ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ К ПИСЬМУ
консультация (подготовительная группа)

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ К ПИСЬМУ
 

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие и становление функциональных систем организма. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни. Сегодня в дошкольных образовательных организациях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением уровня его физической подготовленности и функциональных возможностей организма. Особенно это касается детей, имеющих речевые нарушения. Среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Известно, что и двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной статической нагрузкой. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

В связи с этим возникает необходимость регулярного проведения работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Весь комплекс упражнений можно разделить на четыре составляющие: 

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
  3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
  4. физические упражнения (физкультурные занятия).

Занятия по развитию пальцевой моторики нужно проводить регулярно, используя для этого время на занятиях логопеда, воспитателя, инструктора ЛФК. Оптимальным является использование физкультминуток.

Физкультминутка предлагается как элемент двигательной активности для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением, и для повышения работоспособности. Проводятся они в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а рифмы положительно влияют на слуховое восприятие детей. Кроме того, это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Максимально используется пассивный и активный массаж, игровые комплексы самомассажа с использованием “Пальчикового бассейна”, “Разноцветных прищепок”, щеток-“ежиков” и резиновых мячей. Используются игры с пальчиками без речевого сопровождения и стихов с сопровождающими движениями и определенными позами кистей и пальцев рук. При самомассаже используются упражнения с грецкими орехами (разной величины) и перекатывание шестигранных карандашей, оказывающих оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он благоприятно влияет на организм человека, оказывая общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. При этом улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В свою очередь, импульсы, возникшие в рецепторах кожи и мышцах, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Дети обучаются следующим приемам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Используются три комплекса упражнения самомассажа: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук. Этот вид работы применяется на разных уровнях: и при восприятии на слух и при произнесении слов, фраз, стихотворных текстов. Начинается и заканчивается самомассаж расслаблением кистей рук поглаживанием. В группе проводятся занятия и с использованием игр-потешек. Согласно международной классификации, игры, совмещающие движение пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:

Первый – собственно пальчиковые игры, “сидячие”.

Второй – игры, в которые помимо тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движение рук, ног, головы.

Ко второму типу можно отнести народные игры, к первому – упражнения для пальчиков, которые проводятся с речевым сопровождением и без него. Для речевой деятельности важна координация работы периферического речевого аппарата с работой речевых механизмов мозга. При помощи органов артикуляции ребенок учится производить различные единицы устной речи. С артикуляционной работой тесно связана и работа мышц пишущей руки. В процессе развития речи формируется координация движений пишущей руки с артикуляцией. Игры-потешки дают ребенку возможность ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, даёт человеку чувство самообладания. Кроме того, эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, т.к. большинство из них построены на диалогах.

Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: “Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие“. Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Пользуются большой популярностью у детей и такие игры, как различного рода мозаики, конструкторы, большие и маленькие картинки из пазлов, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей.

Как уже известно, у детей дошкольного возраста из-за слабого развития мелких мышц кисти происходит быстрое утомление руки в процессе графических действий. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, т.к. они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер. При таком подходе, даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и “ручную умелость” для подготовки его к овладению графикой письма. А так как развитие этих качеств является задачей физической культуры, то специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьет руку – т.е. дадут ему все, что необходимо для успешного овладения письмом.

Тамара Ивановна Юшина, инструктор по физической культуре

Елена Евгеньевна Креминская, заместитель заведующего

МБДОУ «Детский сад №40 «Русалочка», г. Тамбов, 8-4752-530550


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму

Консультация для педагогов и родителей по подготовке детей к школе. Речь идет о важности сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет; как распознать неправильный навык, как исправить; как ...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...

«Подготовка руки ребенка 7-го года жизни к письму»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы...

Статья "Подготовка руки ребенка дошкольного возраста с ЗПР к письму"

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижн...

Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму».

Рекомендации родителям как подготовить руку ребенка старшего дошкольного возраста  к письму и как проверить готовность руки к письму в конце года....