Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения.
статья (старшая группа)
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_microsoft_word.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе дошкольного учреждения.
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, то к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН). Соответственно под угрозой оказывается все взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о пропедевтической работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, начиная с дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
В связи с этим возникает ряд вопросов. На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.
ВО-ПЕРВЫХ, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. ВО-ВТОРЫХ, имеет место “забалтывание» проблемы здоровья, т.е. реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему.
В-ТРЕТЬИХ, можно констатировать сужение понятия «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.
Концепция модернизации российского образования на период до 2011 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Прежде, чем рассматривать здоровьесберегающие технологии необходимо дать определение этому понятию. «Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников».
Современные здоровьесберегающие технологии можно разделить на три группы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Коррекционные технологии
К первой группе можно отнести следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий: ритмопластика, логоритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая и дыхательная гимнастики, различные виды технологий эстетической направленности, гимнастика для глаз, а так же корригирующая и ортопедическая гимнастики.
Физкультурные занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровья», самомассаж (точечный самомассаж), методика «Биологическая обратная связь» (БОС) относятся к технологиям обучения здоровому образу жизни.
К коррекционным относятся специальные педагогические технологии, которые требуют специальной подготовки специалистов, а так же знание соответствующих методов и приемов. Это: арттерапия, психогимнастика, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, песочная терапия, фонетическая ритмика и т.д.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в своей работе здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения"
Здоровьесбережение - система мероприятий по сохранению здоровья детей....
Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».
Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....
«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и ос...
«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС».
Консультация для педагогов....
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».
Из опыта работы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в детском саду...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...
Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном...