Картотека "Пальчиковая гимнастика по лексическим темам"для старшего возраста
картотека (старшая группа)

Суханова Маргарита Леонидовна

Картотека "Пальчиковая гимнастика по лексическим темам"для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для         старшего возраста

                         

                  Тема : «ОВОЩИ»

 «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, Сжимают и разжимают кулачки,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят.

Эта долька для котят,

Это долька для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!

 

 «У нас на огороде»

 (самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)

Вырос у нас чесночоК

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород!

(большой палец правой руки)

 «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.

Движения прямыми ладонями

Мы морковку трем, трем,

Потереть ладони друг о друга

Мы капусту солим, солим.

Сложить пальцы в щепотку.

Мы капусту мнем, мнем

Сжимать и разжимать кулачки.

И в баночки кладем

А потом пробуем.

«Овощи у Зины»

У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

«У Лариски — две редиски»

У Лариски —Две редиски.

У Алешки —Две картошки.

У Сережки-сорванца —Два зеленых огурца.

А у Вовки —Две морковки.

Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

«Овощи».

Раз – капуста, два – горошек,

Три – редис такой хороший.

А четыре – репка

Желтый мячик крепкий.

Пять – пузатый кабачок,

Все зажали в кулачок.

(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)

«Картошка»

И зелен, и густ

На грядке куст.

(Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.)

Покапай немножко,

Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».)

Под кустом – картошка.

(Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)

 

                        ТЕМА : «ФРУКТЫ»

 «Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)
                   

«Фруктовые  пальчики»

Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).

«В сад за сливами пошли»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.

                              ТЕМА: « ГРИБЫ.»

    «Грибы»

На полянке – толстячок

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

 

3.Игра «За грибами» (используя картинки)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(Дети идут в хороводе.)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(Скачут стоя, срывают воображаемые грибы.)

Медведь проходил,

мухомор раздавил.

(Идут в развалку, затем топают правой ногой.)

4.Пальчиковаяе игра «идем грибы искать»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

                             Тема : « МЕБЕЛЬ»

1.«Шкаф»

Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы)

В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы)

В нем - еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками)

Как в лесу или в кино. (открывают глаза).

2. «Наша квартира»

   В нашей комнате – столовой –

 Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)

 Стулья – спинки все резные,

 Ножки гнутые, витые.

 И ореховый буфет

 Для варенья и конфет.

 В комнате для взрослых – спальне –

 Есть для платьев шкаф зеркальный,

 Две широкие кровати

 С одеялами на вате

 И березовый комод,

 Мама там белье берет.

 А в гостиной кресла есть,

 Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

 В стенке – центр музыкальный.

 «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по коленям)

                         ТЕМА : «ПОСУДА»

«Чайник»      

Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.

«Посуда»

Девочка Ирина порядок наводила. (Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

                 

                          ТЕМА : «ОДЕЖДА.ОБУВЬ».

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять –                    Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:                           Одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.                          Кулачки имитируют стирку.

«Наша обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Попеременные хлопки ладонями

и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви

загибают по одному пальчику,

начиная с большого.

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять 
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

                  ТЕМА : «ПРОФЕССИИ»

«ПОВАР»

Повар готовил обед,   (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет   (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,   (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой.   (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон.   (Загибают мизинец)
И очень доволен он.   (Разводят руками)

«ПОРТНОЙ»

Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко.   (В правой руке воображаемая иголка «шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке)
А наперсток   (Надевают наперсток)
В тот же миг   («Шьют»)
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
-Шей,
а колоться ты не смей!   (Грозят пальчиком)

«СТРОИТЕЛИ»

Мы строители, мы строим,   (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим,   (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье   (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье!   (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
 

                  ТЕМА :  «МОЯ СТРАНА»

 

«Мой родной город»

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть,

Люблю считать:

Советская - раз,

Московская — два,

Урицкого – три,

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке.

Шесть – на Дамбу я схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – пешеходный переход,

Десять – магазин «Купец»,

В магазине хлеб куплю.

« Москва»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

                  ТЕМА: « МОЯ СЕМЬЯ»

 «Семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

«Наша дружная семья»

Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная большого пальца.)

Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

У меня есть мама.

У меня есть бабушка.

У меня есть дедушка.

У меня есть брат, сестра

А у них есть – я.

Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

                     ТЕМА : «ППД»

«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

«Постовой».
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

«Машины». 
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплексов утренней гимнастики по лексическим темам для старшей группы.

В помощь иинструкторам по физической культуре и воспитателям при проведении утренней гимнастике для детей старшей группы....

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. Старший дошкольный возраст.

В данном  материале представлена подборка упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам, изучамым в старшей и подготовительной группах коррекционной направленности для детей с ТНР. матер...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).

Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в старшей группе

Занятия направлены на переключение внимания, улучшение развития мелкой моторики, формирование правильного звукопроизношения. Занятия способствуют улучшению речи, рисования, зрения, слуха, памяти....

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в старшей группе

Предложенный материал содержит пальчиковые игры, упражнения для использования при ознакомлении с определённой лексической темой в старшей группе на год....