Значение и формы проведения физкультминуток в ДОУ
консультация

Григорьева Ольга Владимировна

Значение физкультминуток, формы их проведения, примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_formy_provedeniya_fizkultminutok_v_dou.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и формы проведения физкультминуток в ДОУ


Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. 

Что же это такое - физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

Физкультминутка - кратковременные физические упражнения -проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей,повысить или удержать умственную работоспособность, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика;

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Продолжительность: 1 – 2 мин.

Форма проведения физкультминуток: выполнение движений под текст стихотворения.

1.Упражнения для снятия общего или локального утомления. 

Воробьишка потянулся, (Туловищем, руками тянутся вверх)

Распрямился, встрепенулся. (Распрямились, встрепенулись)

Головой кивнул три раза, (Головой кивнули три раза)

Подмигнул нам черным глазом, (Подмигнули глазом)

Лапки в стороны развел (Руки в стороны развели)

И по жердочке пошел. (Ходьба по одной полосе)

Прогулялся и присел, (Присели)

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик


На реке живет енот, (Руками изображают речку)

Чешет лапкой он живот. (Ладошками гладят живот)

Своим хвостиком виляет, (Бедрами вправо, влево)

Кверху лапки поднимает. (Руки вверх)

Шустро он по кочкам скачет (Прыгают)

И запас под корень прячет. (Приседают)

Он среди воды живет, (Руками изображают речку)

Добродушный наш енот


Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). 

Неуклюжий шел пингвин (Ходьба на месте)
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке. (
Прыгают на правой ножке)
А теперь подскок на левой – (
Прыгают на левой ножке)
И присел, согнув колени. (
Присели, согнув колени
Встал, присел – (
Встали, присели)
И пять прыжков: (
Прыгают
Очень климат уж суров!

2.
Упражнения для кистей рук. 

Так проворны наши руки – (Крутят, танцуют кистями рук)

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад – (Руки вверх, вперед, назад)

С ними можно полетать (Руками изображают самолет)

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко координированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты. 

3.Гимнастика для глаз.


Тихо в воздухе кружит. (
Водят глазами по кругу)

Он все ниже, ниже, ниже, (Опускают глаза вниз)

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог. (Смотрят глаза вверх)

Будет дуть осенний ветер, (Водят глазами по кругу)

Будет лист кружить на свете


Офтальмологи рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх

Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.

4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки у школьников, влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:

• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений;

• несоответствие размеров мебели росту ребёнка;

• недостаточное освещение.

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров».

(Ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом).


2. 
«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.


Мы сегодня обезьянки,

По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу

3. 
«Часы» - наклоны туловища вправо – лево и др.

Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:

Всё они идут, идут…


5.
Дыхательная гимнастика. 

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

  1. Шарик

Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок

2. Чудо – ветер.

(Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т.д.).

Дует, дует ветерок,

Полетит сейчас пушок.

6. Использование музыки и танца для физкультминуток.


С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. 

Танцы полезны, потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе, 
• развивают дыхательную систему. 

Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.


Заключение: Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.




Список используемой литературы:

1. Аверина И. Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ.М: Айрис –Пресс, 2006

2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с

3. Нестерюк Т. Е. «Гимнастика маленьких волшебников». – «ДТД», 1993.

4. Сайкина Е.Г. «Физкультпривет минуткам и паузам!». С – П : Детство-Пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по проведению физкультминуток.

В своей работе, я ежедневно использую физкультминутки. Стараюсь, чтоб они были интересными и веселыми....

Правила организации и проведения физкультминуток

Правила организации и проведения физкультминуток...

Консультация для педагогов. Проведение физкультминуток на занятиях. Средний, старший возраст.

Консультация для педагогов.Проведение физкультминуток на занятиях.Средний, старший возраст....

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...