Артикуляционная гимнастика
материал
Материал содержит упражнения по артикуляционной гимнастике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития артикуляции
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.
Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Статические упражнения подразумевают удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 3-10 секунд Динамические упражнения требуют многократного повторения одного и того же движения. Благодаря им у малыша будет формироваться умение быстро переключаться с одного артикуляционного положения на другое.
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Трубочка
Указательными пальцами обеих рук собирайте губы ребенка в «трубочку». Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и сдвиньте их навстречу друг другу.
Улыбка
Указательными пальцами обеих рук растягивайте губы ребенка в улыбку.
Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и раздвиньте их в разные стороны.
АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Птенчик – статическое артикуляционное упражнение.
Скажите ребёнку, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас будете его кормить.
Попросите ребенка широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А.
Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, изображая, как будто что-то туда кладете или насыпаете. При этом можете прочитать рифмовку:
Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, не зевай!
Затем уберите руку, а ребенок пусть закроет рот. Повторите упражнение не менее 3 раз.
Игра учит ребенка управлять движениями нижней челюсти, готовит его к произнесению звука А.
Трубочка – статическое артикуляционное упражнение.
Покажите ребенку, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали трубочку. Попросите малыша самого повторить упражнение и держать губы в таком положении 3–5 секунд. При этом можете прочитать рифмовку:
Губки в трубочку сложи хоботок всем покажи.
Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звука «У».
Улыбка – статическое артикуляционное упражнение.
Широко улыбайтесь, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука И. Прикус естественный. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Попросите ребенка улыбнуться в ответ и держать губы в улыбке 3–5 секунд. Можете прочитать малышу рифмовку:
Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей!
Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков И, С, З.
Колечко – статическое артикуляционное упражнение
Скажите малышу, что умеете делать колечко вот так: открываете рот, округлив губы рупором, вытягиваете их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.
Спросите малыша, сумеет ли он сделать такое же колечко. Пусть малыш удержит губы в таком положении 3–5 секунд. Можете прочитать ребенку рифмовку:
Губки круглые сложи и колечко покажи.
Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков О, Н, Ш, Ж.
Малыш – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)
Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «Уа-уа!» При этом младенец сначала вытягивает губки трубочкой, а потом широко открывает рот. Произносите звукоподражание «Уа», но беззвучно, только шевеля губами. (Таким образом вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик».)
Попросите ребенка повторить эти движения губами.
Сменить положение губ нужно 2–5 раз подряд.
Игра вырабатывает у ребенка навык переключаемости – умение быстро переходить с одного положения губ на другое.
Веселый-грустный – динамическое артикуляционное упражнение
Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Изобразите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.
Сменить положение губ надо 2–5 раз.
Игра вырабатывает навык быстрого переключения одного положения губ на другое.
Шарик – статическое и динамическое артикуляционное упражнение
Покажите ребенку, как можно надуть щеки воздухом и удерживать их в таком положении 3–5 секунд.
Если у ребенка не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами. В результате воздух изнутри надует щеки. Удерживать щеки надутыми надо в течение 2–5 секунд.
Покажите, как можно поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Во время выполнения упражнения произносите команды: «Шарик надувай!», «Воздух выпускай!»
Игра учит ребенка управлять движениями щек, плотно смыкать губы, готовит ребенка к произнесению звуков М, П, Б.
Поцелуй – динамическое артикуляционное упражнение
Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. (При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты.) Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув.
Если у ребенка не получается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторить упражнение надо 2–5 раз.
Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Последите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже.
При выполнении артикуляционного упражнения прочитайте малышу рифмовку:
Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.
Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.
Рыбка – динамическое артикуляционное упражнение
Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:
Ротик открывает, Что сказать, не знает!
Покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого то широко открывайте рот, то резко закрывайте его, плотно смыкая губы. В результате будет слышен звук. Постепенно наращивайте темп.
Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, прочитайте ему рифмовку:
Рыбка ротик открывает – Пузыри она пускает.
Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.
Тигр – статическое артикуляционное упражнение .
Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте оскал – отводите губы в стороны и обнажаете зубы, говоря, что тигр, когда сердится, всегда показывает зубы.
Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить «когти».
Для этого ему нужно поднять кисти рук на уровень лица и напряженно согнуть пальцы.
Можете прочитать малышу рифмовку:
Злого тигра всякий знает – Тигр всех вокруг пугает.
Игра, развивая подвижность губ, подготовит их к произнесению звуков О, Н, Ы.
Заборчик – статическое артикуляционное упражнение
Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд.
Попросите малыша повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, – ведь в нем нет ни одной щелочки!
Игра развивает подвижность губ.
Лопатка – статическое артикуляционное упражнение
Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать свою лопатку. Пока ребенок удерживает в течение 3–5 секунд артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:
Вот она, лопатка, – Широка да гладка.
У Игра учит ребенка расслаблять язык, готовит артикуляционный аппарат малыша к произнесению звуков С, З, Ш, Ж, Л.
Прятки – динамическое артикуляционное упражнение
Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы – «язычок спрятался».
Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.
Можно заинтересовать ребенка еще одним игровым приемом. Скажите, что будете ловить язычок малыша. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите «Цап!» и покажите хватательное движение около губ ребенка, как будто хотите поймать высунутый язык малыша. В этот момент ребенок спрячет язык в рот.
Мы играем в прятки. Где ж твоя лопатка?
Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, С, З.
Горка – статическое артикуляционное упражнение Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка упритесь в нижние зубы, как в упражнении «Прятки». Затем, не отрывая кончика, приподнимите среднюю часть языка и выгните ее горкой вверх. Предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок удерживает артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:
Вот она какая,
Горочка крутая!
Игра подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, Ы, С, З.
Кошечка – динамическое артикуляционное упражнение
Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык.
Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и совершить для этого 3–5 движений языком.
Покажите ребенку, как можно сложить ладони чашечкой, изображая блюдце или плошку, и «лакать» из нее молочко:
Полакай, как кошка, Молоко из плошки.
Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.
Иголочка – статическое артикуляционное упражнение
Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавайте языку форму длинного и тонкого жала и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд.
Попросите малыша повторить упражнение и скажите ребенку, что его язык похож на длинную и острую иголочку. Изобразите, что хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донося руки до рта малыша, отдерните ее со словами: «Ой, какая острая!» Можете прочитать рифмовку:
Вот она, иголка, – И остра, и колка.
Игра учит малыша напрягать кончик языка. Подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.
Часики – динамическое артикуляционное упражнение
Высуньте изо рта длинный и тонкий, как жало, язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов.
Попросите ребенка показать свои часики. Пусть он сделает 4–8 движений языком из стороны в сторону. Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.
При выполнении ребенком упражнения произносите звукоподражания: «Тик-так, тик-так…», задавая темп движений.
Игра учит малыша напрягать кончик языка и управлять его движениями.
Качели – динамическое артикуляционное упражнение
Высуньте язык изо рта. Совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях.
Предложите ребенку, покачать на качелях свой язычок. Пусть он сделает 4–8 движений.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.
При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз.», задавая темп движений
Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков: К, Г, С, З, Ш, Ж.
Чистим нижние зубки – динамическое артикуляционное упражнение
Покажите ребенку, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны.
Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз.
Попросите ребенка повторить упражнение и похвалите за то, что он хорошо почистил зубы.
Игра учит ребенка удерживать язык за нижними зубами, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.
Бантик – статическое артикуляционное упражнение
Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.
В тот момент, когда средняя часть языка «выгнется» изо рта наружу, нужно слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что посередине языка окажется желобок.
Удерживать язык в таком положении, под счет, нужно 5-10 секунд. Повторить упражнение 3–5 раз.
Игра учит малыша удерживать кончик языка за нижними зубами, делать желобок посередине языка, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.
Смешные обезьянки – статическое артикуляционное упражнение
Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама.
Попросите малыша самого изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд.
В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте ребенку рифмовку:
Мы покажем обезьян:
За губой у них карман,
А в кармашке – язычок
Спать улегся на бочок.
Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков С, З, Ш, Ж.
Обезьянка и банан – динамическое артикуляционное упражнение
Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.
Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите ребенка спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Скажите, что сейчас будете отгадывать, за какой щекой у него банан. При этом дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем, говоря: «Здесь банан!» Можете прочитать ребенку рифмовку:
Прячут обезьяны За щекой бананы.
Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.
Лошадка динамическое артикуляционное упражнение
Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, затем постепенно увеличивайте темп.
Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.
Можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи.
Прочитайте рифмовку:
Скачем на лошадке По дорожке гладкой!
Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.
Стой, лошадка! – динамическое артикуляционное упражнение
Скажите малышу, что пора остановить лошадку. Покажите ребенку, как конюх останавливает лошадь: закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать. Надо на одном дыхании дуть через губы как можно дольше. В результате получится звук, похожий на «тпру».
Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку. Прочитайте рифмовку:
Стой, моя лошадка, стой!
Прискакали мы домой!
(Остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»)
Игра развивает подвижность губ, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука «Р».
Вкусное варенье – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)
Предложите ребенку представить себе, что он сейчас кушал варенье и измазал в нем верхнюю губу.
Покажите малышу, как можно губу облизать. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Движение нужно выполнить 3–6 раз
Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.
Чашечка – статическое артикуляционное упражнение
Покажите ребенку, как можно высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки. Для этого надо поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу.
Предложите малышу самому сделать чашечку и удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд).
Сложите пальцы щепотью и поднесите их ко рту ребенка. Скажите, что это вы из чайника наливаете ему в чашечку сладкий чай.
Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.
Маляр – динамическое артикуляционное упражнение
Предложите малышу сделать ремонт в домике-ротике. Для этого надо открыть рот и языком-кисточкой погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).
Пусть ребенок сделает 4–8 движений.
Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.
Грибок – статическое артикуляционное упражнение
Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (до 10 секунд). Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Попросите малыша повторить упражнение 2–3 раза.
Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука Р.
Фокус – дыхательно-артикуляционное упражнение
Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).
Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, то воздушная струя изменит направление. В результате ватка останется лежать на носу.
Повторите упражнение 3–5 раз.
Посоревнуйтесь, чья ватка подлетит выше.
Игра учит малыша удерживать язык в положении «чашечка», готовит к произнесению звуков Ш, Ж, Р.
Индюк – динамическое артикуляционно-голосовое упражнение
Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь.
Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать.
Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»
Попросите ребенка тоже изобразить индюка. Упражнение выполнять следует как можно дольше.
Игра учит малыша плотно прижимать широкий язык к верхней губе, готовит ребенка к произнесению твердого звука Л и звука Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...