Статья "Игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни".
статья
Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, являются игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор:
Солодовникова Е.В.,
воспитатель
Игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.
Важность формирования здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с раннего детства можно прививать основные знания, навыки и привычки по здоровье сбережению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества.
К сожалению, с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребёнка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Для того, чтобы растить детей здоровыми, физически активными нужно глубоко знать ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности развития в период дошкольного детства, уметь определять признаки, по которым можно судить об отклонении в самочувствии, о начале болезни.
Поэтому у дошкольника так необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своем организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, являются игры.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всех многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.
В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: ходьбе и беге, подпрыгивании и приземлении, бросании и ловле и т.д. Все эти движения активизируют дыхание, улучшают кровообращение и обменные процессы, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игры и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем позволяет создать у ребенка стремление к достижению общей цели. Это выражается в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения задания. Оздоровительный эффект усиливается если подвижные игры проводятся на свежем воздухе.
Подвижная игра благоприятно влияет на детскую нервную систему, так как для достижения цели и выполнения правил в игре требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Большинство подвижных игр приводит к работе многие крупные группы мышц, что положительно влияет на весь организм в целом. Во время игры часто одни движения сменяются другими, поэтому не происходит переутомления детей. Возможность детьми самостоятельно регулировать и изменять темп игры превращает ее в средство для регуляции нагрузки. Таким образом, такая активная двигательная деятельность тренирует и совершенствует процессы возбуждения и торможения.
Игры делятся на элементарные – это подвижные игры с правилами и сложные – это игры с элементами спортивных игр.
Подвижные игры с правилами подразделяются на сюжетные, бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.
Сюжетные подвижные игры характеризуются наличием сюжетного сказочного или жизненного эпизода («Гуси-гуси», «Воробушки и автомобиль»). Движения в игре носят имитационный характер, это преимущественно коллективные игры, широко применяются во всех возрастных группах.
Бессюжетные подвижные игры в свою очередь подразделяются тоже на несколько групп:
- Подвижные игры типа «Ловишек». Они очень похожи на сюжетные, здесь так же присутствуют правила, роли (ловишка или салка) и согласованные действия игроков. Отсутствуют только образы.
- Подвижные игры с предметами (мячи, обручи, кегли, скакалки и т.д.). Двигательные задания в этих играх более сложные – метание, прокатывание, играть могут небольшие группы детей, в игре присутствуют элементы индивидуального соревнования и соперничества.
- Подвижные игры с элементами соревнования и игры-эстафеты («Чье звено быстрее соберется», «Какая команда быстрее передаст мяч»). Эти игры характеризуются наличием определенных двигательных заданий, которые дети выполняют в соответствии с правилами. В играх-эстафетах дети наиболее проявляют свои волевые и двигательные качества, стараясь не повести команду и выиграть. Игры с элементами соревнований и игры-эстафеты проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста.
Еще одним составляющим элементарных подвижных игр с правилами являются игры-забавы и аттракционы. Эти игры в основном используются на физкультурных праздниках и досугах. Выполнение двигательных заданий в необычных условиях (бег в обручах, в мешках, пронести шарик в ложке) доставляет детям много радости и веселья, но в свою очередь требует от них высоких двигательных навыков, ловкости и сноровки. Для маленьких детей используют такие игры-забавы как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая».
Сложные игры с элементами спортивных игр проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста с упрощенными правилами. К ним относятся баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и другие.
Таким образом, подвижная игра является незаменимым средством пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.. Двигательная активность детей во время игры при умелом руководстве педагога эффективно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Таким образом, формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья является одними из основных задач педагога и учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.
Литература
1.Абысова, Г.А. Влияние занятий физической культурой на здоровьешкольников [Текст] / Г. А. Абысова, Н.Я. Эглит -- М., 1992, -- 152 с.
2.Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. - М., 2002. -- 300с.
3. Куркина И.Б. Здоровье – стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах,- СПб: Образовательные проекты; 2008, с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе ознакомления со спортивными традициями Кулундинского района"
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать уже в дошкольном возрасте, закладывая нравственные основы, любовь в своей семье, к малой Родине, традициям своего народа....
Формирование у детей, старшего дошкольного возраста, привычки к здоровому образу жизни, посредством сотрудничества ДОО в социуме
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2017 2021 ГОДЫ...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры....
статья "Игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни"
В данной статье мы уделяем внимание воспитанию привычки к здоровому образу жизни как одному из направлений формирования представлений о здоровом образе жизни.Основными задачами образовательной деятель...
Самообразование Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества ДОО в социуме
цель: теоритическое и эксперементальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников...
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни"
Здоровье ребёнка - самое ценное, что может быть у его родителей....