Пальчиковые игры
материал
Предварительный просмотр:
Смешные человечки
Дети делятся на пары - мальчик и девочка.
- Бежали мимо речки смешные человечки («человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).
- Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).
- Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).
- Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
- И забили гвоздик (постучать кулачками).
- Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
- Где же человечки? (Спрятать пальчики подмышки друг друга)
- Самомассаж
Разотру ладошки сильно,
Растирание ладоней.
- Каждый пальчик покручу,
- Поздороваюсь с ним сильно
- И натягивать начну.
- Захватить каждый пальчик у основания и вращательными движениями дойти до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою,
«Мыть» руки.
Пальчик в пальчик я вложу,
- На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Пальцы в замок.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Пальцы расцепить и перебирать ими.
- Две подружки
- На лужайке две подружки (похлопать по коленям) -
- «Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши).
- Две зеленые лягушки (похлопать по коленям) -
- «Ква-ква-ква, ква-ква» (похлопать в ладоши)...
- «Ква!» (Притопнуть одной ногой.)
- Хором песни распевают (сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их - ротик).
- «Ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)...
- «Ква-ква-ква» (несколько раз притопнуть ногой).
- И спокойно спать мечтают (погрозить пальцем).
- «Ква-ква-ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)...
- «Ква!» (Сделать один притоп.)
- Дом
- На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой),
- На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»),
- За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
- Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить).
- «Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони).
- «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)
- «Семья могучая»
- В одном лесу дремучем (покачать руками над головой - «деревья»)
- Жила семья могучая (сложить ладони «в замок*).
- У них был дом огромный (соединить пальцы - «крыша»)
- И крыша с трубой темной (поднять средние пальцы - «труба»).
- Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)...
- «Плим, плим, плим...» (Пощелкать пальцами)
«Как живешь?»
- Как живешь?
-Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные обратно в кулак)
- А плывешь?
-Вот так! (Руками изображают движение пловца)
- Как бежишь?
-Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)
- Вдаль глядишь?
-Вот так! (Поочередно прикладывать ладони ко лбу)
- Машешь вслед?
-Вот так! (Энергичные движения кистями рук)
- Ночью спишь?
-Вот так! (Ладони под голову)
- А шалишь?
-Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)
«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)
Вы проснулись? («Смотрим в бинокль».)
С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)
- Вы проснулись?(Прикладываем ладонь к ушам.)
- С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)
- Вы проснулись?(Хлопаем в ладоши.)
- С добрым утром, ножки!(Поглаживаем ноги.)
Вы проснулись? (Притопываем)
- С добрым утром, солнце!(Руки раскрываются навстречу солнышку.)
Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)
- «Дельфины»
- В море бурном, море синем
(Кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча).
Быстро плавают дельфины
(волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).
Не пугает их волна,
Рядом плещется она
(Рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).
- Кинезиологические упражнения
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом и обратном порядке.
(выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе)
«Кулак – ребро – ладонь»
Последовательно менять три положения:
- сжатая в кулак ладонь;
- ладонь ребром на плоскости стола;
- ладонь на плоскости стола.
(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Зеркальное рисование»
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки карандаш (фломастер)
Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Лезгинка»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После сменить одновременно положение правой и левой рук.
«Горизонтальная восьмерка»
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 – 3 раза, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Симметричные рисунки»
рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.). Смотреть во время рисования на свою руку.
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок (поднимают руки над головой)
Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на мысочки)
На двери весит замок (пальцы рук складывают в замок)
Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьем вперед-назад)
Слева – зайка, справа – мишка (поворачивают голову)
Отодвиньте-ка задвижку! (пробуют тянуть замок в стороны)
Слева – ёжик, справа – волк (делают повороты головой)
Нажимайте на замок! (сжимают, разжимают запястья)
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок. (разводят руки в стороны)
«Весенний дождь»
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки
(легко «пробегают» пальчиками правой руки по левой, от кисти к плечу)
Где наступит сапожок –
Там раскроется цветок. (похлопывают ладонью)
От дождя травинки
Распрямляют спинки (поглаживают ладонью)
При повторении дети выполняют массаж левой руки, затем бедер.(все движения идут от перифирии к центру)
«Радуга»
- В небе радуга висит («рисуют» в воздухе рукой радугу)
- Детвору веселит (тянутся ладошками вверх)
С неё как с горки, (опускают руки вниз),
Едут Егорка,
Петух, Кот, Свинья,
А за ними и я. (В. Степанова)
(Поочередно загибают пальцы на одной руке, при повторении – на другой)
«Поехали – поехали»
Учить детей совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
Поехали – поехали,
С орехами, с орехами,
К дедушке за репкой,
Желтой, большой,
Вот такой! (Показывает, разводя ладони в стороны.)
Поехали – поехали,
К зайчику за мячиком,
Круглым и большим,
Вот таким!
