Проект "Микробы"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель данного проекта: пополнение представлений детей старшего дошкольного возраста о микроорганизмах, оказывающих вредное влияние на здоровье человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39»
г. Ачинск
ПРОЕКТ
«Вредные микробы»
для детей старшей группы
Выполнила:
Воспитатель
Гончарова Елена Петровна
2018 г.
Актуальность
ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательной деятельности детей:
- (раздел II п. 2.6 от 17.10.2013 г.) «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.., формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,…о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы»;
- (раздел II п. 2.7 от 17.10.2013 г.) «… для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – предусмотрен ряд видов деятельности, таких как … познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); …. восприятие художественной литературы и фольклора; …конструирование из разного материала, …изобразительная (рисование, лепка, аппликация); …двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».
На этапе завершения дошкольного образования целевые показатели ФГОС ДО предполагают (раздел IV п.4.6 от 17.10.2013г.) «…ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы».
Проблема возникла во время массового заболевания детей ОРВИ и гриппом в детском саду. В детском саду ввели карантинные мероприятия (замачивание игрушек и посуды в дезинфицирующем растворе, кварцевание, постоянное ношение медицинских масок, измерение температуры 2 раза в день). Дети стали задавать: «Для чего это делать? Почему вы в маске?
По результатам модели «Трех вопросов» (Что я знаю, что хочу узнать, как это сделать?), было выявлено, что у детей старшей группы недостаточное представление о микроорганизмах, как выглядят, об их свойствах
Проблема: недостаточное представление детей о микроорганизмах.
Нормативно-правовая база: Закон об Образовании РФ, ФГОС дошкольного образования; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39», составленная на основе программы «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Исходя из проблемы, я определила цель данного проекта: пополнение представлений детей старшего дошкольного возраста о микроорганизмах, оказывающих вредное влияние на здоровье человека.
Задачи:
- уточнение, обогащение и закрепление знаний детей о микроорганизмах, об элементарных способах борьбы с ними;
- развитие самостоятельной познавательной активности;
- формирование здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков;
- воспитание осознанного отношения к своему здоровью;
- организовать участие родителей в проекте;
- пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.
Гипотеза: успешное обогащение знаний детей о микроорганизмах станет возможным, если грамотно организовать деятельность детей и взрослых, в разных видах деятельности.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, открытый, групповой.
Участники проекта: дети: 5 – 6 лет (старшая группа), воспитатели, ст. воспитатель, инструктор по ФИЗО, медсестра, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта:
Организационный (подготовительный) этап – с 8 по 9 ноября 2018г.
Основной (практический) этап – с 12 по 15 ноября 2018г.
Заключительный этап – 16 ноября 2018г.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора детей о микроорганизмах.
2. Пополнение предметно-развивающей среды.
3. Участие детей и родителей в выставке книжек-малышек «Чего боится микроб», сказки о микробе.
Обеспечение проектной деятельности:
- Материально – техническое: фотоаппарат, компьютер, оргтехника.
- Учебно-тематическое оснащение: художественная литература по данной теме, презентация по теме «Микроорганизмы».
- Информационное обеспечение: доступ к сети Интернет.
