Проект "Микробы"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Цель данного проекта: пополнение представлений детей старшего дошкольного возраста о микроорганизмах, оказывающих вредное влияние на здоровье человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39»

г. Ачинск

ПРОЕКТ

«Вредные микробы»

для детей старшей группы

Выполнила:

Воспитатель

Гончарова Елена Петровна

2018 г.

Актуальность

ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательной деятельности детей:

- (раздел II п. 2.6 от 17.10.2013 г.) «Познавательное  развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.., формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы»;

- (раздел II п. 2.7 от 17.10.2013 г.)  «… для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – предусмотрен ряд видов деятельности, таких как … познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); …. восприятие художественной литературы и фольклора; …конструирование из разного материала, …изобразительная (рисование, лепка, аппликация); …двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».

На этапе завершения дошкольного  образования целевые показатели ФГОС ДО предполагают (раздел IV п.4.6 от 17.10.2013г.)   «…ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы».

Проблема возникла во время массового заболевания детей ОРВИ и гриппом в детском саду. В детском саду ввели карантинные мероприятия (замачивание игрушек и посуды в дезинфицирующем растворе, кварцевание, постоянное ношение медицинских масок, измерение температуры 2 раза в день). Дети стали задавать: «Для чего это делать? Почему вы в маске?

По результатам модели «Трех вопросов» (Что я знаю, что хочу узнать, как это сделать?), было выявлено, что у детей старшей группы недостаточное представление о микроорганизмах, как выглядят, об их свойствах

Проблема: недостаточное представление детей о микроорганизмах.

Нормативно-правовая база: Закон об Образовании РФ, ФГОС дошкольного образования; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39», составленная на основе программы «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Исходя из проблемы, я определила цель данного проекта: пополнение представлений детей старшего дошкольного возраста о микроорганизмах, оказывающих вредное влияние на здоровье человека.

Задачи:

- уточнение, обогащение и закрепление знаний детей о микроорганизмах, об элементарных способах борьбы с ними;

- развитие самостоятельной познавательной активности;

- формирование здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков;

- воспитание осознанного отношения к своему здоровью;

- организовать участие родителей в проекте;

- пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.

Гипотеза: успешное обогащение знаний детей о микроорганизмах станет возможным, если грамотно организовать деятельность детей и взрослых, в разных видах деятельности.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, открытый, групповой.

Участники проекта: дети: 5 – 6 лет (старшая группа), воспитатели, ст. воспитатель, инструктор по ФИЗО, медсестра, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта:

Организационный (подготовительный) этап – с 8 по 9 ноября 2018г.

Основной (практический) этап – с 12 по 15 ноября 2018г.

Заключительный этап – 16 ноября 2018г.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение кругозора детей о микроорганизмах.

2. Пополнение предметно-развивающей среды.

3. Участие детей и родителей в выставке книжек-малышек «Чего боится микроб», сказки о микробе.

Обеспечение проектной деятельности:

- Материально – техническое: фотоаппарат, компьютер, оргтехника. 

- Учебно-тематическое оснащение: художественная литература по данной теме, презентация по теме «Микроорганизмы».

- Информационное обеспечение: доступ к сети Интернет.

Продукт проекта:

Дети - родители: создание книжек-малышек «Чего боится микроб», сказки о микробе;

- результаты продуктивной деятельности (выставка «Микроб» - лепка из пластилина; Конструирование из неоформленного материала «Такой разный микроб);

РППС - пополнение книжного уголка, пополнение уголка экспериментирования тазики, пульверизаторы;


Содержание проектной деятельности

Подготовительный этап

Мероприятие

Сроки

Результат

мероприятия

Ответственный

Беседа с детьми «Что я знаю о микроорганизмах?» (модель трех вопросов). Составление плана работы.

8-9 ноября 2018г

Выявление первоначальных представлений детей о микроорганизмах Заполнение карты представлений дошкольников по теме, что я знаю, что хочу узнать, как это сделать?

