Физическое воспитание детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Ворончихина Юлия Сергеевна

Физическое воспитание детей раннего возраста:

 новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ворончихина Ю.С., воспитатель

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения

«Психоневрологический дом ребенка №8 Красногвардейского района»

КОНФЕРЕНЦИЯ ДОУ

Физическое воспитание детей раннего возраста:

 новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче.

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

В обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей. Словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях. Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

Игровой метод дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.

Этот метод используется преимущественно в старших группах в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков. Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственное восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

Стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей.

Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.

Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

Выполнение упражнений в согласовании с музыкой содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения.

Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

Словесные приемы. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

 Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.


Библиографический список

1.         Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.

2.         Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.-160с.

3.         Матвеева А.П., Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М ., 1991.

4.         Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1986. -304с.

5.         Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 1978.

6.         Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987. - 224с.

7.         Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1963.

8.         Фонарёва М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. - М., 1973.

9.      Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.

10.      Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2000. - 480с.

11.      Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физического воспитания детей раннего возраста в семье

Описаны особенности двигательного поведения детей раннего возраста и подвижные игры с детьми...

Особенности физического воспитания детей раннего возраста

Особенности физического воспитания детей раннего возрастаЧтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельн...

Консультация «Физическое воспитание детей раннего возраста»

В нашей стране забота о детях – дело поистине всенародное....

Физическое воспитание детей раннего возраста

Лекция для воспитателей групп раннего возраста "Физическое воспитание детей раннего возраста"....

Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста

К большому сожалению наши малыши стали чаше болеть , а происходит это потому что они мало двигаются. Родители из- за педагогической безграмотности и занятности на работе не уделяют должного внимания р...

Физическое воспитание детей раннего возраста

Наиболее важным разделом работы с детьми дошкольного возраста является правильная организация физического воспитания.Общие задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:-...