Движение ради здоровья
проект
Прогулки - походы в системе укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей современной семьи и дошкольных учреждений является воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, потому что одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленной задачи является взаимодействие с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_pohody.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Клюевская СОШ»
Дошкольные группы
Прогулки-походы в системе
укрепления здоровья дошкольников
Проект «Движение ради здоровья»
Воспитатель: Перевозникова О.Н.
2017г.
Образовательные области:
Физическое развитие:
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физическом развития детей, подростков, молодёжи. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитателя».
Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем дошкольном учреждении (согласно Образовательной программы) подчинена реализации следующих задач:
- содействовать охране и укреплению здоровья детей;
- приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления;
- способствовать повышению уровня двигательной активности, освоению техники движений и их координации, выполнению правил подвижных игр.
Для реализации поставленных задач мы разработали модель двигательного режима детей нашего сада с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, куда вошли: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальная работа по развитию моторики, гимнастика пробуждения, самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, самостоятельная двигательная деятельность детей, а также занятия с руководителями плавания, физкультуры, музыки. Предусмотрели и участие родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, их участие в таких мероприятиях, как подготовка и проведение досугов и праздников, прогулок-походов в близлежащий лес, совместные игры детей с родителями и педагогом.
Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй.
Личный пример родителей будет самым главным стимулом для ребёнка в стремлении вести здоровый образ жизни.
Информация и практический опыт помогут:
- создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности детей и взрослых;
- повысить уровень двигательной активности детей и взрослых;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность заниматься физической культурой не только ребёнку, но и взрослому;
- увидеть, узнать работу дошкольного учреждения по физическому воспитанию;
- вызвать у родителей интерес к данному вопросу;
- дать необходимые теоретические знания об уровне физического развития и физической подготовленности детей;
- облегчить общение родителей и педагогов дошкольного учреждения;
- обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, а значит, повысить эффективность работы по оздоровлению детей.
В своём дошкольном учреждении мы организовали физкультурно-оздоровительный проект «Движение ради здоровья», который предусматривает организацию и проведение прогулок-походов выходного дня для детей старшего дошкольного возраста с родителями.
Цель проекта:
Установить единство работы семьи и дошкольного образовательного учреждения как средство приобщения родителей к проблеме воспитания здорового ребёнка.
Задачи проекта:
- заинтересовать родителей детским туризмом как средством активного совместного отдыха;
- расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника;
- научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности;
- формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.
Описание проекта
Данный проект необходим всем участникам образовательно-воспитательного процесса:
Детям, родителям, педагогам. Именно в результате реализации педагогического проекта можно найти наиболее эффективные методические приёмы в процессе оздоровления детей и взрослых. Выработать устойчивый интерес к совместным занятиям по физической культуре, к необходимости вести здоровый образ жизни, правильно и рационально использовать свободное время для сохранения и укрепления здоровья.
Этапы реализации проекта:
- этап. Подготовительный
Предполагается проведение всех необходимых мероприятий, направленных на организацию прогулки-похода.
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей средствами физического воспитания.
- Постановка целей и задач прогулок-походов выходного дня.
- Подборка необходимого информационного материала.
- Подготовка спортивного оборудования, разработка схемы маршрута, обследование места проведения прогулки-похода.
- Составление сценария проведения прогулки- похода.
- этап. Основной
Непосредственное проведение прогулки-похода.
- Согласование с участниками похода даты и места проведения.
- Ознакомление всех участников с содержанием похода выходного дня. Обсуждение необходимого снаряжения, спортивного инвентаря, который нужно взять с собой.
- Совместный сбор и отправление к месту проведения прогулки-похода.
- Непосредственное воплощение сценария прогулки-похода.
- этап. Заключительный
Подведение итогов реализации проекта.
- Анализ работы по организации и проведению прогулок-походов.
- Дальнейшее планирование проведения походов с перспективой на сотрудничество.
- Включение программы двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма в программу физического и валеологического воспитания.
Организация туристических походов совместно с родителями:
Недалеко от нашего детского сада располагается лесной массив и протекает река (Клюевка). Прогулки-походы выходного дня — прекрасная возможность активного совместного отдыха детей и взрослых, общение с природой, смена обстановки. Это одна из наиболее активных форм привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.
Подготовка к прогулке-походу:
Работа с детьми
Непосредственно перед походом проводится предварительная подготовка детей. На занятиях познавательного цикла педагоги обсуждают с детьми значение туристического похода, правила его проведения, содержание похода, помогают правильно подобрать необходимое снаряжение и соответствующую одежду.
