Волкова Н.А. Чистота – залог здоровья.
картотека (старшая группа)

Волкова Нина Александровна

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет. КартотекаНаправление «Физическое развитие». Образовательная область «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volkova_n.a._chistota-zalog_zdorovya._5-7_let.doc517.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна  «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Чистота – залог здоровья.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

Картотека.

Направление «Физическое развитие».

Образовательная область «Здоровье».

Воспитание культурно-гигиенических навыков

“Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни…”.

Антон Семёнович Макаренко

Сентябрь

Самообслуживание «Умывалочка».

Задачи.  Формировать привычку детей следить за чистотой рук. Познакомить с алгоритмом правильного мытья рук.

Разговор.

— Дети, когда мы моем руки с мылом? (После прогулки, после игр и занятия спортом, после общения с животными, перед едой, после туалета, после кашля и чихания).

— Дети, послушайте, пожалуйста, правила умывания: «Умывалочка». Движения за мной повторяем, правила мытья рук запоминаем. Педагог читает и показывает действия. Дети повторяют движения за педагогом, но без воды, имитируя.

Рукава закатаем, умываться начинаем.

Чистую воду сберегаем, кран сильно не открываем.  

Руки под воду подставляем,

Волшебное мыло добавляем,

Раз-два-три. Раз.два-три. Мылом ладошки три.

Мылом ладошки натираем, на место мыло возвращаем.

Раз-два-три, по кругу ладонь ты веди.

Раз-два-три, грязь поскорей прогони.

Мыльная пена помогает, вирусы убивает.

Мыло в ладони втираем, волшебство начинаем.

Между пальчиками грязь вымываем.

О тыльной стороне ладоней не забываем.

От запястий до пальчиков протираем.

Руки местами меняем, движение повторяем.

Пальчики много трудились, сильно они запылились.

Каждый пальчик ладошкой обнимаем, кручу-верчу повторяем.

Под ногтями микробы живут, ждут, когда в рот попадут.

Микробов прогоняем, о ладонь ногти потираем.

Руки местами меняем, движение повторяем.

Про запястья не забываем, грязь отмываем.

Раз-два-три. Раз-два-три.

Раз-два-три. Раз-два-три.

Чистой водой пену смываем,

Кран закрыть не забываем.

Пальчики сжимаем,

Лишнюю воду отжимаем.

Полотенце своё выбираем,

Ладошки, запястье и пальчики

Насухо вытираем.

— Дети, вы запомнили, как нужно правильно мыть руки.  Что бы вы всегда помнили последовательность мытья рук, я повесила вот такую табличку.

        Дети самостоятельно моют руки. Педагог контролируют соблюдения правил.

Октябрь

Ситуация общения «Всемирный день мытья рук».

Задачи. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Беседа.

Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашем здоровье. 15 октября – Всемирный день мытья рук. Как вы считаете, почему нужно обязательно мыть руки? (ответы детей).

Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй

Увидишь там полчища разных микробов.

Они – возбудители разных болезней

Их стряхивать с рук все равно бесполезно.

От этих микробов есть средство простое:

Они погибают от мыла с водою.

Запомни, пожалуйста: перед едой

Ты руки старательно с мылом помой.

                                                   Катерина Нефёдова

— Дети, руки ваши помощники, они всё умеют делать: брать, собирать, лепить, рисовать и многое другое. Но когда вы что-то делаете руками на них попадают маленькие микроорганизмы, микробы и вирусы, которые возбуждают страшные болезни. Очень много людей умирает там, где люди не моют руки. Дети, когда обязательно нужно мыть руки.

(После прогулки, после игр и занятия спортом, после общения с животными, перед едой, после туалета, после кашля и чихания).

Мойте руки и плоды,

Чтобы не было беды!

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

                           Илья Обыдённый

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Юлиан Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

 (перевод Сергея Владимировича Михалкова).

Задачи.  Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно письмо польского поэта Юлиана Тувима ко всем детям по очень важному делу.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоет мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

                       Ваш Тувим.

Вопросы к детям.

— Дети, почему поэт назвал стихотворение «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»? (ответы детей).

Как вы думаете, почему нужно мыться чище, мыться чаще? (ответы детей).

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Чистая вода — для любой болезни беда.

Ноябрь

Беседа «Кто такие микробы?»