«Колобок»
Ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Кулачок – как колобок.
Мы сожмем его разок. (Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется).
«Веселые маляры»
Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева направо (локти на уровни груди).
Мы покрасим этот дом,
Жить Ванюша будет в нем.
«Повар»
Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
- Щи у Насти хороши
- «Пила, пила»
Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:
Пила, пила,
Пили быстрей,
Мы строим домик для зверей.
«Лодочка»
Ребенок соединяет ладони обеих рук «ковшом» и делает скользящие движения по поверхности стола.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя след – колечки.
«Птички в гнезде»
Пальцы одной руки складываются в щепоть. Её обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальцами, затем поменять положение рук.
Птенчики в гнезде сидят,
Маму ждут и есть хотят.
«Зайкины ушки»
Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед:
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
«Сидит белка на тележке»
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Загибает: большой палец)
Воробью,(указательный)
Синичке,(средний)
Мишке толстопятому,(безымянный)
Заиньке усатому. (мизинец)
«Солим щи»
Перетирающие движения тремя пальцами – большим, указательным и средним)
С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.
- «Пальчики у нас попляшут»
- Пальчики у нас попляшут: (Дети вращают кисти рук)
- Вот они, вот они!
В кулачки мы пальцы спрячем, (Сжимают и разжимают пальцы)
В кулачки, в кулачки
Пальчики опять попляшут: (перебирают пальцами)
Вот они, вот они!
Пальчиками мы помашем: (Встряхивают кистями рук)
Уходи,уходи!
«Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
«Птички пьют из бочонка»
- Пальцы одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в образовавшееся отверстие в кулаке.
- Свиснул чижик:
- - Фью, фью,фью!
- Я с утра росинки пью.
«Пальчик побежал»
Пальцы ребенка сжаты в кулак. Воспитатель сгибает и разгибает большой пальчик ребенка, по возможности производит вращательные движения.
Этот пальчик быстро встал
И по кругу побежал.
«Бумажный мячик»
Ребенку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).
Виды упражнений:
- кистью руки отталкивать мячик;
- перекатывать мячик по столу.
«В гости»
Выполняются игровые задания с использованием тактильных дорожек.
- На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки (игрушки) с изображением кошки или зайки. Малышу необходимо выбрать дорожку для того, чтобы пойти в гости и повести по этой дорожке все пальчики по очереди.
- Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги).
«Следы»
Перед ребенком на столе игрушечный домик и заранее размягченный пластилин.
- Если к домику кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы (показывается, как оставить следы на пластилине).
Упражнения проводятся последовательно:
- каждым пальцем отдельно;
- каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними);
- указательным и средним пальцами каждой руки.
След (загадка)
За тобою он идет,
Ни на шаг не отстаёт.
«Разные следы»
Ребенку предлагается ребенку положить следы к домику на дорожке из пластилина (С учетом силы нажима пальцами от слабого к сильному): «К домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее».
Таким же образом отрабатываются следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.
«Стирка»
На первую строчку – тереть один кулачок об другой;
на вторую – движения ладонями вправо-влево;
на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья;
на четвертую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны («фонарики»).
Мы белье стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили –
То-то стало весело!
«Туки-тук»
Стучать ритмично (по слогам) пальчиками, имитируя печатание на машинке. Постучать кулачком.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают, и похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.
«Чайничек»
На первую строчку «нарисовать» в воздухе двумя руками полукруг (чайник), «крышечку» показать одной рукой, расположенной горизонтально;
на вторую строчку снова одной рукой показать «крышечку», а другой рукой сделать «шишечку» (сложить пальцы в кулачок);
«дырочка» - большой и указательный пальцы сложить колечком;
на последнюю строчку – снова показать «дырочку», «пар» - помахать пальчиками.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
Из дырочки пар…
- Упражнения для пальчиковой гимнастики без речевого сопровождения
(выполняются сидя или стоя)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);
- ладонями вверх;
- ладонями вниз;
- обеих рук одновременно;
- правой и левой по очереди.
Выполнять с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.
2. Вращение кистями рук (по 10 раз):
- в правую, затем в левую сторону;
- вовнутрь (обеими кистями);
- наружу.
Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны».
3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):
- одновременно;
- правой, левой по очереди.
4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):
- одновременно;
- правой, левой по очереди.
5.Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются» (по 10-15раз):
- пальцы правой руки - с большим пальцем правой руки;
- пальцы левой руки - с большим пальцем левой руки;
- то же одновременно двумя руками;
- пальцы правой руки - с соответствующими пальцами левой.
Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.
- «Щелчки» (по 10 раз).
- «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10 -20 раз).
- Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз).
- правой руки;
- левой руки;
- обеих рук одновременно.
Сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.
- « Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):
- правой, затем левой руки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...