Картотека подвижных игр для дошкольников
картотека

Батяева Алла Сергеевна

Картотека подвижных игр для дошкольников для игр в детском саду для детей 3-7лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

  1. У бабушки Маланьи.


Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

3. Шатёр.


Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».

4. Огородник.


В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.


С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

5. Катай каравай.


Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и продолжая поворачивать поют:
Катай каравай,
Поворачивай , давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,- 
Куда головой?


«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.

6. Жмурки с колокольчиком

Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

7. Утка и селезень

Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,

Молодой ловит серую.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

8. Аисты и лягушки.


Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:
На одной ноге стоишь,
На болото ты глядишь,
А мы весело, прыг – скок,
Догони – ка нас, дружок!
Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.

9. Городки

Взрослый ставит кегли в ряд на расстоянии 3-5 см друг от друга. Через 1,5-3 м от них чертится линия - это граница, с которой будет производиться сбивание. Играющие по очереди встают за линию и с силой катят мяч или шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли убираются, и таким образом постепенно увеличивается расстояние между ними. Выигравшим считается сбивший множество кеглей меньшим количеством мячей. Расстояние от кеглей до линии можно также постепенно увеличивать.

10. Горелки с платочком.

Участники игры стоят парами друг за другом. Впереди — водящий, он держит в руке над головой платок. Дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет его за руку и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

11. Гори, гори ясно. 1 вариант


Дети стоят в  и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!


На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.


12. Гори, гори ясно. 2 вариант


Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – 
Птички летят, колокольчики звенят!


Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

13. Ворон. 1 вариант


Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. ( он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.


С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

14. Ворон. 2 вариант.


Выбираются Ворон и Заяц. Остальные дети – зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку и приговаривают:
Вокруг Ворона идем,
По три зернышка несем.
Кому два, кому одно,
А Ворону – ничего!
Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
-Ворон, Ворон, что ты делаешь?
-Ямку копаю – отвечает Ворон.
-На что тебе ямка?
-Денежки ищу.
-На что тебе денежки?
-Ситчику куплю.
-На что тебе ситчик?
-Мешочек шить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камушки класть.
-На что тебе камушки?
-В твоих деток кидать!
-Что тебе мои детки сделали?
- В огород мой прибегали
Лучик да мачик потаскали!
А репочку, да мяточку – 
Топотали пяточками!


Кар-р-р!- кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц защищает. Тотзайчонок, которого вытянет ворон из цепочки и становится новым вороном.


15. Пирог

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

16. Два Мороза

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые, Я Мороз - синий нос,

Два Мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз - красный нос, В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

17. Снежная баба

 Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая и проговаривая слова:

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

18. Ручеек

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек). Можно приговаривать слова:

Ручеек течет, журча,

Камни огибает

Так водичка ключа

В речку попадает.

19. Краски.


Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук!
- Кто пришел?
- Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой. 
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.

 20. Родничок.


Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У -ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

 21. Грачи летят.


Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!

Реклама 16

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.

 22. Колечко. 


Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

23. Капуста.

Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту .Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу/ 2раза
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали 
Волк и лисица,
Бобр и куница,
Заинька усатый
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты» , объявляется победителем.

24. Волк и овцы.

Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные – овечки. Пастух становится посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом. Пастух поет:
Пасу, пасу овечек недалеко от речки
Волк за горою, серый за крутою.
И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет.
А я волка не боюсь. батожком оборонюсь,
Кочережкой отобьюсь.

«Пойду, буду спать!» - говорит пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает:
Пасу, пасу до вечера,
А гнать домой нечего!
Пришел серый волк
Моих овечек столк?
А я заснул и духом не чул!

Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает: «Тут волчий след, тут овечий след..»
Подходит к волку и спрашивает: 
-Волк, ты не видел моих овечек?
-А какие они?
- Беленькие.
- Побежали по беленькой дорожке. (овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к пастуху) Затем волк говорит «Побежали по черненькой дорожке» и убегают овечки с темными волосами.

 25. Баба Яга.

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

26. Пчелы.

Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые
Крылья золотые
Что вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождиком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши. 

27. Золотые ворота. 1 вариант

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел – 
Всех детей привел.
А за ним и апрель – 
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май – 
Сколько хошь теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.

28. Золотые ворота. 2 вариант

Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Один

ведущий участник игры проходит под игровой припев в ворота. В руках бубен.

Золотые ворота.

Проходите, господа.

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

На последнем слове игрового припева дети опускают руки и закрывают ворота,

задерживая участника игры.

29. У медведя во бору.

Дети стоят на одной стороне участка, водящий «медведь» на другом конце

участка.

