«Современные технологии обучения»
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_obucheniya.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» ФИЛИАЛ ДО
«Современные технологии обучения»
Воспитатель: Григорьева Н.М
Ачинск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
- Здоровьесберегающие технологиии……… …………………………………..4
- Методическая разработка занятия на основе здоровьесберегающих технологий………………………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………............................................15
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».
В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье. Физическое – определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Душевное – определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек ду- шевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их нрава, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
коррекционныетехнологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения, учит детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Дети очень любят «олицетворять» сказки, обыгрывать. Для этого можно использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Конспект занятия по ИЗО во 2-й младшей группе.
Тема: «Снег идет».
Цель: Развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционные методы изобразительного искусства (рисование ватными палочками).
Задачи:
1. Обучить детей способу рисования ватной палочкой (методом «тычка»);
2. Развивать умение располагать рисунок по всему листу;
3. Ознакомить детей с новым материалом-ватой;
4. Воспитывать доброжелательное отношение к животным;
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук
6. укреплять здоровье детей, через использование здоровьесберегающих технологий на занятии.
Оборудование и материалы: тонированные альбомные листы с нарисованными деревьями; кусочки ваты на каждого ребенка; гуашь белого цвета; клеящий карандаш; ватные палочки; салфетки; емкости для краски; снежинки бумажные; ведро пластмассовое; игрушка-заяц; музыкальная запись; ноутбук для показа слайдов.
Предварительная работа: чтение книг, рисование на свободную тему, заучивание стихов, рассматривание картин.
Методы и приемы:
Чтение стихотворения с обыгрыванием; сюрпризный момент; физминутка (игра с показом), пальчиковая гимнастика; рисование методом «тычка», дыхательная гимнастика, музыкотерапия, релаксация.
Ход занятия:
1 часть. Организационно - мотивационная.
Воспитатель: ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, мне встретился Волшебник, он передал нам вот такой замечательный волшебный мешочек, но чтобы он показал свои секреты нам надо дружно всем подуть на него (дети дуют). Воспитатель развязывает мешочек и каждый ребенок достает от туда волшебную шляпу. Что это у вас в руках? – волшебные шляпы.
Воспитатель: ребята, вы настоящие волшебники! Давайте отправимся в путешествие с вами в сказочный лес! Закроем глаза, расслабимся и послушаем музыку леса. Открывайте глаза! Где мы с вами очутились? – в лесу! Какие звуки вы слышали, когда слушали музыку? – пение птиц, вой волка, рев медведя и т.д. Воспитатель помогает называть, если дети затрудняются.
Воспитатель: Мы с вами непросто в лесу, а в зимнем лесу оказались. Зима – это самое волшебное время года. Можно любоваться красотой нашей природы. Давайте рассмотрим эту красоту… Воспитатель показывает детям картинку с изображением зимнего леса, обращает их внимание на то, что все деревья одеты в красивый снежный наряд.
Воспитатель: Это снежок укутал их веточки, чтобы деревья не замерзли зимой. А вы видели, как снежок кружится в воздухе. Давайте превратимся в волшебников, расскажем и покажем, как кружатся снежинки. Дети превращаются в снежинки и под музыку выполняют движения.
Воспитатель: Белый снег пушистый
В воздухе кружится (дети кружатся)
И на землю тихо
Падает, ложится (дети приседают)
Но подул вдруг ветерок, (дети дуют на ладошки)
Закружился наш снежок (дети кружатся)
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки (дети пляшут, импровизируют). Молодцы! Хорошо поиграли!
2 часть. Основная
Воспитатель видит сугроб снега, а под снегом сидит зайка.
Воспитатель: Ой, ребята, сколько снега намело, кто это сидит под снегом: - зайка.
Воспитатель: Здравствуй зайка. Дети, поздоровайтесь с зайкой.
(Дети здороваются)
Воспитатель: Дети, зайка нам принес корзинку. Давайте посмотрим, что у него в корзинке? Ребятки, это снежинки. Наверное, зайка хочет, чтобы мы ему нарисовали снежинки.
Воспитатель: А что же еще принес наш Зайка? Ребята зайка принес нам еще и вату. Давайте возьмем вату в руки и расскажем какая она (мягкая, белая, пушистая) Давайте с ней поиграем (проводится пальчиковая гимнастика).
Белый пух, снежный пух,
Все – все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи)
Пух на шубах,
Пух на бровках, Пух на губках.
Как щекотно – ух! (щекочим талию)
Кто щекочет - пух!
Воспитатель: А мы с вами можем нарисовать снежок, белый, чистый, как пушок? Да (ответы детей). Вату положим на стол. А поможет нам краска. Какую краску мы возьмем, чтобы нарисовать снежинки? – белую! (обращает внимание детей на листы тонированной бумаги с изображением деревьев, предлагает нарисовать снежинки, как они летят в воздухе и ложатся на деревья на землю, оденем деревья в красивые снежные шубки).
Воспитатель: Какого цвета краску мы возьмем, чтобы нарисовать снежинки? (Белого, как снег) ответы детей.
Воспитатель: Садитесь детки за столы, сейчас будем рисовать снежинки, а зайка будет смотреть. (Дети садятся. На столах лежат бумага и краска. Дети сначала сухой палочкой показывают, как можно нарисовать снежинки, сопровождая свои действия словами: снег.) Дети выполняют рисунок, воспитатель при необходимости помогает, подсказывает.
Воспитатель: палочку макаем в краску, приложим к рисунку и уберем. У нас получилась снежинка.
- Снежные сугробы можно сделать из кусочков ваты. Воспитатель помогает детям намазать нижнюю часть работы клеем и приклеить кусочки ваты. По окончании работы воспитатель хвалит всех детей, уточняет, какого цвета краску использовали, как рисовали палочкой.
-А из чего мы еще делали снежок? (Из ваты)
- Она белая и пушистая, как снег.
3 часть. Заключение.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а наш зайка загрустил. А давайте развеселим зайку, поиграем с ним. Дети: Да. (Проводится игра «Зайка серенький сидит», дети сидят в кругу на корточках).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так, он ушами шевелит (имитируют движения)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать, прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (скачут, как зайки).
Воспитатель: Дети, а давайте покажем наши рисунки зайке (Дети несут рисунки зайке и показывают). Зайке очень понравились ваши рисунки. Он говорит, спасибо.
Воспитатель Зайке: Зайка, а ты в лес-то собираешься?
Дети, зайка в лес не хочет уходить, ему очень понравились ваши рисунки, а еще ему понравилось с вами играть. Разрешим зайке остаться с нами? Дети: Да. В-ль: А куда мы его посадим? (Дети предлагают место. Воспитатель ставит зайку на это место).
Воспитатель: Ну вот! Зайка будет с нами жить и играть с вами. А еще зайка говорит вам большое спасибо. Какие мы с вами молодцы! Ребята, а куда мы с вами сегодня путешествовали? Кого мы там встретили? Что нам Зайка принес? Что вам на занятии понравилось?
Всем спасибо, ребята! Предлагаю отдохнуть и всем дружно потанцевать с Зайкой. Звучит детская музыка, дети танцуют!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, физкультминутки и мн.др.) повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143 с.
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .
5. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет - г.Москва, ТЦ «Сфера» 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников
Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. ...
Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""
В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...
Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников
Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие спос...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Современные технологии обучения
Дрклад на тему: "Современные технологииобучения"...