Комплексный подход в организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни
статья
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kompleksnyy_podhod_balykina_yum_inyakina_ga_usmanova_yus.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Балыкина Юлия Михайловна, воспитатель Инякина Галина Анатольевна, воспитатель Усманова Юлия Сергеевна, воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Детский сад «Василёк» г. о. Новокуйбышевск
Комплексный подход в организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни.
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений остается актуальной одна из приоритетных задач, - сохранение и укрепление здоровья детей. Уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности. Работу по физическому развитию педагоги осуществляют через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма является прогулка. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, движения усиливают обмен веществ, кровообращения, улучшают аппетит, повышают жизненный тонус. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся ловкими, смелыми. Прогулка способствует формированию у детей выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Проектная деятельность является наиболее прогрессивной и эффективной для современных детей. А поскольку прогулка способствует умственному развитию, мы, активно применяем её в своей практике.
В нашем детском саду задача по снижению заболеваемости решается с помощью тематических конкурсных проектов по организации активного отдыха детей на прогулке в разное время года. На протяжении ряда лет в зимнее время были реализованы проекты: «В гостях у Снежной королевы» (2016-2017г.), «В поисках клада волшебницы Зимы» (2017-2018г), «Цветик –семицветик или кругосветное путешествие по странам и континентам» (2018-2019г.)
Дети в нашей группе очень активные и подвижные, но интерес к прогулкам в зимнее время снизился, так как движения несколько ограниченны одеждой, погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться на участке. Перед нами были поставлены задачи:
- повысить двигательную активность детей на прогулках в зимнее время;
- организовать досуг воспитанников;
- улучшить эстетический вид участка группы;
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать речевое творчество детей, обогатить словарный запас;
- укрепить взаимодействие педагогов, родителей (законных представителей) и детей.
Проведя опрос среди детей, мы выяснили, что наиболее популярным героем сказок была Маша из мультфильма «Маша и Медведь». Дети рассматривали иллюстрации к русским народным и авторским сказкам, рисовали понравившиеся эпизоды из мультфильма, лепили персонажей сказок, играли в настольно-печатные, дидактические, словесные игры, инсценировали сказки, отгадывали загадки. Совместно с детьми сочинили сказку «Маша-следопыт», которую решили воплотить в снежных фигурах на участке группы. Каждый персонаж сказки был функционально оправдан: «Бочонок для меда» использовали для хранения инвентаря, в «Пруд с утками» метали снежки, постройка «Полосатый кот» предназначалась для подлезания, в лабиринте дети бегали друг за другом, «Печка» использовалась как центр сюжетно-ролевой игры, через «Трех поросят» можно было перешагивать или бегать змейкой, «Голубой слоненок» украшал горку, уши «Чебурашки» использовали как цель для метания.
В Федеральном законе "Об утверждении федеральной программы развития образования" говорится об обязанностях работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, поэтому при реализации проекта с детьми мы параллельно проводили работу с родителями. Вовлеченные в образовательный процесс, онистали активными и равноправными участниками всех проектов.
Через информационные стенды мы консультировали их о роли прогулки в зимний период, об играх на свежем воздухе всей семьей, зимних видах спорта. Давали советы и рекомендации по профилактике вирусных заболеваний в зимний период, предупреждали о безопасном поведении во время прогулок, беседовали о соответствии одежды ребенка зимой. Совместно с родителями оформили выставку детских рисунков «Наши веселые выходные», организовали спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», провели родительское собрание на тему «Построим сказку для детей», на котором познакомили с содержанием сказки «Маша-следопыт» и обсудили проекты будущих построек. Родители активно делились идеями, находили оригинальные решения, составляли карты-схемы создания участка, искали информацию в интернет-ресурсах. Большую помощь по реализации проекта на участке оказал родительский комитет. Совместно с детьми были изготовлены персонажи по авторской разработке.
Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат собственного труда, как вклад в создание комфортных условий для активного отдыха, способствует эмоциональному сближению. А также позволяют раскрыть их творческий потенциал всех участников проекта.
Я, как родитель, непосредственно принимала участие в зимних проектах в группе моего ребенка и решила перенять опыт, применив его в своей практике. Но поскольку я работаю с детьми раннего возраста, а с ними проектная деятельность осуществляется только через родителей, мною была поставлена задача, - максимально вовлечь семьи в проектную деятельность.
Адаптационный период детей раннего возраста легче проходит в летний период на свежем воздухе. Прогулка хорошо влияет не только на формирование физического воспитания, укрепление здоровья детей, но и на их эмоциональное состояние. Для того, чтобы дети чувствовали себя в детском саду более комфортно, я решила так же привлечь родителей к оформлению участка для прогулок.
Были осуществлены проекты: «Летние цветочные сказки «Василька», «Лучший летний участок», «Экологическая тропинка: в гостях у пчелки Жу-жу». В рамках этих проектов были разработаны авторские сказки и благоустроен участок для организации познавательно-активной прогулки.
Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала делает прогулку более насыщенной и интересной. Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого.
Благоустроенный участок не только радует детей, но и помогает родителям осознать свою роль в развитии познавательных интересов ребенка.
Список литературы
Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008.
Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2014.
Микляева Н.В. Бардалим В.В. Предметно-развивающая среда в ДОО. М.: 2018.
Молчанова А.В, Соколова Л.В. Работа педагога образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации и ФГОС. ЛитРес, 2018
Митенова Н.М. Родительское собрание в детском саду. Взрослым о детях. Я.: 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Как правильно организовать и провести прогулку с дошкольниками...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей...
Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в ус...
Создание условий организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни детей.
- наблюдение;- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;- трудовые поручения;- самостоятельна...
Создание условий организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни детей
Правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взросло...