Продукт проекта:
Дети - родители: создание книжек-малышек «Чего боится микроб», сказки о микробе;
- результаты продуктивной деятельности (выставка «Микроб» - лепка из пластилина; Конструирование из неоформленного материала «Такой разный микроб);
РППС - пополнение книжного уголка, пополнение уголка экспериментирования тазики, пульверизаторы;
Содержание проектной деятельности
Подготовительный этап
Мероприятие | Сроки | Результат мероприятия | Ответственный |
Беседа с детьми «Что я знаю о микроорганизмах?» (модель трех вопросов). Составление плана работы. | 8-9 ноября 2018г | Выявление первоначальных представлений детей о микроорганизмах Заполнение карты представлений дошкольников по теме, что я знаю, что хочу узнать, как это сделать? | воспитатели ст. воспитатель |
Систематизация информации по теме. | 8-9 ноября 2018г | Выделение проблемы. Разработка цели, задач. | воспитатели ст. воспитатель |
Мотивация и создание интереса у родителей к участию в проекте. | 8-9 ноября 2018г | Обозначить тему предстоящей проектной деятельности. Активировать к участию в создании книжки-малышки. | воспитатели |
Обсуждение темы проекта, поиск путей решения. | 8-9 ноября 2018г | 1. Разработка плана движения к цели. 2. Включение в план-схему мероприятий с детьми (помощь в планировании деятельности). 3. Разработка заданий 4. Создание условий для реализации проекта. 6. Конкретизация сроков. | воспитатели ст. воспитатель |
Основной этап
Мероприятие | Сроки | Результат мероприятия | Ответственный |
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», Г. Б. Остер «Петька – микроб». Г. Кружков «Про микроба», А. Ерошин «Панацея». Заучивание стихотворения: Л. Уланова «Зачем мне надо руки мыть» Заучивание скороговорок, считалок о витаминах пальчиковых игр, физминуток. Отгадывание загадок о витаминах, предметах гигиены | В течение всего срока | Способствовать развитию дошкольников средствами художественной литературы. Формирование умения поддерживать беседу по содержанию прочитанного, формирование здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков; воспитание осознанного отношения к своему здоровью; | Воспитатели |
Беседы на тему «Почему люди болеют», «Как сберечь свое здоровье», «Как устроено наше тело», «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Враги микробов», «Чистота – залог здоровья». | В течение всего срока | Вести диалоговые беседы о микроорганизмах, о здоровом образе жизни, личной гигиене. | Воспитатели |
Познавательно – исследовательская деятельность Наблюдение Рассматривание изображений микробов в книгах, энциклопедиях и журналах Экспериментирование Исследовательская игра «Чих», «Чистые ручки», опыт с зеркалом, «Опыт с мукой» Решение проблемных ситуаций «Завтракаем с Дружком», «Яблоки из магазина», «Ехал в транспорте больной». | В течение всего срока | Развитие самостоятельной познавательной деятельности, формирование представлений о живом мире. | Воспитатели |
Дидактические игры, упражнения Д/упр. «Покажи малышам как надо умываться». Д/и «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Найди пару», «Правила гигиены», «Туалетные принадлежности», «Хорошо или плохо», «Где живет микроб», «Это можно или нет», «Опасно не опасно». Игры с конструктором, с природным, неоформленным материалом Сюж.ролевые игры «Поликлиника», «Скорая помощь» «Аптека», «Магазин». | В течение всего срока | Систематизировать представления детей о здоровье, чистоте и здоровом образе жизни | Воспитатели |
Двигательная деятельность Подвижные игры П/игра «Микробы», «Полезное - не полезное», «Найди продукты, в которых живут витамины». Цель: развитие двигательной активности, внимательности, быстроты реакции. | В течение всего срока | Развитие основных движений, ловкости, координации движений, развитие умения ориентироваться на площадке. | воспитатели инструктор по ФИЗО |
НООД «Кто такие вредные микробы» «Друг и помощник человека в борьбе с микробами» | 12.11.2018 13.11.2018 | Посредством исследовательской деятельности способствовать углублению знаний дошкольников по теме проекта. | воспитатели ст. воспитатель |
Продуктивная деятельность: Лепка «Микроб» Конструирование из неоформленного материала «Такой разный микроб» | 14.11.2018 15.11.2018 | Посредством различных видов детской деятельности способствовать углублению знаний дошкольников по теме проекта. | воспитатели, ст. воспитатель |
Выставка продуктивной деятельности детей | 16.11.2018 | Выставка | воспитатели |
Оформление Книжек-малышек «Чего боится микроб», сказки о микробе. | 16.11.2018 | Воспитатели родители |