«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» доклад на педагогическом совете
материал
«Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Доклад
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Подготовила: воспитатель Понасечкина Н. А.
Смоленск 2019
«Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, без отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Как мы знаем, здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не ведут к сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации проскальзывает та, которая заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и дошкольников.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей болеют часто. В связи с этим важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Данный период является основополагающим в становлении личности человека.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, которое обеспечивает разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первый план сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей. Используются технологии, сберегающие здоровье. Формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Предметно - пространственная среда, которая создана в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Цель:
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
- Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом
- Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей
- Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье
- Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
- Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества
- Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
- Формировать личность ребенка
Формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика
- физкультминутки, упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники
- беседы;
- чтение художественной литературы.
Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, как ты думаешь?
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:
- медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие
- физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки спортивные праздники
- психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников
- учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье
- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей
- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия
- коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня
- правильная организация прогулки и ее длительность
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей
- дыхательная гимнастика после сна
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе.
Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Каждое утро начинается с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми:
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ:
- технологии профилактики заболеваний
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники
- ивитамино - профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов)
- санитарно-гигиеническая деятельность МДОУ
- Принципы организации питания.
- Выполнение режима питания
- Гигиена приёма пищи
- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания
- Эстетика организации питания (сервировка)
- Индивидуальный подход к детям во время питания
- Правильность расстановки мебели
- Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.
- Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей
- Консультации для педагогов
- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;
Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.
Список литературы:
1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000
2. Алферова В. П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
4. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
5. Богина Т. Л., Терехова И. Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
6. Богина Т. Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4
7. Богина Т. Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999
8. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001
9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...
Консультация для родителей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников – это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических меро...
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
описание ситемы работы «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитани...
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»...
ДОКЛАД на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Составила: воспитательгруппы №2Конакова Т. Ю....
ДОКЛАД на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Составила: воспитательгруппы №2Конакова Т. Ю....