«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Улякова Татьяна Николаевна

Представлена система работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_publikatsiya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение и укрепление здоровья детей. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Я хочу представить вам систему работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников на примере нашей группы.

Как мы знаем здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача педагогов и родителей — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь.

И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше. В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения. А для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода.

Воспитание культурно - гигиенических навыков и умений является одной из основных задач по формированию здорового образа жизни дошкольника. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Основой полноценного физического развития ребенка является приобщение его к основам здорового образа жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т.д.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным, и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью.

Широко использую в своей работе с детьми:

  • полоскание полости рта и горла кипяченной водой комнатной температуры.
  • обмывание лица и рук прохладной водой.
  • воздушные ванны и гимнастика после сна
  • ходьба босиком по массажным дорожкам после сна (здесь происходит помимо закаливания организма также профилактика и коррекция плоскостопия)

Все это отличные закаливающие средства для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Также закаливающий и эффект имеют и ежедневные оздоровительные прогулки, спортивные и подвижные игры. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. Игры на улице очень нравятся детям. Там больше простора для движений. Игра — это незаменимое средство развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.

В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж массажным мячиком. Массажный мячик — это эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. При выполнении упражнений с массажным мячиком задействуются глубокие мышечные структуры. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически – активные зоны тела ребенка. Ребёнку очень полезно катать его в ладошках. Упражнения игрового массажа в сочетании с пальчиковой гимнастикой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное влияние на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию мышечного напряжения. Эти упражнения можно использовать на занятиях в качестве разминки перед рисованием, работой в тетрадях или как физкультминутки.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС необходимо сформировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо. в этом поможет НОД.

  •  «Витамины и полезные продукты»
  • «Микробы и вирусы»
  •  «Отношение к больному человеку»
  • «Одежда и здоровье»
  •  «Как устроено тело человека»
  •  «Какие мы внутри».

Все эти занятия расширяют кругозор ребенка, дают знания о здоровье и все что необходимо для его поддержания.

И один из наиболее важных компонентов формирования здорового образа жизни является семья.

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. И главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Необходимо использовать индивидуальные беседы с родителями, консультации. Приобщать родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники). Разрабатывать памятки-консультации по вопросам здоровьесбережения.

Потому что лучший способ привить ребенку здоровый образ жизни – пример родителей. Здоровая и счастливая семья обязательно воспитает таких же детей.

Таким образом, применяя все в комплексе мы не только оздоравливаем воспитанников, но и формируем у детей привычку к здоровому образу жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер           личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»

Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"

Актуальность проекта   Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...