«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»
консультация

Голованова Анна Васильевна

Консультация для родителей

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Колокольчик», р.п. Башмаково

Консультация для родителей

«Виды здоровьесберегающих

технологий и возможности

их применения в ДОУ»

Подготовила воспитатель:

 Голованова А.В.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем

является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое

главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное

физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в

основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей

необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих

себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в

качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах

сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка,

индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в

содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профuлактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования;

-валеологического просвещения родителей.

Медико - профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,

обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством

медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и

нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие

технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка

рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль

питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития

дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в

детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований

СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –

технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление

физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика,

массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной

осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о

здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется

специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях

специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы

этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в

разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и

прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе

педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии,

обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и

позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со

сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-

эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий

занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми,

а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем

педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести

технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения

развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья

педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,

развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это

прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры

здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного

отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье

и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение

валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и

эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической

самопомощи и помощи.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии,

направленные на обеспечение валеологической образованности родителей

воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.

Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный

процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:

Утренняя гимнастика:

- дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - общеразвивающие

упражнения; - танцевальные упражнения; - использование элементов

упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.

Перед занятиями:

- точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

- дыхательные упражнения; - пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; -

оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

- релаксация, саморегуляция.

После сна:

- гимнастика пробуждения; - дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика; - ходьба с использованием нестандартного

физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление

(профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином:

- массаж на профилактику простудных заболеваний; - физкультурные занятия –

2 раза в неделю; - ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный

тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с

носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть

использовано и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку»

(очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и

выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. -

«Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую

ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать

указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу». -

«Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив

крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и

физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного

мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически

активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно

почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для

улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных

заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется

проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» -

оттягивание мочек ушей; - «Потрем ушки».

Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей

среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции

активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается

ежедневно.

От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного

общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка,

происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,

осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые

физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию

здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том

случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и

реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому

актуальной становится проблема формирования культуры здоровья

дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по

охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все

образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

Статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста. Автор, в статье раскрывает понятия и виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе ДОУ....

Консультация для родителей «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ» ( Консультация для родителей)

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.     Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и оп...

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

   Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка....

Педагогический совет "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ"

Презентация к педагогическому совету "Использование здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми младшего дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии –это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохр...