

И.п. – о.с.

1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);

2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).

Произносить звук «у-х-х».

Январь (3-4 неделя)https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Комплекс №10

«Дом маленький, дом большой»

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4-6 раз:
 У медведя дом большой,

А у зайки – маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка заинька!

Развитие речевого дыхания и голоса.

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».

Февраль (1-2 неделя)

Комплекс №11

«Воздушный шарик поднимается вверх»

Ты, как шарик, полети,

Сверху землю огляди.

И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);

2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-
шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

Февраль (3-4 неделя)https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Комплекс №12

«Ветер»

Сильный ветер вдруг подул,

Слезки с ваших щек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Март (1-2 неделя)

Комплекс №13

«Крылья»

Крылья вместо рук у нас,

Так летим – мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);

2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

«Трубач»

За собой трубач зовет,

 Он здоровье нам дает.

И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой».

1 – вдох;

2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф».

Март (3-4 неделя)

Комплекс №14

«Радуга, обними меня»

И.п. – о.с.

1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот  грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.

Работа над силой голоса.

Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

Апрель (1-2 неделя)

Комплекс №15

«Цветы»

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

                  Каждый бутончик склониться бы рад

                  Направо, налево, вперёд и назад.

                  От ветра и зноя бутончики эти

                  Спрятались живо в цветочном букете

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз.

Развитие речевого дыхания и голоса.

   Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).

   Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.

   Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

Апрель (3-4 неделя)

Комплекс №16

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза.

«Пчелы»

Мы представим, что мы пчелы,

Мы ведь в небе – новоселы.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох);

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Май (1-2 неделя)https://secure.diary.ru/userdir/1/4/8/4/148464/10691116.png

Комплекс №17

«Часики»

Часики вперед идут,

 За собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

 Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Май (3-4 неделя)

Комплекс №18

«Насос»

Накачаем мы воды,

 Чтобы поливать цветы.

1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

«Гуси летят»

Гуси высоко летят.

 На детей они глядят.

И.п. – о.с.

1 – руки поднять в стороны (вдох);

2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики

В процессе воспитательно-образовательных процессов в детском саду в своей коррекционной группе мы проводим комплексы дыхательной гимнастики  с целью укрепления здоровья....

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

данный материал   предназначен для педагогов и родителей....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...