Дети подходят к медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь хоть и не спит

На меня не глядит.

Веточка обломится,

Медведь за мной погонится.

 Раз, два, три беги.

Дети убегают в домик, водящий догоняет их.

30. Шел козел по лесу.

Дети встают в круг в центре стоит водящий и изображает козла.

Шел козел по лесу,

(Идут по кругу, козел в середине круга)

По лесу, по лесу

Нашел себе принцессу,    

Принцессу, принцессу

(Козел выбирает девочку и встают в круг)

Давай козел, попрыгаем                            

Попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем                 (Все поют и выполняют движения)

Хвостиком помашем

Помашем, помашем

А потом запляшем

Запляшем, запляшем

31. Дятел.


Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

32. Заря – Заряница.

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

33. Ерыкалище.

Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают:
Эко диво, чудо – юдо,
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо,
С горынова дуба – хромое поганище!

Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга, и прыгая, на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен в круг и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.

34. Дедушка Мазай.

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

35. Вор – воробей.

Выбирается огородник и воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят хоровод и огородник поет:
Эй, вор – воробей,
Не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за ту коноплю
Тебе ножку перебью.

Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают в круг воробья и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:
Наш воробьишка
В сером армячишке
В чисто поле не идет,
Коноплю не клюет,
По двору шныряет,
Крохи собирает.

Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородник и воробей, и игра повторяется.

36. Сова.

Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Зетем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?

Сова говорит «Ночь». При этом слове мыши мгновенно замирают. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает. Тот, кто не рассмеется остается в игре.

37. Молчанка.

Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По – турецки говорили:
-Чаб – чаляби, чаб – чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…)

38. Жмурки.

Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:
Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!

После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

39. Мельница.

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . он и выигрывает.

40. Льдинка.

Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:
Капитан, капитан, 
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горкам.
Бух! По норкам!

С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

41. Подкиды.

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

42. Чурилки.

Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет – 
Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

43. Перстень.

Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню – 
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали-
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем у кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.

44. Тень-тень.

Дети идут по кругу, коза в центре круга.

Тень-тень, потетень!

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: (По очереди выставляют вперед руки – (лапы)

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка: (Приставляют ладони к голове «ушки»)

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялся медведь: (Переступают с ноги на ногу,

 покачиваются.)

- Могу песни я петь!

Похвалялась коза: (Топает ногами)

- Всем вам выколю глаза!

Дети разбегаются, коза их ловит.

45. Бояре

Дети встают в две шеренги друг против друга.

- Бояре, а мы к вам пришли.

- Молодые, а мы к вам пришли.

- Бояре, а зачем пришли?

- Молодые, а зачем пришли?

- Бояре, мы невесту выбирать.

- Молодые, мы невесту выбирать.

- Бояре, а какая вам мила?

- Молодые, а какая вам мила?

- Бояре, нам вот эта мила.

- Молодые, нам вот эта мила.

- Бояре, она дурочка у нас.

- Молодые, она дурочка у нас.

- Бояре, а мы плеточкой ее.

- Молодые, а мы плеточкой ее.

- Бояре, она плеточки боится.

- Молодые, она плеточки боится.

- Бояре, а мы пряничка дадим.

- Молодые, а мы пряничка дадим.

- Бояре, у ней зубки болят.

- Молодые, у ней зубки болят.

- Бояре, а мы к доктору сведем.

- Молодые, а мы к доктору сведем.

- Бояре, она доктора боится.

- Молодые, она доктора боится.

- Бояре, не валяйте дурака,

- Отдавайте нам невесту навсегда.

Отбирают невесту.

46. Жаворонок.


В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

47. Катай каравай

Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:
Катай каравай,
Поворачивай, давай,
К лесу-куролесу.
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,
Куда головой?

Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.

48. Барин

Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.
Дети.
Ходит барин по хороводику,
Ищет барин себе девицу.
(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)
Дети. Нашел!
Барин. Хороша ли моя девица?
Дети. Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.) Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба)

49. Здравствуй, дедушка Прокоп!

Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.

Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются)

Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место)

Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)


Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.


Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай (поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя)

Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются)

Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место)

Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).


Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.


Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.)

Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются)

Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место)

Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)


Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!
Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.


50. Пятнашки

Взрослый назначает водящего - «пятнашку», которому дается отличительная повязка. Он встает в центре площадки и по сигналу взрослого начинает догонять («пятнать») остальных играющих, стараясь коснуться кого-нибудь из них рукой. Тот, кого он коснулся, выбывает из игры. Игра может продолжаться, пока «пятнашка» не поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый водящий, и игра повторяется. Следует выбрать нового водящего и в том случает, если пятнашка долгое время не может никого поймать.

51. Гуси и волк.

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети - гуси. Они встают на одной стороне площадки или комнаты - это их дом. Сбоку обозначается место - логово волка. Пастух зовет гусей на луг - середину комнаты. Там они ходят в разные стороны, «летают», вытягивая руки - «крылья» в стороны, щиплют травку, нагибаясь и вытягивая шею. Через некоторое время гуси и пастух ведут такой диалог:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да!

Ну, летите!

Нам нельзя! Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

После этого гуси расправляют руки - «крылья» и «летят домой», но тут появляется волк и старается поймать кого-нибудь из гусей. Пойманных гусей волк уводит к себе в логово. Оставшиеся гуси возвращаются домой, а затем снова идут пастись на луг. После 3-4 повторений подсчитывается количество пойманных гусей. Далее игра продолжается после назначения новых водящих волка и пастуха.

52. Золото


Дети становятся в круг, один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами:
Гуси-лебеди летели
Они золото теряли
А ребята прибегали
И золото собирали
Одному из детей кладут в руку «золото». Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встает и старается угадать у кого в руке «золото». Все громко считают до трех. Если водящий не угадал, то ребенок со словами «Вот золото!» убегает, а тот его догоняет.

53. Усатый сом.

На земле чертят линию - это “берег”, с одной стороны суша, с другой стороны вода. Считалкой выбирают водящего - это Сом. Сом стоит в воде на расстоянии 6-7 метров от “берега”. Все остальные играющие стоят там же, но на расстоянии 3, 5-5 метров, лицом к “берегу”, и произносят слова:

Под камнями сом не спит, Он усами шевелит,

Рыбки, рыбки не зевайте, Все на берег выплывайте”.

После этих слов Рыбки убегают от Сома, а он пытается их осалить. Сом не должен выходить за линию “берега”. Рыбки могут отдыхать несколько секунд на берегу. Пойманные в “воде” Рыбки выходят из игры. Игра повторяется.

54. Водяной.

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «водяной» становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.

Играющие идут по кругу и хором громко произносят:

«Водяной - Водяной, что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку - поиграем чуточку: раз, два, три - гори!»

После слова «гори!» Водяной открывает глаза и старается осалить кого-нибудь из убегающих играющих. Осаливать можно только в пределах ограниченного круга.

Варианты:

1) Водящий с закрытыми глазами должен прикоснуться к играющему, на кого показал рукой. При этом играющие стоят на месте. Пойманный становится «Водяным».

2) После 3-4 раз повторений выбирается новый «Водяной»

55. Иголка и нитка.

Дети становятся друг за другом. Первый – «иголка» - он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не запутаться.

Ниточка, ниточка за иголкой тянется,

Никогда ниточка одна не останется.

Тот ребенок из-за которого «ниточка порвалась» становится последним «узелок». Затем выбирается другая «иголка».

56. Челночок

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком. Участник, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом.

Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.

Правила:

1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача.

2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

57. Возьми платочек

Дети выстраиваются в колонну парами на одной из сторон площадки. Один ребенок – водящий - уходит на противоположную сторону площадки, встает лицом к детям. Он держит в вытянутой руке платочек и говорит:

«Кто успеет добежать и платочек забрать.

Раз, два, три – беги!»

После этих слов дети, стоящие последними в колонне, расцепляют руки и бегут вдоль детей каждый со своей стороны за платочком. Кто быстрее возьмет платочек, тот становится водящим. Новая пара становится впереди колонны. Игра продолжается.

58. Аленушка и Иванушка.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.

Играющие встают в круг и берутся за руки.

Иванушка должен поймать Аленушку.

Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.

Движения водящих комичны и иногда неожиданны.

Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.

Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для дошкольников младшей группы

Материал включает разнообразные подвижные игры с младшими дошкольниками....

Картотека подвижных игр для дошкольников средней группы

Материалы включают подвижные игры с детьми средней группы. Игры могут использоваться как инструктором по физической культуре, так  воспитателем в совместной двигательной деятельности с дошкольник...

картотека подвижных игр для дошкольников

сборник подвижных игр от Тихеевой и консультация...

Картотека "Подвижные игры для дошкольников"

Картотека подвижных игр для дошкольников. Подходит для всех возрастных групп....

Картотека подвижных игр для дошкольников

"Подвижные игры для дошкольников"...

Картотека подвижных игр для дошкольников

Данная картотека подвижных игр будет полезна воспитателям ДОУ, а также и родителям. В картотеке представлены игры по разным видам: с прыжками, с бегом, с метанием и ловлей, с ползанием и лазанием, нар...

Картотека подвижных игр для дошкольников

Методическая копилка подвижных игр для детей дошкольного возраста...