Задача. Дать детям элементарные знания о микробах и способах защиты от них. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Беседа.

Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй

Увидишь там полчища разных микробов.

Они – возбудители разных болезней

Их стряхивать с рук все равно бесполезно.

                                                                     Катерина Нефёдова

— Дети, как вы думаете, кто такие микробы? (предположения детей).

— Микробы – это микроорганизмы. Микро – значит очень маленькие, незаметные для глаза. Чтобы увидеть микробов, нужен микроскоп. Если в группе есть микроскоп, предложить детям рассмотреть каплю воды в микроскоп.

— Микробы, или бактерии – живые, они живут вокруг нас, в воде, на земле, в воздухе. Есть микробы, бактерии полезные. Одни бактерии уничтожают мусор, превращают упавшие листья в почву. Другие бактерии помогают молоку превратиться в кефир. Но есть много микробов зловредных. Они переносят страшные болезни и заражают людей и животных. Дети, как зловредные микробы попадают в наш организм и заставляют нас болеть? (предположения детей).

— Опасные, зловредные микробы попадают в наш организм через руки. Наши руки ко всему прикасаются, и могут незаметно прикоснуться к микробу. Микроб переходит на ваши руки. Когда вы берёте рукой еду, например, яблоко, микроб перебирается на яблоко. А вместе с кусочком яблоко к вам в живот. Попав в живот, микроб начинает выделять ядовитые вещества, которые вас отравляют. Вы заболеете. Дети, как нам защитится от зловредных микробов, если мы их не видим? (предположения детей).

От этих микробов есть средство простое:

Они погибают от мыла с водою.

Запомни, пожалуйста: перед едой

Ты руки старательно с мылом помой.

                                                    Катерина Нефёдова

— Дети, учёные люди доказали, что лучше всего уничтожает микробов мыло и чистая вода. Расскажите мне, пожалуйста, как вода и мыло помогают нам бороться с микробами? (ответы детей).

— Дети, запомните, пожалуйста, правила защиты от зловредных микробов:

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;
  • ногти постригаем, микробов выгоняем;
  • ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;
  • игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем.

— Дети, от воды и мыла у микроба тает сила. Чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Эксперимент «Распространение микробов».

Задачи. Помочь детям понять, как микробы распространяются. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Материалы и оборудование. Тарелка с мукой, пластмассовые игрушки тёмного цвета, влажные салфетки на каждого ребёнка.

Эксперимент.

— Дети, мы с вами сегодня проведём эксперимент. Цель нашего эксперимента выяснить, как распространяются микробы. Какие у вас есть гипотезы, предположения по этому вопросу? (ответы детей).

Гипотеза: микробы распространяются с помощью наших рук.

— Так как микробы не видимы, представим, что мука – это микробы. Дети, крепко прижмите свои ладошки к муке. Посмотрите внимательно, сколько микробов к вам прицепилось? (ответы детей).

— Возьмите, пожалуйста, игрушку и передайте товарищу. Дети, рассмотрите внимательно, сколько микробов осталось на игрушке? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы с вами выяснили, что микробы распространяются с помощью наших рук, мы передаём их друг другу через игрушки, предметы, вещи.

— Дети, напомните мне, как избавиться от микробов? (ответы детей).

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;
  • ногти постригаем, микробов выгоняем;
  • ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;
  • игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем.

— Дети, протрите, пожалуйста, руки и игрушки влажными салфетками. Не забудьте, после эксперимента, вымыть руки с мылом.

Добрый совет «Будем чистыми всегда!»

Задачи.  Развивать элементарные навыки личной гигиены детей. Побуждать детей использовать в речи потешки.

Совет.

— Милые друзья, запомните это – руки вымоем после туалета!

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Декабрь

Беседа «Кто такие вирусы?»

Задача. Дать детям элементарные знания о вирусах и способах защиты от них. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Беседа.

— Дети, мойте руки и плоды, чтобы не было беды! Есть такие вирусы, вирусы-вредилусы. Как вы думаете, кто такие вирусы? (предположения детей).

— Вирусы — это крошечные частички, которые вызывают различные заболевания у людей, животных и растений. Они такие маленькие, что их не видно даже в микроскоп. Все вирусы опасны. Они заражают нас опасными болезнями. Дети, как опасные вирусы попадают в наш организм и заставляют нас болеть? (предположения детей).

