Уроки Мойдодыра. (дидактические игры)
картотека
Дидактические игры для формирования гигиенических навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_moydodyra.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Предметы гигиены».
На экране изображены предметы гигиены.
Дети рассматривают и выбирают те, которые необходимо использовать, чтобы привести себя в порядок. Каждая команда по очереди.
Например: воспитатель говорит: «Руки». Дети отвечают: «мыло, полотенце».
Волосы – гребень, шампунь, ножницы, полотенце, мыло.
Купание – ванна, полотенце, душ, губка, мыло
Одежда – щётка для одежды, мыло, порошок.
Зубы - зубная щетка, зубная паста, стакан для полоскания рта.
Обувь – щётка для обуви, вакса.
Игра «Что с чем дружит».
Дети выполняют задание на листах. Сравнение результатов по слайду. Команда, которая по количеству участников дала больше правильных ответов выигрывает.
- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?
Дидактическая игра для капитанов “Предметы индивидуального пользования”.
На столе лежат предметы общего пользования: этими предметами можно делиться и предлагать друг другу и предметы индивидуального пользования, ими может пользоваться только тот, кому они принадлежат.
Воспитатель предлагает разделить их на подгруппы. Первая команда выбирает предметы личного пользования, а вторая - индивидуального.
(зубная паста, зубная щетка, расческа, кукла, полотенце, машина, мячик, носовой платок, карандаши, обувь, бусы, шляпа, губка, мыло).
Результат сверяют с правильным ответом на экране.
Игра с мячом «Подумай и ответь».
Воспитатель бросает игроку мяч, тот игрок в руках, которого мяч, должен ответить на вопрос.
- Чем ты моешь руки, лицо, тело?
- Почему нужно чистить зубы?
- Зачем люди моют руки?
- Для чего нужно каждую неделю принимать ванну или часто мыться под душем?
- Зачем люди подстригают ногти?
- Почему нельзя брать в рот пальцы, ручки, карандаши и другие предметы?
- Почему нельзя надевать чужую одежду, обувь?
- Почему нельзя носить грязное бельё?
Дидактическая игра «Мой выбор».
Для того, чтобы закрепить основные правила гигиены, воспитатель предлагает выполнить следующее задание:
объяснить с опорой на сюжетные картинки на экране, какие правила гигиены нарушены и сформулировать правила гигиены. За верное объяснение команда получает фишку. По наибольшему количеству фишек определяется победитель.
Правила гигиены:
- каждое утро нужно умываться, ежедневно принимать душ или ванну;
- нужно чистить зубы утром и вечером;
- нужно следить за чистотой ногтей, подстригать по мере необходимости;
- нужно следить за чистотой ушей, мыть их каждый день, чистить.
- нужно следить за чистотой носа, всегда иметь при себе носовой платок;
- нижнее бельё нужно менять каждый день;
- нужно обязательно мыть руки перед едой и после посещения туалета;
- расчёска, зубная щётка, полотенца и мочалка – предметы личной гигиены, они должны быть у каждого свои.
Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять представления детей об одежде, формировать навык одевания/раздевания согласно алгоритму действий.
Материал: картинки с изображением куклы, картинки с изображением предметов одежды.
Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей сначала надеть, предлагает детям помочь кукле одеться на прогулку. Дети «одевают» куклу (раскладывают по порядку все необходимые предметы одежды). Кукла вернулась с прогулки, воспитатель предлагает раздеть её, разложив последовательно карточки.
«Хрюша – грязнуля»
Цель: закреплять знания детей о предметах личной гигиены.
Материал: карточки с изображением поросёнка (грязный, чистый), карточки с изображением предметов личной гигиены.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением грязного поросёнка, дети помогают поросёнку стать чистым, показывая и называя картинки с предметами личной гигиены, которые необходимы для того, чтобы быть чистым, опрятным и аккуратным.
«Подберем куклам одежду»
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Материал: две куклы – кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.
Ход игры: Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.
Далее воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати.
- Что носят девочки, а что мальчики?
После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.
Воспитатель в это время акцентирует внимание детей на последовательности одевания.
Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Дидактическая игра «Перемешанные картинки»
Цель игры: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках – щетку и пр.
Ход игры. Воспитатель вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих тартинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитателю, то должны объяснить его назначение, например: «Вот мыло и щетка для умывания». Или: «Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась».
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Цель игры: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры:Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?». Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло, полотенце).
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.
Дидактическая игра «День рождения»
Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.
Оборудование: гости – куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.
Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях.
Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.
Дидактическая игра «Волшебный шнурок»
Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.
Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).
Ход игры: педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.
Дидактическая игра «Посади цветочки на лужок»
Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.
Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.
Ход игры: педагог: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.
Дидактическая игра «Что ты можешь о них сказать?»
Цель игры: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры: Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитательница называет по имени одного ребенка: «Петя, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Яна, есть у вас дома мыло?».
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы с ним делаем? Для чего нам мыло?». Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитательница может задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать). «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?» (Выстирает его). «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?». В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Дидактическая игра «Мыльные перчатки. Пузырики»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки». Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные «белые перчатки».
Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем. В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».
«В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (или педагог называет имя ребенка).
«Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!». Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.
Дидактическая игра «Что нужно кукле?»
