Методическая разработка «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»
методическая разработка (старшая группа)
В этой работе расписана методика использования массажных мячей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад комбинированного вида Центрального района СПб «Детский оздоровительный городок «Берёзка»
Методическая разработка на тему:
«Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»
Выполнили воспитатели: Гаврилюк Ю.Н.
2020
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и речевого развития.
В начале года в нашу группу пришли дети, большинство которых не владели тонкими движениями рук и у многих имелись нарушения речи. Также у них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики.
Поэтому в нашей работе для детей с нарушением речи мы успешно стали применять метод использования массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями.
Симпатичный шарик с шипами («ёжик»), лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.
Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью мячей «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, голову, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Во время таких занятий мы стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям только положительные эмоции.
Все упражнения играют положительную роль на развитие речи моих детей.
Цель методики:- скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажных мячей.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей дошкольников,
- развивать точные сложно-координированные движения руки, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу,
-закреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию,
- обобщать и расширять словарный запас,
- развивать грамматический строй речи.
Оборудование:
Мячи массажные (малые, средние, большие).
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
• ярким
• легким
• прыгучим
Практика использования мяча в нашей работе показала, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
• игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
• регулируют силу и точность движений
• активизируют непроизвольное внимание
• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
Таким образом, результатом нашей работы с массажными мячами стало лучшее функционирование речевой деятельности детей и развитие правильных речевых навыков.
Примерные виды упражнений, которые мы используем в своей работе:
Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.
Начинаем с разминки. Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.
Комплекс «Разминка» с малыми мячами
(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)
Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!»-
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу;
Вправо-влево – как хочу.
«Колючий ёж»
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Упражнения с массажным средним мячом.
«Игра с ёжиком»
(жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)
Ёжик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
«Шарик»
(катаем мяч между ладошками движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличиваем темп)
Этот шарик не простой:
Весь колючий он такой
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои руки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекатывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
«Мячик»
(движения соответствуют тексту)
Я мячом круги катаю,
Назад- вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук!
Упражнения с массажным большим мячом.
1.«Испечем мы каравай»
Месим, месим тесто(сжимаем мяч)
Есть в печи место.(перекладываем в др. руку)
Испечем мы каравай!(Сжимаем обеими руками)
Перекладывай валяй(катаем между ладошками)
2. Мячик-ёжик мы возьмём
(движения выполняем в соответствии с текстом
Мячик-ёжик мы возьмём(сидя на полу)
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на пол,
Ручкой ёжика прижмём
И немножко покатаем,
Потом ручку поменяем.
Ёжик в ручки надо взять,
Чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре. Пять.
Начинаем счёт опять.
Мы возьмём в ладошки ёжик
И потрём его слегка,
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
Игры с мячом, направленные на развитие речи.
1. Автоматизация звуков.
Катаем мяч между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
Автоматизация звука «Ж»
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек.
Весь в иголках ёжик.
Как же его взять?
2. Совершенствование лексико - грамматических категорий.
Педагог катит мячик ребёнку, называя предмет в ед. ч. Ребёнок поймав ладонью мяч, откатывает его назад, называя существительные во мн. ч.
Упражнение «Один – много»
«Назови ласково»
«Скажи наоборот» и т. д.
3. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания:
упражнение: “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”, “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
- возьми «ёжика» в правую (левую)руку и спрячь за спину, над головой, перед собой и т. д.
4. Совершенствование навыков употребления предлогов.
На столе коробка. По инструкции педагога ребёнок кладёт «ёжиков»соответственно:
- красный В коробку,
- синий – ПОД коробку,
- зелёный –ОКОЛО коробки.
Затем наоборот – ребёнок должен описать действия педагога:
- достать ИЗ коробки,
- спрятать ПОД коробку и т. д.
5. Развитие фонематического слуха.
“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”
“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук
Игры с массажными мячами универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослых и желания работать с детьми весело и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...
Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
В материале даны конкретные методические рекомендации для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...
Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...
Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »
Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...
Методическая разработка «Использование логико - математических игр в обучении элементарным математическим представлениям» для детей второй младшей группы
Цель методической разработки - развить у детей второй младшей группы умение ориентироваться в пространстве, пользуясь схемой направления движения и соответствующей терминологией.Методическая раз...
Методическая разработка: "Использование режимного момента «Утро улыбок», как средство для успешной адаптации детей раннего возраста".
Методическая разработка « Использование режимного момента «Утро улыбок» создана с целью эффективной и успешной адаптации детей раннего возраста, а также сохранению психологического з...
Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .
Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...