Проект "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
проект

Бикмаева Алла Николаевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ploskostopie.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

 


ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ»

Выполнила:

Бикмаева Алла Николаевна

учитель-логопед МДОУ детский сад компенсирующего вида №26

«Солнышко»

Серпухов, 2014

Содержание

Введение

I.Основная часть

Глава 1. Проблема профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста

1.1.Формирование опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста

1.2.Причины развития и методы диагностики плоскостопия

Глава 2. Физкультура в профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ

2.1. Влияние физкультурных занятий на здоровье дошкольников

2.2. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ

II.Заключение

III.Список литературы

            Введение

Актуальность. В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

 Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья.

В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

 Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела.

Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

Высокий уровень заболеваемости плоскостопием, отмеченный в основном у лиц молодого возраста и имеющий в настоящее время тенденцию к росту, определяет не только медицинскую, но и высокую социальную значимость этой проблемы. По оценкам различных эпидемиологических исследований у 10-15% населения встречается плоскостопие (Котельников Г.П., Миронов С.П., 2008).

          Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.   Это определяет актуальность темы проекта.

Сроки реализации - долгосрочный

Цель – рассмотреть особенности профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях в ДОУ.

В качестве объекта выступает плоскостопие.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по теме исследования;

2. Выделить авторов, занимавшихся проблемой плоскостопия;

3. Рассмотреть формирование  опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста;

4. Рассмотреть причины и виды плоскостопия;

5. Выделить методы диагностики плоскостопия;

6. Рассмотреть возможности физкультурных занятий по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Для решения поставленных задач использовались теоретический анализ работ педагогов, психологов, методистов, посвященных данной проблеме.

Практическая значимость заключается в том, что подобранная система физкультурных занятий, описанные методы и приемы, в частности эффективность проектного метода позволят достичь более высоких результатов по профилактике и коррекции плоскостопия у детей.

Данная работа может быть полезна педагогам дошкольных учреждений, родителям, студентам колледжей.

Глава 1.Проблема профилактики и коррекция плоскостопия у детей старшего  дошкольного возраста

1.1. Формирование  опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста

Стопу образуют 26 костей, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок.

Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.  

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

По мнению Билич Г.Л., Сапина М.Р.стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяется положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего  и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. 

1.2. Причины развития и методы диагностики плоскостопия

Плоскостопие - это изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.

Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие), травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей.

 Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным.

  Рассмотрим виды приобретённого плоскостопия:

Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений 2 - 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно - связочного аппарата.

Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга - при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.

Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Статическое плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет 82 - 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д.

Существующие методы определения плоскостопия можно подразделить на три основные группы.

  К первой группе относятся методы, в основе которых лежат отпечатки стоп (метод плантографии), получаемые различными способами, для чего применяют различные химические красители, которыми смазывают стопы.

    В настоящее время существует несколько взаимодополняющих друг друга методик определения плоскостопия по плантограмме.

        Ко второй группе относятся методы определения степени плоскостопия.  Наиболее приемлемы из этой группы два метопорно-двигательного аппарата:  метод Яралова – Яралянца и метод  Фридланда М.Ф. 

Например,  по её отпечатку:

Смазать стопы подсолнечным маслом (или зелёнкой, или просто мокрой ногой), встать на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1-1,5 минуты сойти с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.

Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.

Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).

Тест проводится при помощи плантографа.

Плантограф – это деревянная рамка (высота 2 см и размером 40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и сверху него полиэтиленовая плёнка. Полотно смачивается штемпельной краской или зелёнкой. На окрашенную сторону кладётся лист бумаги, на котором написаны: Ф. И. ребёнка, дата обследования. Ребёнок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода опорно-двигательного аппарата стопы делается на основании расположения двух линий, проведённых на отпечатке.  

Глава 2. Физкультура в профилактике и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

2.1. Влияние физкультурных занятий на здоровье дошкольников

 Физическая культура обладает особо оздоровительным потенциалом.

Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются анатомо–физиологические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Каждый возрастной период имеет свою определенную специфику развития.

Чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Любые, даже самые начальные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, могут осложнить жизнь ребенка при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему приходится меньше двигаться, больше сидеть за столом.

Физкультурные упражнения помогают исправлять нарушения в опорно-двигательном аппарате.

Эта особенность физических упражнений обязательно должна учитываться при назначении лечения детям, страдающим той или иной недостаточностью в   состоянии опорно-двигательного аппарата. 

 Применение коррекции в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особо важное значение, т.к. в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования  большая.

Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест занимает физическая культура, особенно при профилактике плоскостопия.

Специальные физические упражнения сопровождаются возникновением новых, более сильных очагов возбуждения в коре, которые способствуют образованию правильных, необходимых в данном случае условно рефлекторных связей.

2.2.Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего  дошкольного возраста в ДОУ

Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм. 

1. Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

2. Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).

3. Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

4. Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке, хвойным иголкам.

5. При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.

6. Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.

7. Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.

8.  Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи. 

Главным средством профилактики плоскостопия и косолапости является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Это могут быть специально организованные занятия по типу физкультурных.

Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Во вводной части выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, подражательные движения.

В основной части дети выполняют специальные упражнения. Упражнения проводятся в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например: повороты стопы вправо, влево. И.п.-сед на гимнастической скамейке. В.у.-повороты стоп вправо, влево ("Караси").

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы рыбок нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики. На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.

К таким упражнениям относятся:

1.    общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

2.   корригирующие упражнения;

3.корригирующие упражнения с применением приспособлений        универсального типа;

4.   упражнения из раздела ЛФК;

5.   упражнения на массажерах;

6.   игры, игровые упражнения.

В заключительной части занятия целесообразно выполнить дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию или организовать подвижную игру малой активности. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения лучше выполнять под музыку, использовать наглядные пособия, художественное слово. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, качественному выполнению упражнений.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания. 

Заключение

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая.

Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и  физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.

Систематические занятия физической культурой и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

 

Список литературы

1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.

2. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 1947.

3. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.

4. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7

5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994.

6. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

   В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной си...

Памятка для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Это информация для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Здесь предложены упражнения, предупреждающие плоскостопие, а так же упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода сто...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах.

Доклад "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах". Работа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста прходит через все режимные моменты: -  утре...

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях доу должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физ...