Физкультурный уголок в группе
методическая разработка
В данном материале описано создание физкультурного уголка в группе с учётом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz._ug.docx | 503.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурный уголок в группе |
«Детям совершенно так же, как и взрослым
Хочется быть здоровыми и сильными,
Только дети не знают, что для этого надо делать»
Януш Корчак
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи физкультурного уголка:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Задача воспитателя:
- Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
- Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
- Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
- Поощрять двигательное творчество детей.
- Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
Требования к спортивному уголку:
- Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
- Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
- Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
- Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
- Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. Чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. В рамках социального заказа подготовки всесторонне развитой личности программа физического воспитания направлена на совершенствование двигательной деятельности ребёнка и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя физкультурный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям
Паспорт спортивного уголка
Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.
Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:
- название уголка;
- номер группы, возраст детей;
- цели и задачи уголка;
- предметы мебели, их количество;
- атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
- дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
- картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).
Средства оформления уголка
Оформление уголка двигательной активности зависит от фантазии воспитателя. Детям будет интересно посещать развивающий центр не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. Рекомендуется приобщать к созданию предметов для эстетического оформления уголка самих воспитанников и их родителей: давать задания для продуктивного творчества на тему «Спорт», вместе продумывать содержание информационного стенда, просить нарисовать вместе с родителями плакаты и стенгазеты.
Атрибуты физкультурного уголка
Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, эмблемы, маски, оборудование (например, ленточки для всех возрастных групп). Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; коврики и массажные дорожки с рельефами, «рёбрами», резиновыми шипами и т. д.; бросовый материал (шишки, яйца от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног; нестандартное оборудование, сделанное своими руками; мячики-ёжики; мешочки с разной крупой для рук; эспандер (средний и старший возраст). Для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, шнуры, бруски. Для перешагивания, подъёма и спуска: деревянные бруски, пластиковые ступеньки, модули. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики (средние и старшие группы) мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы), корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст), кегли, нестандартное оборудование. Выносной материал (по возрасту детей: мячи резиновые, мяч футбольный (средний и старший возраст), бадминтон (старший возраст), скакалки, обручи лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д.
С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей. Дети с удовольствием используют спортивный инвентарь в повседневной жизни детского сада. Ребята любят участвовать в различных эстафетах, к примеру, с использованием кольцеброса. У детей развивается спортивный интерес, развитие точности, ловкости движения, ориентация в пространстве.
Так же детям нравятся эстафеты с подлезанием и с перепрыгиванием через преграды.
Для этого используются гимнастические палки и конусы. Развиваются такие физические качества как гибкость, выносливость, сообразительность, скорость и четкость движения. У детей повышается интерес к игре, поднимается настроение, они чувствуют себя одним целым с коллективом.
Игры и упражнения с прыжками
Физкультурный инвентарь «кочки», «следочки» тоже можно использовать в эстафетах, при беге с препятствием, взяв, в руки мяч и передавать его друг другу.
Для проведения ОРУ и подвижных игр используются флажки, мячики, платочки, ленточки.
Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений проводятся подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Дети играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен...".
Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.
Игра «гольф» не может обойтись без клюшки и мяча. С помощью этой игры у детей развивается глазомер, меткость движения.
Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.
Шашки развивают логическое мышление.
Домино учит детей умению играть вместе, подчиняться правилам игры.
Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка.
Для тренировки мелкой моторики пальцев рук используется нетрадиционное оборудование.
Предметы для самомассажа
Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
Работа в физкультурном уголке детского сада» направлена как на стимулирование и обогащение двигательной деятельности детей, так и на приобщение их к правильному образу жизни, заботе о здоровье. Ошибочно видеть значение физкультурного уголка в предоставлении воспитанникам места и атрибутов для подвижных игр, зарядки, упражнений. Эти виды деятельности детей интегрируются на занятиях с другими образовательными областями: «Познание», «Художественно-эстетическое», «Речевое», «Социально – коммуникативное», дети узнают новое о видах спорта, матчах и чемпионатах, рекордах и наградах, о спортсменах, рассматривают иллюстрации и создают поделки на тему спорта, занимаются под музыку.
Работа в центре физического развития выстраивается при помощи включения детей в разнообразные формы деятельности. Яркое оборудование вызовет интерес единожды, но без обучения новым способам игр и вариантов упражнений, без развлекательного элемента пребывание в спортивном уголке перестанет вызывать позитивный настрой. Для создания устойчивой мотивации к занятиям в уголке воспитатель организует детскую деятельность: изучает темы блока «Физкультура» в соответствии с планированием, проводит динамические паузы и физкультминутки, обучает пальчиковым играм и элементам самомассажа, создаёт интерес к играм.
Задача педагогов и родителей — сформировать у детей в раннем возрасте желание заботиться о своём физическом и эмоциональном здоровьем. Пропаганда регулярных занятий спортом в детском саду осуществляется в форме любимых ребятами занятий: игр, состязаний, изучения способностей тела. Физкультурный уголок готовит будущую здоровую нацию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный уголок в группе
Требования к физ. уголку.Примерный перечень спортивного инвентаря...
семинар физкультурный уголок в группе
Как вести работу в физ. уголке...
Физкультурный уголок в группе раннего возраста
В презентации представлен опыт работы по оформлению уголка в группе раннего возраста....
Физкультурный уголок в группе
Информация для воспитателей по оснощению физкультурного уголка в группе....
Положение о проведение смотра-конкурса на лучший физкультурный уголок среди групп МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Цели и задачи конкурса1. Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах..2....
«Смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок в группах ГБДОУ»
Физкультурный уголок в группе детского сада служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В презентации представлены критерии оценки используемые ...