воспитатели

ст. воспитатель

Систематизация информации по теме.

8-9 ноября 2018г

Выделение проблемы. Разработка цели, задач.

воспитатели

ст. воспитатель

Мотивация и создание интереса у родителей к участию в проекте.

8-9 ноября 2018г

Обозначить тему предстоящей проектной деятельности. Активировать к участию в создании книжки-малышки.

воспитатели

Обсуждение темы проекта, поиск путей решения.

8-9 ноября 2018г

1. Разработка плана движения к цели.

2. Включение в план-схему мероприятий с детьми (помощь в планировании деятельности).

3. Разработка заданий

4. Создание условий для реализации проекта.

6. Конкретизация сроков.

воспитатели

ст. воспитатель

Основной этап

Мероприятие

Сроки

Результат

мероприятия

Ответственный

Чтение художественной литературы:

К. И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»,

Г. Б. Остер «Петька – микроб».

Г. Кружков

«Про микроба»,

А. Ерошин «Панацея».

Заучивание стихотворения:

Л. Уланова «Зачем мне надо руки мыть»

Заучивание скороговорок, считалок о витаминах пальчиковых игр, физминуток.

Отгадывание загадок о витаминах, предметах гигиены

В течение всего срока

Способствовать развитию дошкольников средствами художественной литературы.

Формирование умения поддерживать беседу по содержанию прочитанного, формирование здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков; воспитание осознанного отношения к своему здоровью;

Воспитатели

Беседы на тему

«Почему люди болеют», «Как сберечь свое здоровье», «Как устроено наше тело», «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?»,

«Враги микробов», «Чистота – залог здоровья».

В течение всего срока

Вести диалоговые беседы о микроорганизмах, о здоровом образе жизни, личной гигиене.

Воспитатели

Познавательно – исследовательская деятельность

Наблюдение 

Рассматривание изображений микробов в книгах, энциклопедиях и журналах

Экспериментирование

Исследовательская игра «Чих», «Чистые ручки», опыт с зеркалом, «Опыт с мукой»

Решение проблемных ситуаций

«Завтракаем с Дружком», «Яблоки из магазина», «Ехал в транспорте больной».

В течение всего срока

Развитие самостоятельной познавательной деятельности, формирование представлений о живом мире.

Воспитатели

Дидактические игры, упражнения

Д/упр. «Покажи малышам как надо умываться».

Д/и «Часы здоровья», «Умею - не умею»,

«Найди пару», «Правила гигиены», «Туалетные принадлежности»,

«Хорошо или плохо», «Где живет микроб», «Это можно или нет», «Опасно не опасно».

Игры с конструктором, с природным, неоформленным  материалом

Сюж.ролевые игры «Поликлиника», «Скорая помощь» «Аптека», «Магазин».

В течение всего срока

Систематизировать представления детей о здоровье, чистоте и здоровом образе жизни

Воспитатели

Двигательная деятельность

Подвижные игры

П/игра «Микробы», «Полезное - не полезное»,

«Найди продукты, в которых живут витамины».

Цель: развитие двигательной активности, внимательности, быстроты реакции.

В течение всего срока

Развитие основных движений, ловкости, координации движений, развитие умения ориентироваться на площадке.

воспитатели

инструктор по ФИЗО

НООД

«Кто такие вредные микробы»

«Друг и помощник человека в борьбе с микробами»

12.11.2018

13.11.2018

Посредством исследовательской деятельности способствовать углублению знаний дошкольников по теме проекта.

воспитатели ст. воспитатель

Продуктивная деятельность:

Лепка «Микроб»

Конструирование из неоформленного материала «Такой разный микроб»

14.11.2018

15.11.2018

Посредством различных видов детской деятельности способствовать углублению знаний дошкольников по теме проекта.

воспитатели,

ст. воспитатель

Выставка продуктивной деятельности детей

16.11.2018

Выставка

воспитатели

Оформление

Книжек-малышек «Чего боится микроб», сказки о микробе.

16.11.2018

Воспитатели

родители