— Опасные вирусы очень хитры. Они попадают в наш организм через руки, через нос и рот, даже через глаза. Но особенно опасны наши руки. Руками мы ко всему прикасаемся, собираем микробы и вирусы. Тот, кто руками к лицу прикасается, вирусам помогает, свой организм заражает. Вредные вирусы при кашле и чихании нас покидают, по воздуху летают. К другим людям летят, заразить всех хотят. Дети, как нам защитится от опасных вирусов, если мы их не видим? (предположения детей).

— Дети, учёные люди доказали, что лучше всего уничтожает вирусы мыло и чистая вода. Расскажите мне, пожалуйста, как вода и мыло помогают вам бороться с вирусами? (ответы детей).

— Дети, запомните, пожалуйста, правила защиты от опасных вирусов:

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • лицо от вирусов защищаем, глаза, нос, рот руками не задеваем;
  • при кашле и чихании лицо салфеткой прикрываем, вирусов не распространяем.
  • если рядом кто-то кашляет, чихает, лицо защищаем, маску одеваем.

— Дети, запомните главное правило борьбы с опасными вирусами. Мыло и вода побеждают вируса всегда. Чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Эксперимент «Уничтожение микробов и вирусов мылом».

Задачи. Помочь детям понять, что от микробов и вирусов на руках можно избавиться только мылом. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Материалы и оборудование. Тазик с водой, в воду добавлены блёстки. Мелкие пластмассовые предметы (человечки лего) в воде.

Эксперимент.

— Дети, у нас попросили помощи. Нужно спасти человечков, помощь им выйти из затонувшего города. Не забудьте закатать рукава. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети работали аккуратно, не брызгали водой на одежду.

— Молодцы, дети! Вы спасли жителей затонувшего города. Но что с вашими руками, посмотрите внимательно? (ответы детей).

— Микробы и вирусы такие маленькие, что их не видно. Представим, что блёстки – это микробы и вирусы. Как нам от них избавиться? (ответы детей).

Гипотеза: микробы и вирусы можно уничтожить мылом.

        Дети моют мылом руки, до тех пор, пока не исчезнут блёстки на руках. Педагог внимательно осматривает руки детей. При необходимости, обращает внимание ребёнка на микроба, который спрятался между пальцами, или на запястье руки.

Вывод. Дети, мы с вами выяснили, что микробы и вирусы можно уничтожить мылом, но нужно долго намыливать руки и мыть не только ладошки.

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Добрый совет «        Часто руки моем мы».

Задачи.  Развивать элементарные навыки личной гигиены детей. Побуждать детей использовать в речи потешки.

Совет.

— Дети, часто руки моем мы, чтобы не было беды.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Чистая вода — для любой болезни беда. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Январь

Эксперимент «Мыло – защитник от микробов и вирусов».

Задачи. Помочь детям понять, что микробы и вирусы боятся мыла. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Материалы и оборудование. Миска с водой, в воду равномерно насыпан чёрный перец. Миска с жидким мылом.

Эксперимент.

— Дети, мы с вами сегодня проведём эксперимент. Цель нашего эксперимента выяснить, как микробы и вирусы относятся к мылу. Какие у вас есть гипотезы, предположения по этому вопросу? (ответы детей).

Гипотеза: микробы и вирусы боятся мыла.

— Так как микробы не видимы, представим, что перец – это микробы и вирусы. Дети, что сейчас делают вирусы и микробы? (ответы детей).

— Дети, что произойдёт, если мы отпусти руку в воду? (ответы детей).

— Микробы и вирусы могут прилипнуть к нашим рукам. Дети, я предлагаю вам перехитрить микробов и вирусов. Мы сначала отпусти один пальчик в жидкое мыло. Дети выполняют задание.

— Дети, отпускаем в воду намыленный палец. Дети выполняют задание.

— Дети, что происходит? (ответы детей).

Вывод. Микробы и вирусы боятся мыла.

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Проблемная ситуация «Для чего придумали носовой платок?»

(Индивидуально).

Задача. Воспитывать в детях аккуратность.

Разговор.

        Педагог обращается к ребёнку, у которого проблема с носом.

— Как ты думаешь, для чего придумали носовой платок? (ответ ребёнка).