В совместной деятельности педагоги проводят наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривают иллюстративный материал, читают природоведческую литературу, разучивают подвижные игры. Подготавливают необходимые атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Поход» — кукол-туристов с набором необходимого снаряжения, рюкзачки. Дети с удовольствием играют в эту игру как до похода, так и после него.
Работа с родителями:
Родители принимают самое непосредственное участие в организации прогулки-похода. Они беседуют дома с детьми, настраивают их, делятся собственным опытом, готовят сухой паёк, выбирают одежду и обувь, поддерживают интерес к живой природе, желание больше знать и уметь самому.
Работа с воспитателями, другими сотрудниками ДОУ:
В подготовке и проведении похода участвуют воспитатели, директор, родители. Каждый из них не только сопровождает детей, но и решает свою педагогическую задачу. Воспитатель вместе с детьми собирает материал для уголка природы, беседует с родителями, проводит игры на развитие речи и т. п.
Пора в дорогу
В день похода родители и дети, педагоги собираются на территории детского сада в заранее установленное время. Весь необходимый спортивный инвентарь, оборудование участники похода заранее подбирают в зависимости от времени года, оговаривают и готовят. Дети и взрослые с рюкзаками и спортивным инвентарём отправляются по маршруту движения. Общая продолжительность прогулки-похода составляет 1,5-2 часа. Воспитатель подготавливает весь необходимый спортивный инвентарь и оборудование для проведения подвижных игр, эстафет, аттракционов, спортивных игр.
Основная часть прогулки-похода:
Родители и дети делятся на равные команды. Проводятся эстафеты и спортивные игры между командами. По окончании эстафет подводятся итоги совместного туристического похода, определяется команда-победительница, проводится награждение всех участников данного мероприятия.
Весной была проведена прогулка-поход с детьми старшей группы «Посвящение в туристы» при участии родителей. Дети и родители получили массу положительных эмоций, заряд бодрости, сил, а главное — огромное желание проводить совместный активный отдых как можно чаще.
Прогулка-поход «Посвящение туристы» с детьми старшего дошкольного возраста-совместно родителями:
Цель: оздоровление организма воспитанников повышения уровня двигательной активности детей и взрослых.
Задачи:
- упражнять детей в основных движениях;
- развивать выносливость, навыки самоорганизации;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Снаряжение детей: спортивная одежда, обувь, головные уборы по погоде, рюкзаки с питьевой вод ой, салфетками, атрибутами для игр.
Время проведения: весна, лето.
Место проведения: поляна
Длительность: 2 часа.
Подготовительная работа: беседы с детьми о правилах поведения в лесу, о полезных и ядовитых растениях, чтение литературы о природе.
Ход проведения
Дети с рюкзаками в сопровождении взрослых пешком идут в лес, осматривая по дороге деревья, кустарники, дикорастущие растения. Придя на заранее выбранное педагогами место, дети размещают свои рюкзаки, а взрослые огораживают флажками местность для проведения эстафет и игр. Дети и взрослые делятся на две команды.
Эстафета «Собери шишки»
Цель: закреплять умение ориентироваться на ограниченном пространстве.
Ход игры
Дети и взрослые в течение трёх минут собирают шишки на огороженном флажками пространстве. Какая команда соберёт больше шишек, та и выигрывает.
Эстафета «Охотники и звери»
Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега и в мягком приземлении на две ноги.
Ход игры
Все дети — лесные звери, двое взрослых — охотники, у них в руках сеть — шнур с привязанными на концах палками. По команде охотники натягивают сеть и начинают двигаться в сторону детей.
Дети-звери должны перепрыгнуть через шнур, не задев его. Какая команда остаётся в большинстве, та и выигрывает.
Этафета «Лошадки»
Цель: упражнять в беге парами с высоким подниманием колен в обруче.
Ход игры
Дети встают парами — один ребёнок в обруч (он лошадка), другой сзади держится за обруч (он наездник). Дети обегают конус и передают обруч следующей паре.
Какая команда быстрее закончит эстафету, та и выигрывает.
Эстафета «Цапли»
Цель: упражнять детей в статическом равновесии, развивать координацию движений.
Ход игры
Дети стоят на одной ноге, разведя руки в стороны. Игроки какой команды дольше всех простоят, та команда и выигрывает.
Эстафета «Передай мяч»
Цель: упражнять детей в передаче мяча из разных положений.
