Картотека комплексов «бодрящей» гимнастики.
методическая разработка (старшая группа)

Кукель Валентина Николаевна

Собраны 12 комплексов упражнений после дневного сна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bodryashchaya_gimnastika_kartoteka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы «бодрящей» гимнастики.

Комплексы упражнений после дневного сна.

1-й комплекс

2-й комплекс

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.п.: лёжа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох (через нос).

4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - выдох.

6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

1. И.п. Сидя, ноги скрестить по-«турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию её движения, следить глазами.

Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой.

И вторая прибежала - кап!

2. И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.

4. И.п.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.п. о.с. Поднять и опустить плечи.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнём.

6. И.п.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза.

От дождя убежим.

7. И.п.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.

3-й комплекс

4-й комплекс

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и.п.

2. И.п.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.

3. И.п. то же, массаж пальцев рук- от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее(.

4. И.п. то же, руки вперёд, массаж - поглаживание рук - от пальцев до плеча.

5. И.п. то же, зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, повторить 5-6 раз.

6. И.п.: о.с, ходьба на месте с высоким подниманием колена.

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперёд, и.п.

2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.

4. «Переход». И.п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с с выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пятки об пол.

6. И.п.: о.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

7-й комплекс

6-й комплекс

1. И.п.: сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 секунд., открыть (повторить 8-10 раз).

2. И.п. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.

3. И.п. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.

4. И.п. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.

5. И.п. то же, отвезти глаза вправо, влево.

6. И.п. то же, отвести глаза вверх, вниз.

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.

2. И.п.: лёжа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.

3. И.п.: лёжа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.

4. И.п.: лёжа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох,

5. И.п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх - вдох, выдох.

6. И.п.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.

5-й комплекс

8-й комплекс

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будим ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите.

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжать в кулаках, скрестить руки перед собой ,выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3. И.п.: лёжа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).

4. И.п.: лёжа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 секунд), вернуться в и.п.

5. И.п.: лёжа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лёжа на полу, держать, и.п.

6. И.п.? лёжа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

1. И.п. сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Вот он вправо пролетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево пролетел,

Каждый влево посмотрел.

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,  

Не дадим ему присесть.

4. Направление рукой вниз сопровождают глазами. Жук наш приземлился.

5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок») и вставить.

Зажужжал и закружился

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук,вот левая ладошка,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки ввех, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

8. Подняться на носки, смотреть вверх.

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

9. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

10. Имитировать полёт жука.

Чтобы улететь не смог,  «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»

9-й комплекс

10-й комплекс

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же ногами. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.
«Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повт. 3-4 раза.

Самомассаж головы («помоем голову»). 

И.П. – сидя на корточках. Наливаем шампунь в ладошку, намыливаем волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон. Смываем пену, снова со всех сторон.

2. Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам.
3. «У меня спина прямая». И.п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом)

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)

Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)

1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а". Правая нога тянется пяточкой вперед, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".
Обе ноги тянутся пяточками вперед, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".

Массаж живота. 

Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

2. Корригирующая ходьба.

Сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши «Топ, топ! Хлоп, хлоп!»

Ходьба в полу приседе, руки на поясе.

Тук, тук, тук, тук! Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.

Ходьба на внутреннем своде стопы.

Лед да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед, но пингвин не упадет.

Ходьба на наружном своде стопы.

Мишка, мишка косолапый, мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких, да никак их не найдет.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой,

С настоящей гривой. Вот какой красивый!

3.Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим – вертим головою,

Разминаем шею. Стой!

11-й комплекс

12-й комплекс

 1. «Здравствуйте – прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
«Волна». Согнуть ноги и подтянуть ноги к животу. Выпрямить. Пауза и опустить ноги.
«Пляска». Руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в исходное положение.
Массаж. 
И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.
* Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
* Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
* Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими). С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.
Массаж головы.
* Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
* Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
* "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг Друга.
* С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".
2. Корригирующая ходьба. Сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши «Топ, топ! Хлоп, хлоп!»
Ходьба в полу приседе, руки на поясе.
Тук, тук, тук, тук! Моих пяток слышен стук,
Мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.
Ходьба на внутреннем своде стопы.
Лед да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед, но пингвин не упадет.
Ходьба на наружном своде стопы.
Мишка, мишка косолапый, мишка по лесу идет,
Мишка хочет ягод сладких, да никак их не найдет.
Ходьба с высоким подниманием колен.
Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой,
С настоящей гривой. Вот какой красивый!

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

«Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Повт. 3-4 раза.

Самомассаж головы («помоем голову»).

И.П. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон.. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Кати на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».
2. Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), не внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
3.На разминку становись! Вправо – влево повернись

Повороты посчитай, раз – два – три, не отставай,

Начинаем приседать – раз – два – три – четыре – пять.

А теперь поднимем ручки и опустим их рывком.

А теперь ходьба на месте, левой – правой, стой раз – два.

Мы на коврик встанем вместе, вновь возьмемся за дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека комплексов бодрящей гимнастики"

Представлены комплексы для гимнастики после сна в стихотворной форме....

Учебно-методическое пособие "Картотека комплексов бодрящей гимнастики"

Представлены комплексы для гимнастики после сна в стихотворной форме....

Картотека комплексов бодрящей гимнастики

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим.Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день?...

Картотека комплексов бодрящей гимнастики

Картотека с упражнениями для массажа и бодрящей гимнастики....

Картотека Комплексы бодрящей гимнастики

Комплексы бодрящей гимнастики для детей 4-5 лет...

Картотека комплексов бодрящей гимнастики после сна

Картотека комплексов бодрящей гимнастики после сна...

Картотека комплекса бодрящей гимнастики для подготовительной группы на учебный год

Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мыш...