Основные принципы и средства закаливания
консультация
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_i_sredstva_zakalivaniya.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы и средства закаливания
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.
Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.
Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.
Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
Методика проведения закаливающих процедур
Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.
Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин. Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.
Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.
К местным водным процедурам относятся местные ванны для рук и ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой. Ножные ванны оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка. Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги теплой водой, затем все более холодной (снижают t° через 4-5 дней на 1°С и доводят до 22°С, детям старшим 18°С). Продолжительность ножной ванны от 1 до 3 мин. Ноги должны быть при этом теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой реакции не наступает. Поэтому обливание ног нужно проводить после дневного сна.
Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным.
Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.
Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин.
Необходимо сквозное проветривание:
а) перед приходом детей;
б) перед занятиями;
в) перед возвращением детей с прогулки;
г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне);
д) после полдника;
е) после ухода детей домой.
Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе используют постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое охлаждение, и вызывает простудные заболевания.
Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания. Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года.
Древнейший способ закаливания – хождение босиком. Существует много способов тренировки к босохождению. Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате от 15 до 30 мин. Каждый день время удлиняется на 10 мин. и доводится до 1 часа. Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду. Для закаливания носоглотки рекомендуется ежедневно утром и вечером полоскать горло холодной водой. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до t° воды из крана водопровода.
Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие полоскание, начав с t° 25° снижая ее каждые 2-3 дня. Через месяц можно перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором морской соли.
С помощью средств закаливания достигается высокая сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Достичь высокого эффекта можно лишь при соблюдении определенных принципов проведения закаливающих процедур.
Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10 мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную потребность на всю жизнь.
Другое обязательное условие закаливания – постепенность в усилении воздействия процедур. Только последовательный переход от малых доз к большим, нарастающее усиление того или иного раздражителя обеспечивает желаемый эффект.
Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно ощущаться детьми как естественное и приятное.
Комплекс оздоровительных мероприятий после сна
Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.
Комплекс закаливающих упражнений.
1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).
На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.
2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)
Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.
3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)
4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»
1-я дорожка – массажные коврики 2-я – ребристая
3-я – с жесткой мочалкой 4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)
Зашагали ножки, топ-топ-топ! Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ! Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ! Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
5. Гигиенические процедуры.
Кран откройся! Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся! Закаляйся! Закаляйся!
КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Оборудование:
• Дорожка «Зигзаг»
• Ребристая доска
• Канат (скакалка)
• Ленточки
• Коврики с пуговицами
• Стаканчики для полоскания рта
Закаливание после сна.
Лежа в кровати:
А щенята, как проснутся,обязательно зевнут, потянутся , потянутся. Ловко хвостиком махнут.
потягивание поочередно на правом и левом боку
руки перед собой, ладони вместе, показ махов
А котята спинки выгнут, Перед тем, как прогуляться выгнуть спину, стоя руках и ногах
Ну, а мишка косолапый Широко разводит лапы То одну, то обе вместе А когда зарядки мало Начинает все сначала
руки опущены, ноги вместе поднять руки вверх и
развести в стороны на счет два скрестить
повторить только с ногами
Выход из спальни
Воздушное закаливание,
гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.
1. Зашагали ножки, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ.
Ну-ка веселее, топ, топ, топ.
Вот как мы умеем, топ, топ.
ходьба по змейке (дорожка зигзаг)
2. Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки:
Ква-ква, ква-ква.
И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.
3. Тут прохожим не пройти,
Тут веревка на пути.
руки опущены вдоль туловища,
подлезание под канат (скакалку).
4. Дети встали в кружок,
Увидали флажок.
Кому дать, кому флаг поднять?
Встали детки в кружок
И подняли флажок!
ноги на ширине плеч,
руки с ленточками опущены,
стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.
5. На одной ноге постой-ка
Буд-то ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой
Если ты солдатик смелый!
ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.
6. Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал и на бочок руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.
7. Раздувайся пузырь,
раздувайся большой,
оставайся такой,
да не лопайся. глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).
Полоскание рта.
Буль-буль-буль- зовет вода,
Полоскать наш рот пора.
Чтобы зубы не болели,
Хорошо продукты ели.
