Проект "Господин Лук"
проект
Формирование у детей основ познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gospodin_luk.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-экспериментальный проект
«Господин Лук»
Автор: Кривоносова Т.И. апрель 2015г.
Актуальность проблемы.
Дети младшей группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, а также об их полезных свойствах. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука, его строении и условиях, необходимых для его роста.
Проект краткосрочный.
Продолжительность: 10-30 апреля.
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Формировать у детей основы познавательно - исследовательской деятельности, выявить благоприятные условия для роста и развития лука; расширять кругозор детей
Задачи проекта:
- Формировать у детей знания об овощной культуре «лук».
- Познакомить детей с различными способами выращивания лука на подоконнике.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Продолжать развивать наблюдательность: умение замечать изменения в росте растений.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
- Продолжать знакомить детей со значением витаминов в жизни человека.
- Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Предполагаемый результат.
- Дети получат знания о том, что лук можно вырастить на подоконнике.
- С помощью исследовательской деятельности дети узнают, что вырастить лук можно разными способами: в воде, в земле, в опилках.
- Дети познакомятся с полезными и лечебными свойствами лука и научатся употреблять его в пищу.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом.
- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
- Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры).
- Заключительный: подведение итогов, итоговая беседа.
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Полезные свойства лука. Народные рецепты с использованием лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
1. Совместная деятельность – посадка лука.
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. Совместная деятельность «Чем хорош лук?», «Какой бывает лук».
4. Консультация для родителей «Лук – наш друг», «Лук от семи недуг»,
5. Посадка лука в домашних условиях.
6. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях).
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения экспериментальной деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Предварительная беседа с детьми о пользе лука, о его целебных свойствах.
Ребята узнали, что лук используют не только для приготовления салатов и супов, но также лук полезен своими лечебными свойствами. Благодаря высокому содержанию фитонцидов лук эффективен для профилактики простудных заболеваний и гриппа. Такая «зеленая аптечка» может расти в группе на подоконнике.
НОД «Господин лук»
Цели:
1. Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).
2. Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой).
3. Закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.
4. Вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье; развивать трудовые навыки.
Словарная работа: луковица, корешки, шелуха, перышки, огород, польза, недуг.
Материал:
1. Игровой персонаж – кукла дед Лукьян
2. Корзинка с луковицами
3. Лоток с землей
4. Лейка с водой
5. Влажные салфетки
6. Клеенка
Предварительная работа:
1. Уход за комнатными растениями в группе (полив)
2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
3. Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Ход занятия:
Дети рассаживаются за столом. Появляется дед Лукьян.
Воспитатель - Ребята, сегодня к нам в гости пришел дед Лукьян.
Дед Лукьян - Здравствуйте, ребята!
(дети здороваются)
Дед Лукьян - ребята, старый я стал совсем, сил не хватает, помогите мне в огороде лук посадить.
Воспитатель - что, дедушка так лук любишь?
Дед Лукьян - лук мой друг. Я его и кушаю, и от болезней спасаюсь. Знаете поговорку - лук от всех недуг. Недуг - значит болезнь. Получается - лук от всех болезней помогает. А вы, ребятки, лук кушаете?
(дети отвечают)
Воспитатель - Ребята, давайте поможем деду Лукьяну в огороде лук посадить!
(дети отвечают)
Дед Лукьян - А когда лук прорастет - у него появятся зеленые перышки. В них много свежих витаминов. Я вас этим зеленым лучком угощу!
Воспитатель - спасибо, дедушка! Нам сейчас очень нужны витамины, что-то наши ребята болеют часто, а твой лучок поможет им здоровье укрепить и болезни победить!
Физминутка:
Воспитатель - А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
(дети встают врассыпную, повторяют движения воспитателя)
-Есть у нас огород, там зеленый лук растет,
-Вот такой вышины, вот такой ширины.
-Ты, лучок, сюда спеши
-И немного попляши!
-Молодцы, ребята.
Дед Лукьян вносит корзину с луковицами и нечаянно ее опрокидывает.
Дед Лукьян - ой, ребята! Держите их скорее! Укатились наши луковицы!
(дети собирают, количество луковиц - на каждого ребенка по одной + 1 воспитателю, возвращаются на свои места)
Воспитатель - ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.
«Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у нее один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Витаминов полный лук»
Они покатились как мячи. Какой формы луковица? (отвечают, какие они на ощупь - гладкие или колючие, (отвечают), покрыта луковица шелухой). (Воспитатель показывает) это у луковки верхушка, с другой стороны - донце. Посмотрите, что там есть?
(ответы детей)
Воспитатель - да, это корешки. Лук сажают корешками в землю. Своими корешками лук будет «пить» воду. Давайте подойдем к столу, где каждый по очереди посадит свою луковицу в землю.
Показ с объяснением:
1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю землю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
Воспитатель - а теперь каждый из вас по очереди посадит свою луковицу. (Воспитатель контролирует процесс посадки)
Воспитатель - дети, куда же лучше поставить наш «огород»?
-давайте - поближе к солнышку - на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям.
Дед Лукьян - спасибо, вам ребята за помощь! Вот прорастет лук - угощайтесь на здоровье!
Итог занятия:
Воспитатель - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы) для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье). Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (поливать и рыхлить)
Воспитатель - А теперь давайте поиграем в интересную и вкусную игру. Я даю вам по очереди попробовать вкусные кусочки, а вы отгадайте, что это и назовите - фрукт это или овощ.
Игра «Угадай на вкус»:
Цель: учить различать на вкус овощ и фрукт, активизировать в речи их названия.
Материал: на тарелках под салфеткой очищенные от кожуры кусочки яблока и огурца, наколотые на зубочистки.