Картотека подвижных игр для детей 3-4 лет (2 младшая группа)
картотека (младшая группа)

Валентина Александровна Медведева

Картотека подвижных игр для детей 3-4 лет  из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «ДС»Ёлочка» г. Новый Уренгой

Картотека

подвижных игр для детей 3-4 лет

 (2 младшая группа)

       

Составила Медведева В.А.

Задачи воспитания и развития детей 3-4 лет

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей
  • Способствовать освоению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
  • Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения уверенно, в соответствии с указанием инструктора.
  • Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.
  • Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

№ 1 «Пойдем в гости»

(ходьба, бег)

Цель: Учить детей ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу инструктора.

Описание: Инструктор предлагает первой группе детей встать и пойти в гости. Дети подходят к другой группе детей (они сидят напротив), здороваются, а на слова «дождик пошел» бегут к своим домикам (2 раза с каждой группой).

«Дождик кончился, - говорит воспитатель, - выглянуло солнышко, но кругом лужи. Пойдем по дорожке, чтобы не замочить ноги, вот так». Группа детей выстраивается за инструктором. Инструктор идет лицом к детям и держит игрушку, чтобы дети смотрели и не опускали голову. Дети идут по одной дорожке, затем по второй.

№ 2 «Догони мяч»

(бег, метание)

Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, класть мячи в корзину, различать цвет мячей.

Описание: Инструктор показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

Указания к проведению: Мячей должно быть столько, сколько и детей, чтобы каждый ребенок мог положить свой мяч в корзину. Необходимо следить, чтобы дети не сбивались в кучку, бегали по всей площадку. Темп по желанию.

№ 3 «Найди свой домик»

(ползание, бег, ходьба)

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную по сигналу инструктора, быть внимательным.

Описание: С помощью инструктора дети делятся на группы, каждая группа становится около своего дерева. Это их домики. По сигналу инструктора дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: «Найди свой домик!» дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли в начале игры.

Указания к проведению: Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде, чем начать игру, инструктор обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его.

№ 4 «Наседка и цыплята»

(Ползание, бег, ходьба)

Цель: Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от водящего, быть осторожным и внимательным, приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание: Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см. веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или зала сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу: «Большая птица!» цыплята быстро убегают.

Указания к проведению: Роль наседки в первое время играет инструктор, а затем на эту роль можно выделить детей, сначала по их желанию, затем по назначению инструктора.

Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, инструктор может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее.

№ 5 «Поезд»

(ходьба, бег)

Цель: Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание: Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Инструктор дает гудок – поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов инструктора «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Инструктор предлагает выйти всем погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Указания к проведению: Первое время дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года уже запоминают свое место в колонне – находят свой вагон. Поезд может двигаться то ускоряя, то замедляя движение. Делать остановки по сигналу. Сигналом, кроме слов, может служить красный флажок, который он поднимает.

При повторении игры целесообразно внести изменения в ее сюжет. Например, модно предложить детям на остановках поиграть в мяч, ловить бабочек (подпрыгивать, делая хлопки над собой), собирать шишки, желуди и т.д.

№ 6 «Мыши в кладовой»

(бег с ползанием, приседание)

Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, пролезать не задевая веревку, развивать ловкость.

Описание: Дети-мыши сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты, или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 40-50 см. Это – кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка, роль которой вначале исполняет инструктор, а затем – дети.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто «грызут сухари», или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Указания к проведению: Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: пойманные мышки пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при следующем повторении снова играют.

№ 7 «Трамвай»

(ходьба, бег)

Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание: 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны, т.е. одни дети держаться за шнур правой рукой, а другие левой. Это трамвай. Инструктор стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка – желтый, зеленый, красный. Он дает детям объяснение: трамвай двигается на зеленый цвет, замедляет ход на желтый и останавливается на зеленый.

Указания к проведению: Если детей много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более развернутым: во время остановки одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Инструктор знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

№ 8 «По ровненькой дорожке»

(ходьба, приседание, прыжки)

Цель: Учить детей действовать в соответствии с текстом стихотворения: ходить в колонне по одному, прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, бегать.

Описание: Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Инструктор предлагает им пойти погулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.