Цель игры: Формировать в игровой форме культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка.
Ход игры: Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем берем кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»
Дидактическая игра «Вымой кукле руки»
Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».
После формирования положительного отношения к навыку мытья рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий.
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити.
Ход игры. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно, одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Материал: кукла, коробка с одеждой.
Ход игры: перед детьми сидит кукла Катя. На столе красивая коробка с вещами. Воспитатель говорит и показывает: - В коробке Катина одежда. Достает пальто и говорит: - Это пальто. Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют). Воспитатель достает шапочку: - На, Катя, шапочку. Ее надевают на голову.
Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку. Воспитатель: - Сначала наденем кофточку. Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто. Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит, как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей. Кукла с детьми идет гулять.
Дидактическая игра «Причешем куклу»
Цель: учить отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). Развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать опрятность. Использовать потешку для расширения словаря.
Материал: кукла, петушок, расческа.
Ход игры: на столе у воспитателя сидит кукла в красивом платье, петушок и лежит расческа. – Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Она сама не может причесаться. Давайте ей поможем. Чтобы причесать куклу нам нужен гребешок (расческа). Давайте попросим его у Петушка.
Воспитатель читает потешку:
«Петушок, петушок,
Подари свой гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу –
Я кудряшки причешу.»
Петушок дарит детям расческу. Дети поочередно подходят и пытаются причесать куклу. Воспитатель помогает. Педагог читает потешку еще раз и предлагает причесать кого-нибудь из детей. Воспитатель показывает детям красивую причесанную куклу. Дети показывают Петушку, как они причесались сами его гребешком и причесали куклу. Воспитатель, кукла и дети благодарят Петушка и просят его остаться поиграть.
Дидактическая игра :"Почини игрушку"
Цель: Способствовать бережному отношению к вещам Развитие зрительного внимания
Ход игры: Воспитатель: Ребята, как часто случается, что, неосторожно играя, ломаются ваши игрушки, и вот уже так недавно любимая игрушка, заброшена далеко в угол.
- Если игрушка случайно сломалась, её можно починить, попросить маму, или папу пришить или приклеить сломавшуюся деталь, давайте посмотрим, что же произошло с игрушками на этой страничке.
-В этом конверте, лежат части игрушек, которые отломались. Каждый из вас будет доставать из конверта, деталь игрушки, говорить, какой игрушке, она принадлежит, и вставлять её на место.
Воспитатель помогает детям вставить части игрушек в прорези, на место недостающих деталей.
Дидактическая игра: Найди различия
Цель: Формировать умение сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия. Развивать произвольное внимание, наблюдательность, смекалку, связную речь.
Ход игры: Воспитатель:
-Ребята, взгляните на эту картинку.
- Кто на ней изображен?
- А чем мальчик собирается заняться?
-Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые.
- Ваша задача найти различия.
-Что бы знать, сколько различий вы отгадали, я буду переставлять фишки, которые находятся сверху, вниз.
- Как только все фишки окажутся внизу, значит, вы нашли все различия.
Дидактическая игра: "Волшебный мешочек"
Цель: Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло полотенце, зубная щётка, шампунь, мочалка, зубная паста, расчёска.Закреплять понятия: грязный, чистый, опрятный. Формировать понятие важности заботы о собственном здоровье.
Ход игры: (основной вариант)
-Ребята, посмотрите на этого мальчика, что вы можете сказать о его внешнем виде?
-Послушайте, что о себе расскажет сам мальчик:
Рано утром вышел я
Во дворе были друзья.
Подошёл к ним поиграть,
Они стали убегать.
А играть со мной не стали,
И мешочек мне отдали.
И сказали что в мешке
Вещи нужные все мне.
-Давайте посмотрим, что лежит в мешочке?
(Вещи находящееся в мешочке, повёрнуты к детям тыльной стороной, дети достают вещи по одной, и по силуэту пробуют определить - что это. Если это вызывает у них затруднение, воспитатель поворачивает картинку лицевой стороной.)
Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей)
Воспитатель: Попробуйте описать мыло, какое оно? Для чего нужно мыло?
(После ответов детей предмет выставляется на "полку")
И т.д.
Игра "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Игра "Обед у кукол"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация игры "Веселые уроки Мойдодыра"
Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самим заботиться о нём, изменять своё поведение, необходимо подбирать эффективные формы и методы обучения. Воспитание и ...
Интерактивная игра "Уроки Мойдодыра"
Данная игра была разработана с целью формирования навыков личной гигиены.....
Интерактивная игра "Уроки Мойдодыра"
Интерактивная игра "Уроки Мойдодыра"...
Консультация для родителей "Игры - эксперименты с мылом и водой" (неделя "Уроки Мойдодыра)
Несколько игр с водой и мылом, в которые родители могут поиграть с детьми дома и на природе...
Конспект квест - игры «Уроки Мойдодыра» во второй младшей группе.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. В чем секрет успеха такой формы досуга? Слово «Quest» переводится с английского...
Интегрированное занятие в форме " квест - игра" в младшей группе на тему " Уроки Мойдодыра"
Квест- игра во второй младшей группе на тему "Уроки Мойдодыра"....
Дидактическое пособие "Уроки Мойдодыра"
Закрепление у детей культурно-гигиенических навыков...