Картотека "Пальчиковая гимнастика по лексическим темам"для старшего возраста
картотека (старшая группа)
Картотека "Пальчиковая гимнастика по лексическим темам"для старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для старшего возраста
Тема : «ОВОЩИ»
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, Сжимают и разжимают кулачки,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят.
Эта долька для котят,
Это долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
«У нас на огороде»
(самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)
Вырос у нас чесночоК
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
(большой палец левой руки)
Наш друг – огород!
(большой палец правой руки)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту мнем, мнем
Сжимать и разжимать кулачки.
И в баночки кладем
А потом пробуем.
«Овощи у Зины»
У девочки Зиночки
(дети делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
(сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец!
(показывают большой палец)
«У Лариски — две редиски»
У Лариски —Две редиски.
У Алешки —Две картошки.
У Сережки-сорванца —Два зеленых огурца.
А у Вовки —Две морковки.
Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
«Овощи».
Раз – капуста, два – горошек,
Три – редис такой хороший.
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий.
Пять – пузатый кабачок,
Все зажали в кулачок.
(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)
«Картошка»
И зелен, и густ
На грядке куст.
(Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.)
Покапай немножко,
Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».)
Под кустом – картошка.
(Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)
ТЕМА : «ФРУКТЫ»
«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)
«Фруктовые пальчики»
Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).
«В сад за сливами пошли»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
ТЕМА: « ГРИБЫ.»
«Грибы»
На полянке – толстячок
(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)
Белый гриб – боровичок.
(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)
А под ним, дрожа немножко,
(Левая рука остаётся, правую убираем.)
Подняла улитка рожки.
(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)
3.Игра «За грибами» (используя картинки)
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
(Дети идут в хороводе.)
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
(Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы.)
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
(Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
(Скачут стоя, срывают воображаемые грибы.)
Медведь проходил,
мухомор раздавил.
(Идут в развалку, затем топают правой ногой.)
4.Пальчиковаяе игра «идем грибы искать»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Тема : « МЕБЕЛЬ»
1.«Шкаф»
Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы)
В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы)
В нем - еноты, лисы, волки.
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками)
Как в лесу или в кино. (открывают глаза).
2. «Наша квартира»
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по коленям)
ТЕМА : «ПОСУДА»
«Чайник»
Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.
«Посуда»
Девочка Ирина порядок наводила. (Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
ТЕМА : «ОДЕЖДА.ОБУВЬ».
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: Одной руки с пальцами другой руки.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.
«Наша обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Попеременные хлопки ладонями
и удары кулачками по столу.
На каждое название обуви
загибают по одному пальчику,
начиная с большого.
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
ТЕМА : «ПРОФЕССИИ»
«ПОВАР»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«ПОРТНОЙ»
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко. (В правой руке воображаемая иголка «шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке)
А наперсток (Надевают наперсток)
В тот же миг («Шьют»)
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
-Шей,
а колоться ты не смей! (Грозят пальчиком)
«СТРОИТЕЛИ»
Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
ТЕМА : «МОЯ СТРАНА»
«Мой родной город»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть,
Люблю считать:
Советская - раз,
Московская — два,
Урицкого – три,
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке.
Шесть – на Дамбу я схожу
И на волны погляжу.
Семь – Дворец культуры,
Восемь – ёлка в Новый год.
Девять – пешеходный переход,
Десять – магазин «Купец»,
В магазине хлеб куплю.
« Москва»
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
ТЕМА: « МОЯ СЕМЬЯ»
«Семья»
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
«Наша дружная семья»
Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная большого пальца.)
Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)
У меня есть мама.
У меня есть бабушка.
У меня есть дедушка.
У меня есть брат, сестра
А у них есть – я.
Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
ТЕМА : «ППД»
«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Постовой».
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Машины».
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплексов утренней гимнастики по лексическим темам для старшей группы.
В помощь иинструкторам по физической культуре и воспитателям при проведении утренней гимнастике для детей старшей группы....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...
Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста...
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. Старший дошкольный возраст.
В данном материале представлена подборка упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам, изучамым в старшей и подготовительной группах коррекционной направленности для детей с ТНР. матер...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в старшей группе
Занятия направлены на переключение внимания, улучшение развития мелкой моторики, формирование правильного звукопроизношения. Занятия способствуют улучшению речи, рисования, зрения, слуха, памяти....
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в старшей группе
Предложенный материал содержит пальчиковые игры, упражнения для использования при ознакомлении с определённой лексической темой в старшей группе на год....