ЗОЖ
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, то есть утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, то есть уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников:
- Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
- Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
- Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
- Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
- Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
- Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
- Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
- Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
- Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
- Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
- Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
- Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
- Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
- Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
- За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио.)
- За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
- Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
- Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
Понятие «физическое воспитание»- о чем говорит уже сам термин – входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание, представляет собой процесс решения определенные воспитательно-образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса.
Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего, тем, что его процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развития физических качеств, укрепление здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживаний при смотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Здоровый образ жизни- это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные зарядки, использование эффективной системы закаливания, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье.
Как средство повышения защитных сил организма закаливания возникла в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях, ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными «снежными» ваннами.
Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.
Существует формула, о которой можно рассчитать, каким будет рост вашего ребенка, когда он станет взрослым. Для этого нужно сложить рост мамы и папы, эту сумму разделить пополам. Затем, если нужно вычислить рост сына, то надо прибавить 6,5, а если рост дочери, то отнять 6,5.
(Пример: рост мамы 164, рост отца 176, в сумме 340, делим пополам, получаем 170 см. Для сына средний конечный рост будет около 176,5 (170+6,5).Для дочери около 163,5 (170-6,5). Но это ишь средние расчеты. В одной семье, у одних родителей тря дочери: одна 162 см, другая 172 см, третья 157 см. , а средний рост для девочек в этой семье 165+-10 см. Дети растут во сне. Гормон роста выделяется в крови ночью, когда ребенок крепко спит. Так что абсолютно правы те родители, кто укладывает ребенка спать всегда вовремя, не позднее 10 часов вечера.
Дефицит гормона роста приводит к карликовости, часто это бывает врожденная болезнь. По самым разным причинам у ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста. Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти и к двум годам обычно не достигает 80-85 см. с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников.
Если такого ребенка не лечить , то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины-меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Если обследование подтверждает, что причина отставания в недостатке этого важнейшего гормона – ставится диагноз «гипофизарный нанизм» и назначается терапия гормоном роста.
От чего зависит рост ребенка? Дети растут во сне. Каким будет ваш ребенок, когда он станет взрослым? Как растет здоровый ребенок? На сколько сантиметров в год должен подрастать малыш? Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4-5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год 8-10 см и даже более. Причем, у мальчиков и девочек это происходит, как известно, в разном возрасте- девочки «стартуют» раньше на 1-2 года, мальчики потом их догоняют и перегоняют.
Развитие дыхания – один из первых очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме.
Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равно по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохранят горло и легкие от холодного воздуха и пыли. Хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнения. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов.
Босохождение (хождение босиком) – еще один вид закаливания, который своими корнями уходит в далекое прошлое. Так, в древней Греции босохождение было своего рода культом.
В качестве эффективного средства профилактики и лечения многих заболеваний босохождения впервые было предложено в научной медицине немецким ученым-гигиенистом конца 19 в. Себастьяном Кнейпом. Он приводил примеры излечения различных заболеваний водными процедурами в сочетании с ходьбой босиком по росе, мокрым камням, выпавшему снегу.
Для чего это нужно? Дело в том, что на коже стоп находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Постоянное ношение обуви создает особый микроклимат для ног, при нарушении которого организм реагирует заболеванием. Вот почему лишь стоит переохладиться или промочить ноги- и простуды тут как тут. Закаливание делает стопы ног менее чувствительными к колебаниям температуры, и следствие этого – снижение заболеваемости.
Кроме этого, современные ученые приходят к выводу, что постоянная изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводит к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице.
Также не следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети.
Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенно и систематическим. Особенно осторожным нужно быть с детьми раннего возраста. Начинать лучше с хождения в теплой комнате по ковру или половику. Рекомендуется приобрести в магазине специальные резиновые коврики с рифленой поверхностью, которые служат замечательным тонизирующим средством. Дополнительно можно делать массаж стоп с помощью скалки, круглой палки, катая ее под подошвами каждый день по несколько минут. Но не забывайте о ходьбе босиком по траве или земле. Исследования электроэнцефалаграфа показал, что характер почвы по-разному действует на нервные центры. Горячий песок, асфальт, камни, шлак, шишки и хвоя, дорожная пыль, ковер на полу успокаивают.
При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Поэтому используйте хождение босиком для укрепления здоровья.
приучайте ребенка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.
помните: нельзя сокращать время сна, требующееся для восстановления физического и психического здоровья.
гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.
одевайте ребенка в соответствии со временем года в практичную, удобную, легкую, не затрудняющую движений одежду.
позаботьтесь о полноценном, разнообразном и регулярном питании ребенка, необходимом для роста и правильного развития.
поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без вниманиями один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его «почему?»
беседуйте с ребенком, учитесь его слушать, развивайте речь – залог хорошей учебы в будущем.
дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.
контролируйте продолжительность занятий и условий, в которых они протекают. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.
чаще хвалите своего малыша, ободряйте словом, улыбкой, лаской, нежностью. Не жалейте времени на общение с ним – не отделывайтесь игрушкой или сладостями!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.
2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
3. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
4. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
5. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.