— Чем можно заменить носовой платок? (ответ ребёнка).

Если носик твой сопит, 

Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай, 

Хорошо носик вытирай.

Февраль

Разговор «Чисто жить – здоровым быть».

Задачи. Формировать привычку детей следить за чистотой тела. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Помогать детям соблюдать этику общения. Вызвать интерес к народным пословицам. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

 — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему народ говорит: «Чисто жить – здоровым быть?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Мойте руки и плоды,

Чтобы не было беды!

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

Илья Обыдённый

— Дети, мудрый человек предупреждает болезнь, а не лечится от неё. Чистая вода — для любой болезни беда.  Дети, вспомним правила защиты от микробов и вирусов (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;
  • ногти постригаем, микробов выгоняем;
  • ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;
  • игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем;
  • лицо от вирусов защищаем, глаза, нос, рот руками не задеваем;
  • при кашле и чихании лицо салфеткой прикрываем, вирусов не распространяем.
  • если рядом кто-то кашляет, чихает, лицо защищаем, маску одеваем.

— Дети, здоровье своё охраняем, правило эти соблюдаем. Чисто жить – здоровым быть.

Георгий Николаевич Юдин «Страшная сила».

Задачи.  Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Георгия Николаевича Юдина «Страшная сила».

В глубоком чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо, днём и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук

Полезет в рот

Противный, маленький

Микроб.

Полезет тихо,

Как шпион,

И натворит

Такого он!

Нет, он не пустит под откос

Большой железный паровоз.

Он незаметно расплодится,

Когда забудете умыться.

И эти тысяча микробов

Вас могут довести

До гроба.

Но только не надо бояться!

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого мыла!

Вопросы к детям.

— Дети, почему поэт назвал стихотворение «Страшная сила»? (ответы детей).

— Как вы думаете, что происходит с микробами на наших руках, если мы их не моем? (ответы детей).

— Дети, чего боится страшная сила, микробы и вирусы? (ответы детей).

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем. Чисто жить – здоровым быть.

Март

Разговор «Болезни от грязи».

Задачи.  Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Помогать детям соблюдать этику общения.  Вызвать интерес к народным пословицам.  Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Как вы думаете, почему народ говорит: болезнь с грязью – всегда в дружбе?   (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, в грязи микробы и вирусы живут, только вас и ждут. Микробы и вирусы всех заражают, болезни вызывают. Чистая вода — для любой болезни беда. Дети, вспомним правила защиты от микробов и вирусов (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;
  • ногти постригаем, микробов выгоняем;
  • ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;
  • игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем;
  • лицо от вирусов защищаем, глаза, нос, рот руками не задеваем;
  • при кашле и чихании лицо салфеткой прикрываем, вирусов не распространяем.
  • если рядом кто-то кашляет, чихает, лицо защищаем, маску одеваем.

— Дети, здоровье своё охраняем, правило эти соблюдаем. Чисто жить – здоровым быть.

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Красивей цветы и птицы!
Дети умываются,

Солнцу улыбаются!

Проблемная ситуация «Нужно ли постригать ногти?»

Задачи. Формировать привычку детей следить за чистотой ногтей. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Помогать детям соблюдать этику общения. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

 — Дети, как вы думаете, нужно ли подстригать ногти? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно как на этот вопрос ответил поэт Андрей Усачёв в своём стихотворение.

Кто ногтей не чистит

И не подстригает,

Тот своих знакомых

Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,

Длинными и острыми

Могут очень просто вас

Перепутать с монстрами.

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Ногти стричь не забываем, здоровье своё охраняем.

Добрый совет «Перед едой руки мой».

Задачи.  Развивать элементарные навыки личной гигиены детей. Побуждать детей использовать в речи потешки.

Совет.

— Дети, помните, если вы ребёнок, а не хрюшка поросёнок, то всегда перед едой детским мылом руки мой.

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.

Апрель

Разговор «Чистая вода – для любой хвори беда».