Инструктор говорит ритмично, в определенном темпе текст:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз-два, раз-два!
(Идут) 
По камешкам, по камешкам,
(Прыгают на двух ногах с продвижением вперед) 
По камешкам, по камешкам
В ямку – бух!  
(Присаживаются на корточки) 

«Вылезли из ямки», - говорит инструктор. Дети поднимаются. После двух-трех повторений инструктор говорит:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Здесь мы живем.
(Все бегут в дом) 

По окончании текста все дети бегут к стульям и занимают свои места. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.

Указания к проведению: Инструктор может удлиннить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.

Вначале инструктор сам идет впереди колонны, потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовал темпу, в котором произносится стихотворение.

№ 9 «Воробышки и кот»

(прыжки, бег)

Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место не толкать товарищей.

Описание: Дети становятся на невысокий скамеечки или кубики высотой 10-12 см., положенные на пол в одной стороне площадки или зала. Это воробышки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», - говорит инструктор, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению: Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Инструктор следит, чтобы дети, спрыгивая приземлялись мягко, показывает как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает инструктор, кот не ловит воробышков, а только делает вид. Когда роль кота будет выполнять ребенок, он может ловить детей.

№ 10 «Птички и птенчики»

(бег, прыжки, приседания)

Цель: Учить детей бегать, не задевая друг друга, выпрыгивать из круга на двух ногах.

Описание: Инструктор приглашает детей играть и объясняет: «Я буду птица, а вы – мои птенчики». Чертит большой круг и говорит: «Вот какое большое у птицы гнездо. Заходите в него!»

Дети входят в круг и присаживаются на корточки. По сигналу инструктора «Полетели за кормом», птенцы выпрыгивают из гнезда и летают по залу, птица- мать летает с ними вместе. Затем по команде «Полетели домой» - птенцы летят в круг.

Указания к проведению: Игра повторяется несколько раз по усмотрению инструктора.

№ 11 «Кролики»

(прыжки, подлезание)

Цель: Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.

Описание: В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетка кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Инструктор-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Указания к проведению: Инструктор должен следить за тем, чтобы дети, подлезая под стулья, старались не задевать за них спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сидения стульев палки, рейки.

№ 12 «Лягушки»

(прыжки)

Цель: Учить детей прыжкам на двух ногах, перепрыгивать черту, присаживаться на корточки, воспитывать выносливость.

Описание: Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по донной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, инструктор говорит стихи:

Вот лягушка на дорожке

Скачут, вытянувши ножки

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек). Лягушки прыгают через черту – и присаживаются на корточки.

Указания к проведению: При повторении игры дети меняются ролями.

№ 13 «Найди свой цвет»

(ходьба)

Цель: Учить детей ходить, не наталкиваясь друг на друга, по указанию инструктора находить свой цвет.

Описание: Инструктор раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флажков определенных цветов. После слов инструктора «Идите гулять», дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания к проведению: Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Инструктор следит, чтобы дети отходили подальше от своих флажков, расходились по всей площадке (залу).

№ 14 «Птички в гнездышках»

(ходьба, бег врассыпную)

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу инструктора, помогать друг другу.

Описание: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Указания к проведению: Инструктор следит, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше, возвращались в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, круги, начерченные на земле.

№ 15 «Поймай комара»

(прыжки)

Цель: учить детей прыгать на двух ногах, воспитывать ловкость, выносливость.

Описание: Играющие становятся по кругу друг от друга на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру. Инструктор находится в середине круга. Он держит в руках прут (1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) картонным комаром. Инструктор кружит комара немного выше головы играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать.

Указания к проведению: Перед каждым повторением игры инструктор должен напомнить, чтобы дети отступили на 1-2 шага назад, так как при подпрыгивании они немного сужают круг. Вращая прут с комаром, инструктор должен то опускать, то поднимать прут, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара. Если группа играющих не большая, инструктор может бежать впереди, а дети догонять комара.

№ 16 «Лошадки»

Цель: Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Описание: Дети распределяются в пары по желанию: один – лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной ее стороны до другой и обратно. Затем по предложению инструктора дети меняются местами и игра повторяется.

Указания к проведению: Первое время воспитатель помогает детям надеть вожжи и непосредственно участвует в игре в роли кучера. Целесообразно на первых порах помочь подобрать пару детей примерно одинаковых по уровню двигательной подготовленности. Вместо вожжей могут быть использованы цветные шнуры, или скакалки. По мере того, как дети научатся запрягать лошадку и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и не только на площадке, но и на прилегающей дорожке.

