Сон дошкольников в детском саду
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тихий час в детском саду обязателен для всех детей. Но одни дошкольники засыпают легко, а другие страдают, ворочаются, плачут, спят некрепко или не спят совсем. Особенно часто проблемы с дневным сном бывают у детей постарше. Почему это происходит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
son_doshkolnikov.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сон дошкольников: какой он в норме?
Достаточное количество сна необходимо ребенку для здоровья, роста, развития и хорошего настроения, поэтому взрослые беспокоятся о том, чтобы у детей была возможность выспаться. В 3-5 лет, когда малыши уже обычно ходят в детским сад, им требуется примерно 10-13 часов сна ночью. 1-2 часа дневного сна для большинства детей остается потребностью, идущей из младенчества, - но не для всех.
Как раз в возрасте между 3 и 5 годами у большинства детей желание спать днем постепенно сокращается, пока совсем не исчезает. Поэтому одна из возможных причин, по которой ребенок может перестать спать в садике, - в том, что он уже «перерос» эту потребность.
Согласно статистике, в 3 года днем спят около 90% детей. Половина четырехлеток спит днем в среднем 5 дней в неделю, а уже в 5 лет только четверть детей спят не менее 4 раз в неделю. К 6 годам, как правило, большинство детей перестают спать днем.
При этом некоторые сомнологи и педиатры советуют как можно дольше сохранять у ребенка привычку к дневному сну, желательно до 5-6 лет. Это связано с тем, что детскому организму тяжело бодрствовать весь день. В ответ на долгое бодрствование в организме начинает накапливаться кортизол (гормон стресса), ребенку становится трудно регулировать свое поведение, он испытывает упадок сил и капризничает. Поэтому главное преимущество тихого часа - в возможности вывести кортизол из организма, а еще ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В детском саду это особенно важно перед вечерними занятиями.
В то же время многое зависит от режима дня в семье или даже в стране. Например, в Швеции дети очень рано (в 7-8 часов) ложатся спать вечером, поэтому в шведских детских садах детей не принято укладывать спать днем. Но и приходят за ними обычно раньше, чем у нас.
Возможные причины отказа и способы решения
Когда ребенок только привыкает к саду, ему может мешать заснуть новая обстановка, отсутствие привычных домашних ритуалов. Рядом нет близкого человека (мамы, папы, бабушки, няни), поэтому засыпать страшно. У более старших детей возможны и другие причины: например, ребенок поздно встает утром и приходит в сад позже других детей. Или у него сбился ритм сна и бодрствования после выходных.
Период адаптации в детском саду
Первые недели в детском саду ребенок психологически адаптируется к новому ритму жизни, к новым людям, правилам и занятиям. В это время, даже несмотря на видимую усталость и желание спать, он может не хотеть ложиться, ведь он впервые надолго остается вне привычной обстановки и без близких людей. Ему также может быть сложно наладить контакт с другими детьми. Когда он привыкнет к новой ситуации и убедится, что после сна бывают интересные занятия или прогулки, а вечером он обязательно вернется домой, то будет сам ложиться спать с удовольствием.
Страх отделения от мамы в первые месяцы посещения детсада также повышает тревожность малыша и отгоняет сон. Сложнее всего пережить разлуку детям младшей группы - в этом возрасте им каждый раз кажется, что мама ушла навсегда.
В период адаптации родителям важно проводить больше времени с ребенком вне сада, играть и общаться. Поэтому лучше вначале не оставлять ребенка на целый день, а постараться забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его ходить в сад с радостью.
В разговорах с ребенком можно настраивать его на то, что он будет спать днем в детском саду. Чувство уверенности можно передавать словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится», «Я обязательно приду за тобой вечером», «Меня не будет, но рядом с тобой будет Наталья Романовна, она поможет тебе уснуть».
Чтобы снизить уровень тревожности, можно давать ребенку в детский сад игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома, или дать ему с собой другую, но тоже любимую, с которой приятно спать в обнимку. Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она несколько раз посидела рядом с малышом, почитала «домашнюю» книжку, помогая заснуть.
Шумное соседство
Возможно, ребенку мешает спать активный сосед. Здесь опять же на помощь может прийти воспитатель. Именно она наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может лучше других знать причину, по которой ребенок не спит. Она же может попросить самых активных и бодрых вести себя тише.
Ритуалы перед сном
Домашние ритуалы, предшествующие дневному сну (качание на руках, присутствие мамы, любимая песня), далеко не всегда возможны в условиях детского сада. А без них ребенок может просто не настроиться на сон. Поэтому лучше заранее дома отказаться от ритуалов перед дневным сном и приучить ребенка засыпать самостоятельно. А семейные традиции укладывания, такие как совместное чтение, разговоры, тихие игры, лучше перенести на вечер.
Позднее пробуждение утром
Причиной отказа от дневного сна может быть также поздний подъем - в таком случае к тихому часу ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3-6 лет - примерно 6 часов. Дневной сон в детском саду длится с 13:00 до 15:00. Если ребенок, например, просыпается по утрам в 8:30, то в 13:00 (через 4,5 часа) он просто еще не хочет спать.
Чтобы найти оптимальное время утреннего подъема, начните будить ребенка в 6:30-7:00. Когда он снова начнет регулярно спать днем в детском саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее.
Выходные, праздники и отпуска
Даже если вся семья встает по звонку в 6:30 каждый будний день, в выходные ситуация может сильно меняться, и режим сна снова сбивается. Если трудно вставать «как обычно» всей семьей, можно пойти на хитрость и устроить «дежурства»: например, папа следит за соблюдением режима в эти выходные, а мама в следующие. О соблюдении режима сна нужно помнить не только в выходные, но и в отпуске, и даже на больничном.
Нехватка навыков самообслуживания
В детском саду нужно самим переодеваться в пижаму, а затем одеваться обратно. Если у ребенка еще не до конца сформированы эти навыки, то он начнет беспокоиться задолго до тихого часа, и тогда ни о каком сне речи идти уже не будет.
Научиться быстрее переодеваться в детском саду помогут домашние тренировки. Можно превратить процесс в игру: одеваться наперегонки или придумать считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Лучше не покупать одежду со сложными застежками или мелкими пуговицами, в которых ребенок запутается, лучшее решение - липучки везде, где это возможно, одежда на резинках и с широким воротом.
Физический дискомфорт
Иногда ребенку трудно заснуть, потому что он плохо себя чувствует, переел за обедом, ему холодно или слишком жарко в спальне. Некоторые дети отказываются спать, потому что боятся заснуть слишком крепко и проснуться в мокрой постели; возможно, с ними такое уже случалось в детском саду, и они столкнулись с негативными комментариями по этому поводу.
Выяснить причины нежелания спать в саду может помочь сюжетно-ролевая игра - например, ситуации, связанные со сном в детском саду, можно разыграть дома с куклами или игрушками. Пусть игрушки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то - няней.
Когда малыш готов к отмене дневного сна
Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужно спать днем и тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна. Однако преждевременный отказ от него увеличивает нагрузку на нервную систему. Из-за этого могут появиться вечерние капризы, частые ночные пробуждения, или ребенок начнет просыпаться утром слишком рано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду
Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1 Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...
Конференция по питанию для родителей "Питание дошкольников в детском саду"
Сообщение по организации питания в детском саду. Даны советы родителям по организации питания дома....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...