Набери воды ты в рот
Губы как замок закрой
И воду взад – вперед
Зубы ею ты помой.
КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №2
(декабрь, январь, февраль)
Оборудование:
Ребристая доска ,
Канат (скакалка),
Коврики с пуговицами,
Снежинки,
Стаканчики для полоскания рта.
Закаливание после сна.
Лежа в кровати.
1.Все проснулись – улыбнулись
С боку на бок повернулись
Сладко-сладко потянулись И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,
потягивание поочередно на правом и левом боку
2. Какие мы хорошие
Какие мы пригожие руки поднять вверх
массажные движения рук и ног
3. Вот к нам солнышко пришло
Стало весело светло
ноги вместе, руки поднять и развести в стороны
4. Громче музыка играй
Нас на зарядку приглашай. встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги
Выход из спальни
Воздушное закаливание,
гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.
1. Через прыгалки поскачем
По дорожке далеко,
Не сумел бы даже мячик,
Так подпрыгнуть высоко. И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
2. Широко раскинул ветки Возле дома старый клен
Выгнул спину кот соседский, Физкультуру любит он. руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.
руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку
3. По подошве как граблями
Проведем массаж
И полезно и приятно –
Это всем давно понятно.
руки на поясе ходьба по массажным коврикам
4. И снежиночки сейчас
Улететь хотят от нас. руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»
Полоскание рта
В рот воды глоток возьми
Губы плотно ты сожми
Быстро щеки надувай
Водой зубы полоскай
А водичку не глотай
В раковину выливай.
КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №3
(март, апрель, май)
Оборудование:
ребристая доска,
коврики с пуговицами,
мешочки с песком,
кегли,
стаканчики для полоскания рта
Закаливание после сна.
Лежа в кровати.
1. Все проснулись – улыбнулись
С боку на бок повернулись
Сладко-сладко потянулись И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,
потягивание поочередно на правом и левом боку
2. Какие мы хорошие
Какие мы пригожие руки поднять вверх- массажные движения рук и ног
3. Вот к нам солнышко пришло
Стало весело светло ноги вместе, руки поднять и развести в стороны
4. Громче музыка играй
Нас на зарядку приглашай. встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги
Выход из спальни
Воздушное закаливание,
гимнастика после сна с нестандартным оборудованием
1. Мы походим на ногах Ходьба на носочках
2. И как серый волк, волчище
И как мишка косолапый, Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног
3. Как зайчишка прыг-прыг,
И лисичка шмыг-шмыг Прыжки с ноги на ногу
ходьба по ребристой доске,
по мешочкам с песком,
4. Пробежим неслышно Бег между кеглями
5. Свежим воздухом подышим. Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох
Полоскание рта.
Мы поели и попили Свои зубы загрязнили
Надо крошки с них убрать И водой пополоскать.
Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.
Мы ходили, мы
скакали,
Наши ноженьки устали.
Все мы дружно отдохнем
И массаж подошв начнем. И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.
Шел по дорожке крошка Антошка
Нашел на дорожке горку горошка.
Горкою горошины
Петушку положены.
И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.
Руки на поясе, прыжки на двух ногах.
Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Основные принципы закаливания в детском саду"
Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: возду...
ЗАКАЛИВАНИЕ МАЛЫШЕЙ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
ЗАКАЛИВАНИЕ МАЛЫШЕЙ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Закаливание – это систематическое, повторное воздействие на организм ряда внешних физических факторов: холода, тепла, ультрафиолетов...
Закаливание и его основные принципы. Виды закаливания.
Закаливание и его основные принципы. Виды закаливания....
Основные принципы и методы закаливания детей в период дошкольного возраста
Новорожденные детки способны обладать очень высокими адаптивными возможностями и приспосабливаться почти к любым условиям среды. Исходя из этого, родителям детей стоит с самого рождения пред...
Основные принципы и средства закаливания
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Целью физическо...
Консультация для родителей "Основные принципы закаливания"
Устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий к числу ...
«Закаливание детей в летний оздоровительный период. Основные принципы и средства закаливания»
Оздоровительное значение воздушных и солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается...