программа по плаванию
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа по плаванию написана для детей в возрасте 3-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselyy_delfin.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №24
143405, Московская область, г. Красногорск, бульвар Южный, д. 2А
Дополнительная общеобразовательная программа
«Веселый дельфин»
«Обучение детей плаванию в детском саду»
Направление: физкультурно-спортивное
Возраст детей: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
Составила: Инструктор по плаванию
СТАЛЬБОВСКАЯ Л.Б.
г. Красногорск
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Задачи детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности, начиная с младшего возраста.
Основной формой восприятия миром ребенком до 7 лет является игра. Купание, игры в воде, плавание благоприятно для всестороннего физического развития ребенка. Ведь не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться глубины, именно поэтому первые шаги в обучении детей плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство.
Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливание организма. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей, но также предоставление им возможность научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь глубины.
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.
Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.
Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.
Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом бассейне, расположенном в здании МБДОУ №24 детский сад «Планета детства» г. Красногорска, Московской области.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.
Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности и индивидуальной по установленному расписанию.
Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучении
возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма.
Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение и оборудование:
- длинный шест, для поддержания и страховки детей;
- плавательные доски;
- нарукавники.
Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий:
- надувные игрушки;
- Мелкие тонущие игрушки;
- мячи разного размера;
- лейки и ведерки.
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию.
Целью программы является: укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
Оздоровительные задачи:
1. Укрепить здоровье ребенка.
2. Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.
3. Формировать правильную осанку.
4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
- Формировать двигательные умения и навыки.
- Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать двигательную культуру.
- Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
- Воспитывать заботу о своем здоровье.
Принципы обучения:
- СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
- ДОСТУПНОСТЬ. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.
- АКТИВНОСТЬ. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
- НАГЛЯДНОСТЬ. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом упражнений. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны
предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых
движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них.
Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается проведением таких форм работы как, игры, забавы и развлечения в воде. Игры и упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения и соревнования.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 4 года.
Основной организованной формой двигательной активности в дошкольном учреждении являются занятия по физической культуре, и как одна из форм двигательной активности – это занятия по плаванию.
Форма проведения занятий.
Обучение плаванию проходит в форме групповых и индивидуальных занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием.
- Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.
- Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма.
- Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью.
- Улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей.
Возрастные особенности:
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слаба. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо.
Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.
Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Учебно-тематическое планирование
2 младшая группа
№ п/п | Тема | Содержание | Всего занятий | |
1 | Знакомство, вводная беседа | 1 | ||
2 | Ознакомление со свойствами воды: | 1.Ходьба по дну бассейна с высоким подниманием бедра; 2. прыжки в воде; 3. бег в воде | 3 | |
3 | Упражнения, обучающие дыханию: | 1. Упражнение «Рыбка» 2. Погружение в воду с головой 3. Выдох в воду 4. Вдох над водой, выдох в воду | 4 | |
4 | Упражнения, обучающие погружению и всплытию: | 1. Погружение в воду с головой 2. Поднимать со дна предметы 3. Упражнения с большим мячом | 3 | |
5 | Упражнения, обучающие скольжению: | 1. Скольжение на груди с мячом 2. Скольжение на груди с доской 3. Скольжение с трубой 4. Скольжение без опоры | 4 | |
6 | Разучивание движения ног: | 1. Упражнение «Ножницы», сидя на бортике 2. Работа ног на груди с доской 3. Работа ног на спине с доской 4. Работа ног, руки без опоры | 4 | |
7 | Разучивание различных прыжков | 1. Прыжки с бортика 2. Прыжки в воде 3. Прыжки ногами вперед | 3 | |
8 | Всплывание и лежание на спине: | 1. Упражнение «Звездочка» 2. «Упражнение «Медуза» 3. Лежание на спине с мячом 4. Упражнение «Поплавок» | 4 | |
9 | Закрепление приобретенных навыков: | 1. Поднимать со дна предметы 2. Нырять в обруч 3. Проплывать тоннель 4. Прыжок ногами вперед | 4 | |
10 | Праздники на воде: | 1. «День Нептуна» 2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 2 | |
Итого: | 32 |
Средняя группа
№ п/п | Тема | Всего занятий | |
1 | Знакомство, вводная беседа. | 1 | |
