Комплекс дыхательных упражнений
картотека

Артемьев Константин Андреевич

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. К самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_dyhatelnyh_uprazhneniy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. «Часики». И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить на выдохе «тик – так». Повторить 6-7 раз.

2. «Дудочка». И.п. – сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза.

3. «Петух».  И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бедрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!». Повторить 4 раза.

Петя, Петя – Петушок

Целый день учил стишок,

А запомнил он строку

Лишь одну – «Ку-ка-ре-ку!»

4. «Каша кипит». Дети, сидят на стульчиках, кладут одну руку на живот, другую – на грудь и, втягивая живот, делают вдох; а выпячивая его, - выдох, произнося звук «пф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

5. «Паровозик». Ходить по комнате попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд.

6. «Веселый мячик». И.п. – стать прямо, ноги расставить; поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «У-х-х-х» (выдох), догнать мяч. Повторить 4-5 раз. (Диаметр мяча 10 см).

7. «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука «Г-у-у-у». Повторять 1 минуту.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. «Кошка - царапушка».  И.п. – стоя, руки вытянуты вперед. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулаки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот («ф – ф – ф …») – выбросить вперед руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

 

2. «Ежик». И.п. – сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову влево и вправо, произнося звуки: «пх-пх-пх»… (Упражнение способствует очищению легких).

3. «Синьор – Помидор». И.п. – стоя, кисти – на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

4. «Зверек». И.п. – стоя. Ребенок обнажает верхние зубы, делая оскал. Производятся резкие короткие вдохи носом, задерживается дыхание, затем следует продолжительный выдох.

5. «Комарик». И.п. – стоя, тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладони одной руки на шее спереди. Делается вдох.  На выдохе произнести звук «з-з-з…» предельно долго, негромко. Ладони на плечи («крылышки»), помахать ими, двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от piano до forte  через crescendo и обратно.

7. «Глоток воздуха». И.п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный.

8. «Ароматы кухни». Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох; затем медленный вдох через нос – задержка дыхания – медленный выдох: «А-а-ах!»

9. «Аромат цветов». И.п. – стоя. Ноги слегка расставлены. Глаза закрыты. После выдоха медленно вдохнуть воздух через нос. Тело расслабить и так же медленно выдохнуть. Повторить упражнение 4 раза в самом медленном темпе.

 

10. «Ветерок». И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. На спокойный вдох плавно поднимать руки, выдыхая - опустить руки и произнести «ф-ф-ф…».

11. «Лягушка». Глубокий вдох через нос – задержка дыхания, - быстрый выдох ртом («ква»); быстрый вдох через нос – задержка дыхания, - медленный выдох ртом («ква»); положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква-ква-ква», работая мышцами низа живота.

12. «Акула». И.п. – стоя. Сделать глубокий резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки («над нами проплывает акула»). Нос закрыть пальцами. Задержка дыхания длится столько, сколько сможет выдержать ребенок.

Дыхательная гимнастика «Лягушка».

  • «Воздушный шар»: И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе. 1 – медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается; 2 – медленный выдох, живот опускается;
  • «Воздушный шар в грудной клетке»: И.п. – лежа на спине, ладони – на нижней части ребер; 1 – медленный вдох через нос; 2 – выдох, грудную клетку зажать двумя руками в нижней части ребер;
  • «Воздушный шар поднимается вверх»: И.п. – сидя, ноги вытянуты, одна рука лежит между ключицами; 1 – спокойный вдох с медленным поднятием ключиц и плеч; 2 – спокойный выдох с опусканием плеч.

Дыхательная гимнастика:

  • «Посмотри» - повороты головы вправо-влево с энергичным вдохом и выдохом через нос;
  • «Губы-трубочка»: резкий вдох через губы, вытянутые трубочкой, легкие заполнить воздухом для отказа; сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух); пауза 2-3 секунды; поднять голову и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно;
  • «Ушки»: покачивая головой вправо-влево, выполняя активные вдохи и выдохи через нос с небольшой задержкой дыхания;
  • «Язык-трубочка»: губы и язык сложить трубкой, медленно втягивать воздух через «трубочку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра; закрыть рот, медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди, задержать дыхание на 3-5 секунд, поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Дыхательная гимнастика «На море».

  • «Какое море большое»: И.п. – основная стойка; 1 – вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох, руки вниз, опуститься на стопу («Ах!»); 3-4 – то же.
  • «Чайки ловят рыбу в воде»: И.п. – ноги врозь, руки опущены; 1- вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 – выдох, вернуться в И.п.; 3-4 – то же;
  • «Створки раковины раскрываются»: И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища; 1 – вдох, живот втянуть; 2 – выдох, сед с прямыми ногами. живот выпятить («Ш-ш!») 3 – вдох, живот втянуть; 4 – выдох, вернуться в И.п.;
  • «Пловцы»: И.п. – ноги врозь, руки опущены; 1 – вдох, левую руку поднять; 2 – выдох, мах левой рукой вперед, вниз; 3 – вдох, правую руку поднять; 4 – выдох, мах правой рукой вперед, вниз («Раз!»);
  • «Дельфин плывет»: И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях; 1 – вдох; 2 – выдох, наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох, вернуться в И.п.; 4 – выдох, наклониться вперед. левым локтем коснуться правого колена, вернуться в И.п.

Звуковое дыхание

  • «Звук В» (для стимуляции  микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица): И.п. – стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. После глубокого вдоха негромко произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза;
  • «Звук З» (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи): И.п. – стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдохнуть. На выдохе произносится негромко и предельно долго звук «з». Повторить 4 раза;
  • «Звук Ж» (для микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки): И.п. – стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдохнуть. На выдохе произносится долго и негромко звук «ж». Повторить 4 раза;
  • «Звук М» (для энергетической подзарядки солнечного сплетения): И.п. – стоя, закрыв глаза. Положить ладонь на область солнечного сплетения. Вдохнуть. На выдохе произносится звук «м» негромко и предельно долго. Повторить 4 раза;
  • «Звуковая релаксация» (для расслабления дыхательных мышц организма): И.п. – лежа на спине с закрытыми глазами. Тихо произносить звук «ф», который тянуть как можно дольше. Затем также произносить звуки «х-ц-ч-ш-щ-с». Каждый звук повторить 2 раза.

Закаливающее дыхание «Поиграем носиком»

(для детей младшего возраста):

I. Организационный момент.

«Найди свой носик». 

Дети удобно  рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

II. Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

«Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.

«Носик гуляет». 

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

«Носик балуется».

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик  нюхает приятный запах».

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поет песенку».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

«Погреем носик».

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом, делается как бы растирание.

III. Заключительная часть.

«Носик возвращается домой».

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

_____________ покажи.

(имя, отчество педагога)

         Надо носик очищать,

         На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

         Вот  так носик-баловник!

         Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

        Хорошо гулять в саду

        И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

       Нагулялся носик мой,

       Возвращается домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных упражнений.

Комплекс дыхательных упражнений....

Комплексы дыхательных упражнений

Дыхательные упражненияВыработка дифференцированного дыхания...

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.Предлагаемый нами несложный комплекс упражнений для пра...

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа младший дошкольный возраст...

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа старший дошкольный возраст...

комплекс дыхательных упражнений

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение д/сад №47   КАРТОТЕКАДыхательные упражнения  для детей младшего возраста Группа №3...

Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...