Катание с ледяной горки
консультация

Катание с ледяной горки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katanie_s_ledyanoy_gorki.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

КАТАНИЕ С ЛЕДЯНОЙ ГОРКИ

Катание с гор - это традиционная русская зимняя забава, которая устойчиво сохраняется в детском быту по сей день. Спуск с ледяной горы - это всегда скольжение, не важно, на ногах или сидя. Скольжение дает совершенно особые переживания непосредственного динамического контакта тела с почвой, не похожие на обычные ощущения при ходьбе, стоянии и сидении. Скользящий вниз по крутой ледяной дороге человек чувствует малейшие изменения рельефа, все выбоины и бугорки. Спуск с ледяной горы на ногах, сидя или на спине - это всегда непосредственное, остро ощущаемое человеком, протяженное во времени взаимодействие его собственного тела с поверхностью земли.

Такого рода переживания были очень яркими и значимыми в ранний период жизни, когда ребенок только учился ползать, стоять, ходить. В более позднем возрасте они обычно притупляются, поскольку сидение, стояние, ходьба становятся автоматическими и осуществляются без контроля сознания. Однако снижение осознанности не уменьшает глубокого значения полноценного контакта нашего тела с почвой под ногами (в психологическом аспекте).

Катание на ногах с ледяной горки - это идеальный вид естественного тренинга, который прекрасно укрепляет нижние конечности физически и помогает человеку прочувствовать гамму разнообразных переживаний на тему того, как надо в жизни держаться на ногах.  Катание с ледяных гор на ногах - это и профилактика застойных явлений в нижней части тела, потому что при этом происходит активный выход энергии через ноги. Для современных людей (и взрослых, и детей), это очень важно из-за постоянного сидения, малоподвижности, уменьшения объема ходьбы.

Дети используют три основных способа скатывания с ледяной горки, соответствующих возрастающим степеням совершенства. Самый простой (так катаются маленькие) - сидя; второй, переходный, - на корточках (это уже на ногах, но еще в низкой позиции, чтобы не высоко было падать) и третий, соответствующий высшему классу, - на ногах, как должны уметь младшие школьники. Собственно, съехать с горки на ногах - это и есть, в детском понимании, съехать с нее по-настоящему. В пределах этих трех способов есть масса вариантов, которые можно увидеть в исполнении катающихся на горке детей.

Вот малыш лет четырех-пяти. Он уже катается без помощи мамы. Это трех-четырехлетним детям мамы обычно помогают ровно усесться на подстилку и аккуратно толкают их сверху в спину, чтобы началось движение. Этот все делает сам. Как мы видим, этот ребенок - "начинающий". Он проживает саму идею самостоятельного спуска: как это - катиться? Как это - самому?

Дети семи-восьми лет в совершенстве владеют искусством катания сидя. Они знают, что подложить под себя, чтобы было хорошее скольжение: любят фанерки, куски толстого картона, но также ценят возможность съехать, усевшись на какую-нибудь занятную штуку (ящик от бутылок, таз и т. п.), что усложняет задачу и превращает спуск в игру. Опытные дети хорошо владеют ситуацией: умеют сильно отталкиваться наверху, добиваются максимального ускорения во время спуска, катятся внизу очень далеко. Они равно могут потом или быстро подняться, подобрав свою подстилку и уступая место детям, несущимся вслед, или могут картинно разлечься внизу, чтобы зафиксировать конечный момент спуска и получить полное удовольствие от состояния покоя.

Дети, съезжающие с горки сидя, чувствуют себя в безопасности - падать им некуда. Они наслаждаются телесными ощущениями контакта с поверхностью льда, скольжения и скорости и даже пытаются заострить эти ощущения. Например, увеличивают площадь телесного контакта, когда скатываются на животе, на спине с раскинутыми руками и ногами, или устраивают внизу "кучу-малу" с другими детьми, а потом еще продолжают валяться на снегу, уже сойдя с ледяной дорожки.

В семь-восемь лет ребенок учится скатываться с ледяной горы на ногах, а к девяти-десяти обычно умеет это делать хорошо - способен съезжать с "трудных" гор, высоких, с длинным неровным спуском.

Осваивая это умение, ребенок решает целый комплекс двигательных задач и продолжает познавать, а также физически и психически прорабатывать свое тело. Необходимость держаться на ногах развивает их пружинистость, которая достигается благодаря подвижности суставов и согласной работе кинематической цепи: пальцы ног - лодыжки - колени - таз - позвоночник. Способность удерживать равновесие определяется сотрудничеством мышечных ощущений с работой вестибулярного аппарата и зрения. Опять же - на ледяной горе происходит естественная тренировка того, что необходимо во многих ситуациях обыденной жизни. Ведь сохранять устойчивость и равновесие желательно везде.

Наблюдая за детьми, можно заметить, что каждый ребенок катается тем способом, который соответствует пределу его личных возможностей, но не превышает его. Ребенок хочет показать максимум своих достижений, но при этом не получить травму. Когда дети более или менее освоили технические навыки съезда с ледяной горки каким-нибудь из описанных выше путей, их творческий поиск обычно идет за счет изменений позы и расширения способов спуска.

Например, ребенок хорошо съезжает сидя. Вероятнее всего, дальше он попытается научиться разгоняться в начале спуска, перепробует все, на что можно сесть, чтобы лихо съехать и катиться как можно дальше, исследует возможности совершения дополнительных вращений вокруг своей "пятой точки", когда уже на медленной скорости катится по ровной ледяной дорожке на земле, и т. д. Ему будет интересно съехать вниз на животе, на спине, сидя задом наперед, чего дети обычно боятся, "паровозиком" - обнимая руками сидящего впереди ребенка, на пластмассовом ящике от бутылок, как на троне, и т. п.

А пока ребенок катается, родитель тоже может не только скучать и мерзнуть, но с пользой для себя понаблюдать за своим ребенком. Горка хорошо выявляет телесные проблемы детей: неловкость, плохую координированность движений, неустойчивость из-за недостаточного контакта стоп с почвой, неразвитости ног, смещения вверх центра тяжести тела. Там легко оценить общий уровень физической развитости ребенка по сравнению с другими детьми его возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледяная горка

Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?...

ПАМЯТКА для родителей по безопасной организации катания детей со снежной (ледяной) горки.

Памятка для родителей по безопасной организации катания детей со снежных (ледяных) горок.Памятка содержит 3 пункта: 1. Правила безопасности перед катанием со снежной (ледяной) горки.2. Правила безопас...

Катание на ледяных горках

Зима –это время забав и веселых игр. Катание с горок —всеми любимое зимнее развлечение. Скорость, свист свежего ветра, буря переполняющих эмоций –для того, чтобы Ваш отдых был не тол...

консультация для родителей "Правила катания с ледяной горки"

Правила поведения на оживлённой горе: 1. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, обо...

Памятка "Правила катания с ледяной горки"

Памятка "Правила катания с ледяной горки"...