2 | Ознакомление со свойствами воды: | 1.Ходьба по дну бассейна 2. Прыжки в воде 3.Ходьба по бассейну, загребая руками воду | 3 |
3 | Упражнения обучающие дыханию: | 1.Упражнение «Рыбка» 2. Упражнение выдох в воду 3. Погружение в воду с головой, пускание пузырей 4. Упражнение на погружение «Спрятались от дождика» | 4 |
4 | Упражнения обучающие погружению и всплытию: | 1.Погружение в воду с головой 2. Поднимание предметов со дна 3.Упражнение «Звездочка» 4.Упражнение «Поплавок» | 4 |
5 | Упражнения обучающие скольжению: | 1. Скольжение на груди с мячом 2. Скольжение на груди с доской 3. Скольжение на спине с доской 4. Скольжение на спине с палкой | 4 |
6 | Разучивание движения ног: | 1. Упражнение «Ножницы» сидя на бортике 2. Работа ног, с доской в руках 3. Работа ног, лежа на спине 4. Работа ног, держа в руках мяч | 4 |
7 | Разучивание прыжков | 1. Прыжки с бортика 2. Прыжки в воде 3. Прыжки вниз ногами 4.Прыжки у бортика «Кто выше» | 4 |
8 | Всплывание и лежание на спине: | 1. Упражнение «Звездочка» 2. Упражнение «Медуза» 3. Упражнение «Поплавок» 4. Лежание на спине с мячом | 4 |
9 | Закрепление приобретенных навыков: | 1. Поднимать со дна предметы 2.Упражнение «Проплывем туннель» 3.Ныряние в обруч | 3 |
10 | Праздники на воде: | 1. «День Нептуна» 2.«Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» 3.Соревнование на воде «Веселые старты» | 3 |
Итого: | 32 |
Старшая группа
№ п/п |
Тема | Всего занятий | |
1 | Знакомство, вводная беседа | 1 | |
2 | Упражнения обучающие дыханию: | 1. Погружение под воду с головой – выдох 2. Упражнение на дыхание «Водолазы» | 2 |
3 | Разучивание движения ног: | 1. Упражнение «Ножницы» 2. Работа ногами –стиль кроль | 2 |
4 | Упражнения обучающие погружению и всплытию: |
| 3 |
5 | Имитация движения ног, открывание глаз в воде: | 1. Упражнение «Ножницы» 2. Упражнение с доской, стиль кроль | 2 |
6 | Разучивание прыжков | 1. Прыжки с бортика 2. Прыжки «Кто выше» 3. Прыжки вниз ногами | 3 |
7 | Разучивание элемента «поплавок»: | 1. Упражнение с мячом 2. Упражнение «Поплавок» | 2 |
8 | Всплывание и лежание на спине: | 1. Упражнение с поролоновой палкой 2. Упражнение с доской 3. Упражнение с большим мячом | 3 |
9 | Упражнения обучающие скольжению: | 1. Скольжение на груди с доской 2. Скольжение на спине с поролоновой палкой 3. Скольжение на груди и спине с работой ног | 3 |
10 | Имитация движения рук: | 1. Упражнение «Мельница» | 1 |
11 | Упражнения на овладение общей координацией: | 1. Упражнение с работой рук и ног, стиль кроль на груди 2. Упражнение с работой рук и ног, стиль кроль на спине 3. | 3 |
12 | Плавание на груди и спине: | 1. Плавание с доской на груди 2. Плавание на груди без доски 3. Плавание на спине с поролоновой палкой 4. Плавание на спине без предметов | 4 |
13 | Праздники на воде: | 1. «День Нептуна» 2. «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» 3. Соревнования на воде «Веселые старты» | 3 |
Итого: | 32 |
Подготовительная группа
№ п/п | Тема | Всего занятий | |
1 | Знакомство, вводная беседа | 1 | |
2 | Упражнения обучающие дыханию при плавании кролем на груди: | 1. Упражнение на дыхание «Водолазы» 2. Упражнение на дыхание «Остудим чай» 3. Упражнение «Пускаем пузыри» | 3 |
3 | Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на груди: | 1. Упражнение с доской, работа ног 2. Упражнение «Мельница» 3. Синхронная работа рук и ног 4. Кроль на груди, с выдохом в воду | 4 |
4 | Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на спине: | 1. Упражнение с поролоновой палкой 2.Упражнение с доской, работа ног 3.Упражнение «Мельница», стоя у бортика 4.Синхронная работа рук и ног | 4 |
5 | Разучивание и совершенствование способа «брасс» | 1. Упражнение руками, стоя у бортика 2. Упражнение ногами стилем «брасс» 3. Синхронная работа рук и ног стилем «брасс» | 3 |
6 | Плавание с различными предметами | 1. Кроль на груди с доской 2. Кроль на груди с мячом 3. Кроль на спине с поролоновой палкой 4. Кроль на спине с доской | 4 |
7 | Прыжки | 1. Упражнение «Кто выше», выпрыгивание из воды 2. Прыжки в воду с падением 3. Прыжки с поворотом «Волчок» | 3 |
8 | Игра на воде | 1.Игра «Хоровод» 2. Игра «Шторм на море» 3. Игра «Охотники и утки» | 3 |
9 | Эстафеты: | 1. Бег по бассейну лицом вперед «Кто быстрее» 2. Бег по бассейну спиной вперед «Кто быстрее» 3. Игра «Кто быстрее на тот берег» (кроль на груди с доской) 4. | 4 |
10 | Праздники на воде:
| 1. «День Нептуна» 2. «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» 3. соревнования на воде «Веселые старты» | 3 |
Итого: | 32 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
- Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
- Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
- Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
- Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
- Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
- Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...
программа по плаванию Осьминожки
Программа по плаванию для детей дошкольного позраста....
Реализация одновременной методики, положенной в основу "Программы по плаванию для детей от 2 до 7 лет"
Консультация для воспитателей...
Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...
Рабочая программа по плаванию
Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в соответствии с ООП МДОУ № 123, в соответствии с введением в действие ФГОС.Рабочая программа по плаванию обеспечива...
программа "Обучение плаванию детей от 2 до 7" авторы: Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов
Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в м...
Рабочая программа по плаванию с включением здоровье сберегающих технологий
Рабочя программа по оздоровлению и обучению началным навыкам плавания в детском саду, на основе примерной основной программы дошкольного образования "От рождения до школы", с включением в образователь...