Ход игры
Команды передают друг другу мяч, стоя в шеренгах и колоннах из разных положений. Какая команда быстрее передаст мяч и ни разу не уронит, та и команда выигрывает.
Эстафета «Зайцы»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд с зажатым между колен мячом.
Ход игры
Дети зажимают мяч между колен и прыгают до конуса, возвращаются к своей команде и передают мяч следующему. Какая команда быстрее закончит эстафету, та и выигрывает.
Эстафета «Гонка обручей»
Цель: упражнять детей в пролезании в обруч разными способами.
Ход игры
Дети по очереди надевают обруч на себя сверху вниз и передают следующему. Какая команда быстрее справится с заданием, та и победит.
Эстафета «Бег в штанах»
Цель: упражнять детей в беге парами с препятствиями.
Ход игры
Дети встают парами, пара надевает на одну ногу одну штанину. Затем дети бегут до конуса и обратно и передают штаны следующей паре. Побеждает команда, быстрее всех справившаяся с заданием.
Эстафета «Перетягивание каната»
Цель: развивать силу рук; воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры
Каждая команда старается перетянуть другую команду на свою сторону. Побеждает та команда, которой удалось перетянуть.
Эстафета «Сложи костёр»
Цель: упражнять детей в складывании чурочек «колодцем», развивать мелкую моторику кистей рук.
Ход игры
Каждая команда старается как можно быстрее сложить из чурочек и бумаги костёр. Взрослые разжигают его. Побеждает команда, которая быстрее и качественнее выполнила задание.
Эстафета «Поставь палатку»
Цель: научить детей ставить палатку. Развивать умение действовать слаженно, договариваться о том, кто какое действие будет выполнять.
Ход игры
Каждая команда на время по секундомеру ставит палатку, скрепляя все липучки и завязывая все верёвки. Побеждает команда, которая быстрее соберёт палатку.
После проведения эстафет и конкурсов жюри подводит итог и объявляет результаты, награждает победителей.
Затем дети и взрослые организуют привал.
Детям даётся немного свободного времени на самостоятельные игры.
Убрав за собой поляну, дети и взрослые укладывают вещи и возвращаются в детский сад.
Заключение
Мы хотим сформировать понимание того, что туризм — это нечто большее, чем отдых, это школа жизни, школа мужества. Каждая прогулка-поход требует
новых знаний и умений. Детский туризм зарекомендовал себя как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени:
- приобщить родителей к совместной с ребёнком двигательной активности;
- увеличить резервы здоровья, повысить защитные свойства организма, устойчивость к различным заболеваниям;
- восстановить силы, работоспособность;
- расширить функциональные возможности организма ребёнка;
- обогатить двигательный опыт;
- пополнить объём знаний в области физической культуры, туризма, краеведения;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимопонимания;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в физических упражнениях.
Литература /
- Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья»: пособие для педагогов и медицинских работников ДОУ : Учитель, 2006. (Представлена программа «Остров здоровья» и методическое обеспечение к ней по лечебнооздоровительной, профилактической и физкультурной работе МДОУ)
- Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. — М. :Аркти, 2004. (Цели и основные виды туристских прогулок. Рекомендации по их планированию и проведению в разные сезоны. Основы общефизической и специальной подготовки «Мы — туристы». Методические материалы для работы с детьми и родителями: различные игры, аттракционы и конкурсы туристической тематики.)
- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова.: Учитель, 2008. (Имеется раздел, посвящённый организации туристических эколого-оздоровительных походов со старшими дошкольниками, характеризующий их цели, задачи, формы и методы работы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логоритмика – это движение, движение – это здорово!»
Консультация для воспитателей ДДУ о возможности использования логоритмических упражнений на занятиях с детьми....
Движение ради здоровья , прогулки на лыжах в зимнее время , их польза для развития ребёнка
Как сделать так, чтобы дети получали удовольствие от обучения азов лыжной техники?...
"Эффективное взаимодействие ради здоровья детей: опыт работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении"
Практика представляет опыт работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родительской общественностью, социальными институтами в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Модель упр...
Презентация опыта работы "Эффективное взаимодействие ради здоровья детей"
Презентация опыта работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении "Эффективное взаимодействие ради здоровья детей"...
Проект "В поиске ради здоровья"
Пояснительная записка.Проект : «В поиске ради здоровья». Использование фитбол - упражнений на логопедических занятиях для повышения эффективности и увеличения...
Проект В поиске ради здоровья.
Пояснительная записка.Проект : «В поиске ради здоровья». Использование фитбол - упражнений на логопедических занятиях для повышения эффективности и увеличения...