№ 17 «Лохматый пес»

Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание: Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображая пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, инструктор произносит слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим – что же будет?

Дети приближаются к псу. Как только инструктор заканчивает читать стихотворение, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними, стараясь кого-нибудь поймать и увести к себе. Когда дети прячутся, пес возвращается на свое место и опять ложится на коврик.

Указания к проведению: Между местом, где сидит пес, стоят дети должно быть достаточно пространства для бега. Инструктор следит за тем, чтобы дети не трогали пса, когда приближаются к нему и не толкали друг друга когда убегают.

№ 18 «Конники»

Цель: Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять и замедлять движение, ориентироваться в пространстве.

Описание: Группа детей (5-6 человек) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников.  Стараются не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящееся на площадке.

Указания к проведению: Во время игры инструктор может предложить конникам ехать быстро и медленно, в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования. Дается задание, кто скорее проскачет на лошадке до определенного места на площадке или дорожке.

№ 19 «Такси»

Цель: Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание: Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м.), держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Указания к проведению: Одновременно могут играть 2-3 пары детей, если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, можно давать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком, или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, одни выходит из такси, другой садится.

№ 20 «Зайцы и волк»

Цель: Приучать детей внимательно слушать инструктора, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

Описание: Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу инструктора «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и ловит зайцев.

Указания к проведению: Ребенок, исполняющий роль волка должен быть подальше от зайцев. Первое время волк-инструктор, он не спешит ловить зайцев, дает возможность им убежать.

№ 21 «Береги предмет»

Цель: Приучать детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается инструктор, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только инструктор отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.

Указания к проведению: Вначале воспитатель не берет у детей кубики, а только делает вид. Затем при повторении игры он может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре. Когда водящему удается взять кубики у 2-3х играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они быстрее закрывали кубики и не отдавали их. Во второй младшей группе можно выбрать ведущим кого-то из детей. Инструктор в этом случае играет вместе с детьми, показывает, как играть.

№ 22 «Не опоздай»

Цель: Учит детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание: Инструктор раскладывает на полу по кругу кубики (колечки, погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу они разбегаются по всей комнате. Затем по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.

Указания к проведению: Первоначально дети могут подбегать к любому свободному кубику, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить детям бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или идти как мышки, тихо, на носочках. После сигнала «Не опоздай!», инструктор бежит вместе с детьми и делает вид, что хочет взять кубик. Если дети быстро займут свое место, инструктор хвалит их. Во время игры необходимо следить, чтобы дети убегали от своих кубиков дальше, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

№ 23 «Где звенит колокольчик»

Цель: Учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздался звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить детей находит определенный предмет.

Описание: Дети сидят или стоят на одной стороне комнаты. Инструктор просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время взрослый (воспитатель или др.) с колокольчиком прячется от них, например, за шкаф. Инструктор предлагает детям послушать – где звучит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около инструктора. Затем взрослый идет в другое место и игра повторяется.

Указания к проведению: Дети не должны смотреть, куда прячется взрослый с колокольчиком. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, затем громче. В конце года можно поручать ребенку звонить в колокольчик.

Список использованной литературы

  1. Грядкина Т.С. «Образовательная область физическая культура» - СПБ, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  2. Бондаренко Т.М. «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет в ДОУ, Воронеж, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей 3-4 лет (Вторая младшая группа)

Подвижные игры с целями для второй младшей группы...

Подвижные игры для детей 2-3 лет. 1 младшая группа

Подвижные игры и упражнениядля детей 1 младшей группы С ходьбой и бегом:«Воробышки и автомобиль»«Догони мяч!»«По тропинке»«Через ручеёк»«Кто тише?»«Перешагни через палку»«Догоните меня!»«Солнышко...

Картотека дидактических игр для детей 2-3 лет (первая младшая группа)

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия (свет, цвет, форма, величина, количество)Дидактические игры на расположение в пространствеДидактические игры на целостный образ предметаДидактичес...

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)...

Картотека народных игр для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

В картотеке собраны разнообразные народные игры, которые распределены в соответсивии с календарным годом. Народные подвижные игры - отличный инструмент в воспитатнии нравственных качеств. Они  уч...

Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы картотека (младшая группа) на тему

В приложенном файле находится картотека, состоящая из 46 подвижных игр, для детей 3-4 лет. Данная картотека собрана в единый файл с помощью интерент ресурса....