проект "Взрослые и дети"(гармонизация детско-родительских отношений через взаимодействие с семьей)
проект (подготовительная группа)

Салахова Татьяна Юрьевна

Проект посвящен гармонизации детско- родительских отношений через взаимодействие с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzr_i_deti.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Проект: «Взрослые и дети »

( работа по гармонизации детско- родительских отношений  и развитию эмоциональной сферы через

взаимодействие с семьей)

                                                                                                          педагог-психолог

                                                                                           Салахова Т.Ю.

                                                             

                                                                                       

                                     

                                                           

                                                 

Автор: Салахова Татьяна Юрьевна

Вид проекта: информационный, практико- ориентированный.

Сроки реализации: октябрь-апрель

                                               

Одним из направлений деятельности специалистов в детском саду  является просвещение и профилактика. Работа с родителями – это одно из условий оптимизации педагогического процесса, является важнейшим направлением профилактической работы. Важно, чтобы родители умели понимать состояния и интересы ребенка, помогать ребенку в сложных ситуациях, принимать и поддерживать его.

                                              Актуальность проекта 

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Но эмоционального благополучия мы не увидим, если нарушены детско- родительские отношения, если недостаточно эмоционального контакта между ребенком и родителем .

Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку в  последние годы специалисты отмечают высокий рост эмоционального напряжения. Современная ситуация  заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимовлияние, взаимодействие. Внимание родителей часто сосредотачивается только на достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке. Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, боязливыми. Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются и на формировании коммуникативных навыков ребенка.

 Если наблюдается нарушения в детско- родительских отношениях, то как следствие такие дети с высоким уровнем  эмоционального напряжения. Проведенное диагностическое обследование эмоциональной сферы детей в  детском саду  в подготовительной  группе №10   показало большой процент высокого уровня эмоционального напряжения (10 детей )

 Психологи подчеркивают, что наличие страхов, тревожности в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать важной причиной нарушений в развитии личности ребенка: возникновения неврозов и различных расстройств.  

Механизм достижения поставленной цели:

Модель взаимодействия:

педагог-психолог-инструктор по физическому воспитанию- дети- родители

Этапы работы:

1 этап- подготовительный

-определение темы

-составление перспективного плана

- сбор информации , литературы, дополнительного материала

-диагностика детей эмоциональной сферы

- оформление информационного стенда  по темам 

«Что такое тревожность, профилактика»

« Советы родителям тревожного ребенка»

«Игры для профилактики агрессивности у детей»

«  Причины возникновения детских страхов»

« Игры для профилактики  детских страхов»

Подвижные игры для профилактики агрессивности

Подвижные игры для профилактики детских страхов

«Использование подвижных игр  дома»;

-Родительское собрание :«Психологические особенности детей. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Готовность к школе»

2 этап- основной

- проведение консультативной работы с родителями  по данной теме

- разработать и провести  серию мероприятий для родителей и детей

Тренинговое занятие  №1 «Учимся понимать друг друга»

Тренинговое занятие №2 «Учимся управлять своими эмоциями (управляем злостью)»

Тренинговое занятие  №3«Какие бывают страхи и как от них избавиться

3 этап- контрольно- диагностический

- диагностика детей эмоциональной сферы

Результаты показали снижение эмоц.напряжения у детей в группе.

В начале учебного года-10 детей с эмоц.напряжением.В конце года- 2 ребенка.

- диагностика родителей

Была проведена  «Экспресс- диагностика семейного состояния» Овчаровой Р.В., которая показала, что семейная тревожность у родителей находится в допустимой норме.

-отзывы о мероприятии

При проведении  первого мероприятия с родителями и детьми, которое называлось «Учимся понимать друг друга!» использовались разнообразные методы, приемы и формы. Взрослые и дети пытались  понимать друг друга при помощи невербальных форм и методов. Например, упражнение «Живая картина» предполагала, что участники должны в мини группе договориться между собой, что и как покажут на заданную тему при помощи мимики и жестов.

Использовалась и работа в парах. Предлагалось нарисовать одним фломастером одновременно на листе определенный рисунок. Это упражнение развивает способность  уважать и считаться с мнением партнера

Проведен совместный танец, который также способствовал сплочению родителя и ребенка  , снятию эмоционального напряжения через физическую активность   и положительному настрою.

Арт-терапия  также дала возможность выходу негативных эмоций через рисование на зеркале,  расслаблению и стабилизацию эмоционального состояния. Работа в подгруппах  способствовала почувствовать партнера.

Тренинг  «Учимся управлять своими эмоциями»  (управляем злостью).Детям и взрослым была дана информация о том, какими способами можно избавиться от злости. Участникам предлагались карточки с нарисованными способами, и после дети объясняли, как можно применить тот или иной способ. Инструктор по физ.воспитанию провела несколько подвижных игр ,которые способствуют выходу негативных эмоций и избавлению от злости: подвижная игра «Перекинь снежок», игра в парах «Два барана», игра «Кричи, шепчи, молчи!».

Также даны были рекомендации по использованию подвижных игр дома.

На тренинге был использован метод арт-терапии и сказкотерапии. Дети прослушали сказку «Чудо- кактус» и после было предложено слепить кактус. Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие. В этом процессе родители были помощниками детей.

И еще один тренинг был посвящен вопросу страхов детей и назывался           « Учимся справляться со страхами» В начале  были использованы игры на сплочение ,эмпатию и на закрепление эмоциональных состояний : «Поздороваемся друг» ,"Волшебное зеркальце".
Цель подвижной психологической   игры : « Проникновение и выход из круга»,  состояла , в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию . Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости .

Страхи нападения и животных , боли, неожиданного воздействия и отчасти замкнутого пространства получили свое эмоциональное отреагирование в подвижной игре "Коридор"

Предлагалось детям и порисовать. Нужно было  создать такую маску, которая могла бы испугать все страхи, которые есть и ребенка. И после  работы мы с детьми  обсудили, где они расположат эту маску, как она называется и с какими страхами будет бороться.  Арт-терапия была направлена на снижение напряжения, снимала аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка .

Эмоциональному сближению способствовал заключительный танец детей и взрослых.

На тренинги были взяты темы, наиболее актуальны для данной группы детей.

После каждого занятия родителям предлагалось заполнить отзыв о мероприятии.

3 этап- контрольно- диагностический

- диагностика детей эмоциональной сферы

Результаты показали снижение эмоц.напряжения у детей в группе.

В начале учебного года-9 детей с эмоц.напряжением.В конце года- 2 ребенка.

- диагностика родителей

Была проведена  «Экспресс- диагностика семейного состояния» Овчаровой Р.В., которая показала, что семейная тревожность у родителей находится в допустимой норме.

 Ожидаемые результаты:

Родители: - Родители принимают активное участие в тренинговых занятиях по гармонизации отношении между ребенком и родителем

- Самостоятельно  используют игры, рекомендованные на занятиях

-Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста, осознании
важности семейного благополучия в процессе развития ребенка

Дети: - Положительная динамика по результатам диагностики эмоциональной сферы

- Положительный эмоциональный настрой  

Специалисты: -Учет положительной динамики по результатам диагностики эмоциональной сферы

-Удовлетворенность собственной деятельностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями в гармонизации детско – родительских отношений, влияющих на социализацию детей.

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.В соответствии с Законом "Об о...

«Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьей»

Цель проекта: установление сотрудничества и взаимодействия между семьями воспитанников и педагогами ДОУ по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование...

"Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьями воспитанников"

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качестве...

Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.

Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Семейный клуб - особая фор...