Задачи.  Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Побуждать детей использовать в речи потешки. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народ говорит: чистая вода – для любой хвори, болезни беда?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, мудрый человек предупреждает болезнь, а не лечится от неё. Чистая вода – для любой хвори, болезни беда. Дети, вспомним правила защиты от микробов и вирусов (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;
  • ногти постригаем, микробов выгоняем;
  • ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;
  • игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем;
  • лицо от вирусов защищаем, глаза, нос, рот руками не задеваем;
  • при кашле и чихании лицо салфеткой прикрываем, вирусов не распространяем.
  • если рядом кто-то кашляет, чихает, лицо защищаем, маску одеваем.

— Дети, здоровье своё охраняем, правило эти соблюдаем. Чисто жить – здоровым быть.

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Красивей цветы и птицы!
Дети умываются,

Солнцу улыбаются!

Проблемная ситуация «Как в сырую погоду остаться чистым?»

Задачи. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно, стихотворение.

Дождь на улице опять,

Под дождём пришлось гулять.

Луж вокруг полным-полно,

Но зверюшкам все равно.

Скачут, бегают, играют,

В лужах лодочки пускают.

На прогулке от зверят

Брызги в стороны летят.

Все промокли, извозились,

Два часа потом сушились!

Галина Шалаева.

— Дети, на улице идёт дождь, сыро и грязно. Как в сырую погоду остаться чистым? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Грязи и луж избегайте, аккуратно играйте.

Май

Разговор «Да здравствует мыло душистое!»

Задачи.  Развивать элементарные навыки личной гигиены детей. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

— Дети, вы согласны со словами Корнея Ивановича Чуковского. Почему мы прославляем мыло, в чём его польза?  (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Мыло помогает воде микробов убивать, грязь уничтожать. Дети, вспомним правила защиты от микробов и вирусов (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

  • часто руки моем мы, чтобы не было беды;
  • овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;
  • ногти постригаем, микробов выгоняем;
  • ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;
  • игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем;
  • лицо от вирусов защищаем, глаза, нос, рот руками не задеваем;
  • при кашле и чихании лицо салфеткой прикрываем, вирусов не распространяем.
  • если рядом кто-то кашляет, чихает, лицо защищаем, маску одеваем.

— Дети, здоровье своё охраняем, правило эти соблюдаем. Чисто жить – здоровым быть.

Михаил Спартакович Пляцковский «Однажды утром».

Задачи.  Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ Михаил Спартакович Пляцковский «Однажды утром».

       Утёнок вечно куда-то спешил. И когда он быстро ковылял по зелёной траве, то со стороны всем казалось, что катится мячик. А так как этот мячик ещё и крякал, то утёнка назвали Крячиком. Очень не нравилось утёнку по утрам умываться. Его, бывало, не то что к речке, а к обыкновенной луже силком не затащишь.

— Долго ли ты ещё у меня будешь неряхой? — укоряла утёнка мама. — Вечно ты ходишь грязный да чумазый!

— А я и так себя прекря-кря-крясно чувствую, — отвечал Крячик.

       Но однажды цыплёнок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить своего дружка. Вышел утром Крячик во двор, как всегда неумытый и заспанный, поздоровался с цыплёнком Фью: — Крякcтвуй!

Это у него так слово «здравствуй» получалось.

А цыплёнок говорит: — Кто ты? Я тебя не знаю.

Тогда Крячик направился к щенку Тявке: — Крякствуй?

— Я с незнакомыми птицами не здороваюсь! — сказал щенок.

Обиделся утёнок на своих друзей.  

«Что это с ними? – думает – Почему они меня вдруг узнавать перестали?»

     Тут дождик начался. Звонкий такой дождик. Весёлый. Тёплый — претёплый. Не успел Крячик под крыльцо спрятаться — и дождик искупал его хорошенько. Щенок и цыплёнок сами к утёнку подбежали, говорят:

— Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный?

Крячик спрашивает его:

— Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?

— Ко мне какой-то грязнуля подходил, а совсем не ты, — сказал Фью.

— И ко мне тоже какой-то чумазый приставал, — сказал Тявка.

— Так это же был я? — засмеялся утёнок. — Только теперь меня дождик умыл.

— Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, то на дождик не надейся? — проворчал щенок Тявка.

— Ведь дождик бывает не каждый день? — пригрозил крылышком цыплёнок Фью.

Вопросы к детям.

— Дети, почему щенок и цыплёнок не захотели утром здороваться с утёнком? (ответы детей).

— Как вы считаете, почему нужно каждое утро умываться, чистить зубы? (ответы детей).

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Чистая вода – для любой болезни беда. Чисто жить – здоровым быть.

Июнь

Проблемная ситуация «Уши мыть или не мыть?»

Задачи.  Формировать привычку детей следить за чистотой тела. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, уши мыть или не мыть? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно, как на этот вопрос ответила поэтесса Эмма Мошковская в своём стихотворение.

— Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть или пореже?..

Отвечает доктор:

– ЕЖЕ! –

Отвечает доктор гневно:

– ЕЖЕ –

ЕЖЕ –

ЕЖЕДНЕВНО!

Напоминание «В чистоте должны все жить».

Задачи. Формировать привычку детей следить за чистотой тела. Побуждать детей использовать в речи потешки.

Напоминание.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

— Дети, чтоб здоровье сохранить, в чистоте должны все жить.

Июль

Проблемная ситуация «Кто не умывается?»

Задачи.   Развивать элементарные навыки личной гигиены детей. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

— Дети, что произойдёт, если не умываться?  (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно, как на этот вопрос ответил поэт Пётр Синявский в своём стихотворение.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

Напоминание «Чисто руки моем мы».

Задачи. Развивать элементарные навыки личной гигиены детей. Побуждать детей использовать в речи потешки.

Напоминание.

— Дети, чисто руки моем мы, чтобы не было беды.

Водичка – водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Агния Львовна Барто «Девочка чумазая».

Задачи.  Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Агнии Львовны Барто «Девочка чумазая».

— Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях – дорожки.

— Я на солнышке лежала,

руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

— Я на солнышке лежала,

нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы измазала,

не девочка, а зебра,

ноги – как у негра.

— Я на солнышке лежала,

пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?  

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну - ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочала,

цапалась, как кошка:

— Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ - ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос –

разобиделась до слёз:

— Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы –

кричала громким голосом:

— Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

Вопросы к детям.

— Дети, почему грязь опасна для нашего здоровья? (ответы детей).

— Дети, чего боятся микробы и вирусы? (ответы детей).

— Дети, в грязи микробы и вирусы живут, только вас и ждут. Микробы и вирусы всех заражают, болезни вызывают. Чистая вода — для любой болезни беда. Чисто жить – здоровым быть.

Август

Проблемная ситуация «Кто спрятался под ногтями?»

Задачи. Формировать привычку детей следить за чистотой ногтей. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

 — Дети, как вы думаете, кто спрятался под ногтями? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Владимира Бредихиа.

Поселился раз микроб

И ещё один микроб,

И ещё один микроб,

Под ногтём у Паши.

– Хорошо! – сказал микроб

И ещё один микроб,

И ещё один микроб, –

В новом доме нашем.

Здесь тепло, светло, уют,

Грязно тут и гадко тут.

А такая гадость –

Нам, микробам, в радость.

Жил бы дальше тот микроб

И ещё один микроб,

И ещё один микроб,

Дети их и внуки.

Стали б строить небоскрёб,

Счастье быть у них могло б,

Только Паша взял и … оп, –

С мылом вымыл руки.

— Дети, ужасные микробы под ногтями живут, ждут они, когда в рот попадут. Будут вас микробы заражать, разные болезни вызывать. Чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Руки с мылом мыть не забываем, здоровье своё охраняем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День здоровья "Чистота -залог здоровья"

Развлечение для детей средних и старших групп...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

Проект по здоровью в 1 младшей группе «Чистота – залог здоровья»

Цель проекта.Создать условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей. Донести до родителей значимость формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуж...

Конспект досуга в рамках Дня здоровья в подготовительной к школе группе Тема: «Чистота – залог здоровья»

- Способствовать закреплению знаний детей о культурно-гигиенических навыках и применении их на практике- Закрепить правила чистоты и порядка, прививать желание к аккуратности и чистоте....

Проект по здоровью в I младшей группе "Чистота - залог здоровья"

Одна из важнейших областей это «здоровье». Всем известна поговорка «Чистота - залог здоровья». А как же приучить детей к чистоте, быть опрятными и аккуратными?Все мы знаем, что...

Неделя здоровья «Чистота-залог здоровья!»

проведение недели здоровья в первой младшей группе....

Беседа о здоровье для старших дошкольников на тему "Чистота — залог здоровья"

Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;• Дать детям ...