БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!
проект (младшая группа)
Совместный проект по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста с непосредственным участием семей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!
Совместный проект по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста с непосредственным участием семей воспитанников
Девиз проекта: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №101» Шарипова Галия Умяровна
Ткаченко Елена Анатольевна
Дзержинск 2019 год
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект здоровьесбережения «Будь здоров, малыш!» МБДОУ «Детский сад №101» |
Вид проекта | Практико-ориентированный |
Основания для разработки проекта |
|
Назначение проекта: | Проект направлен: 1.На становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, 2.Способствует физическому развитию детей; 3.Определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; 4.Раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. |
Сроки реализации проекта | Период реализации с 1 сентября 2019 по 31 мая 2020 г.: долгосрочный. |
Субъекты проекта | Педагоги, дети, родители |
Разработчики проекта | Старший воспитатель, Шарипова Галия Умяровна, Ткаченко Елена Анатольевна . |
Актуальность
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Вышесказанное позволяет сформулировать цель и задачи работы:
Цель: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты проекта:
- сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу доу;
- использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
Мы считаем, что критериями работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам здоровья являются:
-ценностное отношение сторон друг к другу;
- толерантность;
- информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье;
- включение в совместную деятельность и прогнозируемый положительный результат.
Работа в рамках реализации проекта состоит из нескольких этапов.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта | Сроки |
I. Подготовительный 1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»; 2. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения; - подбор эффективных форм работы с родителями. | Сентябрь 2019 г. |
II. Практический -проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента; -проведение цикла тематических бесед; -проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями. -организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье; День здорового ребёнка «Модуль здоровья»; -оформление коллажа совместно с родителями; -подготовка выставки детских рисунков; -создание альбома детских рассказов. | Октябрь – апрель 2019 – 2020 г.г. |
III. Заключительный -Подведение итогов реализации проекта: -проведение недели здоровья с педагогами и детьми; -заключительный спортивный праздник; Анкета для родителей -исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга; | Май 2020 г. |
На подготовительном этапе с целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка и по результатам анкетирования и опросов родителей воспитанников мы получили следующие результаты:
Большинство (60%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как хорошее, 40% - как удовлетворительное, по 0% - как плохое.
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, 40% родителей регулярно соблюдают режим дня и 80% санитарно-гигиенические нормы, 86% - используют прогулки на свежем воздухе, 53% - следят за рациональным питанием, 26% - регулярно принимают лекарства, 40% - занимаются физическими упражнениями и спортом, 20% - используют закаливание, 46% - посещают врачей.
Лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями, спортом и закаливание находятся не на первом месте.
Анкетирование показало, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни.
Проводился опрос воспитанников младшей группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни. По проведенному опросу я сделала следующий вывод: дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.
На подготовительном этапе определили направлении работы по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников:
1.Просветительская деятельность - работа по вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
2.Практическая деятельность - включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению отдельных занятий, соревнований, праздников, развлечений, опыта семейного воспитания и др. Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей. (схема)
На основе направлений нами разработан план работы с родителями по вопросам формирования
В реализации второго (практического) этапа широко используем следующие формы работы с семьями воспитанников:
1.Консультирование родителей:
- «Со спортом мы дружны»,
- «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни»,
- «Движение - основа здоровья»,
- «Если у крошки плоские ножки» (о профилактике плоскостопия)
- «Как правильно одеть ребёнка на прогулку»
2.Особый интерес вызывает у родителей проведение мастер – классов, таких как:
- «Здоровье без лекарств», где мы учились изготавливать целительную куклу - травницу для профилактики заболеваний органов дыхания.
- «Четыре закона закаливания», где знакомили родителей со способами и видами закаливания с использованием йодированной соли.
- «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
3.Пользуются популярностью у родителей семинары - практикумы:
- «Повышение двигательной активности малышей при использовании нетрадиционного физкультурного оборудования»
- «О профилактике респираторных заболеваний и укрепления опорно-двигательного аппарата по методике Кудрявцева».
- «Правильное питание – залог здоровья». К семинару были проведены просмотры организации питания в разные режимные моменты. Родители пополнили свои знания по вопросам организации питания, о работе по формированию норм культурного поведения детей во время еды. Родители подготовили фотоотчет «Любимое блюдо нашей семьи», процесс приготовления и сервировки стола.
4. Участие в родительских собраниях и конференциях.
- «Семейные традиции и досуг в семье»,
- «О здоровье ребенка».
Часто на родительских собраниях присутствуют «Гость группы» или организовываем «Встречу с интересными людьми». Гости группы: родители, родственники, сотрудники детского сада. Они рассказывают о своих профессиях, связанных со спортом, полезных для здоровья увлечениях.
5. Особой формой сотрудничества ДОУ с семьей в нашем дошкольном учреждении являются журналы: «Зожик» и «От двух до семи». В журналах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Выпускаются журналы несколькими экземплярами и помещаются в родительских уголках. Это помогает родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. К выпуску журналов привлекаем и родителей. Тематика разнообразна: «Если у ребенка ОРВИ», «Учитесь болеть без лекарств», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Чтоб улыбка сияла», «Профилактика плоскостопия в ДОУ», «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений», «Витамины и минералы – незаменимые компоненты питания», «Тихий час», «Кашляйте…на здоровье!», «Поймай свой сон за хвост», «Лечение соками», «Диета для умниц», «Пытка едой».
5.«Дни открытых дверей» (2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей). Родители имеют возможность присутствовать на физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий, вместе с детьми поупражняться в гимнастических упражнениях. Ежеквартально проводим «Дни здоровья»
6.Участие в спортивных праздниках, развлечениях.
- «Дружная семейка»
- «Папа, мама, я – спортивная семья!
- «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!
Мероприятия способствуют приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. У детей развивается координация и ловкость движений, мышечная сила, выносливость, умение ориентироваться в пространстве. Сказочные персонажи предлагают детям и их родителям поучаствовать в весёлых соревнованиях.
Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье, о ЗОЖ.
Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей:
- Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
- НОД (традиционные и нетрадиционные) по физическому развитию.
- Подвижные игры разной степени подвижности в течении дня («Беги ко мне», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Мыши водят хоровод»)
- Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка(в течение 3–5 мин.)
- Сохранение эмоционального здоровья: музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации), «Волшебный мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова, «Коврик для поднятия настроения», о который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
- Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитание КГН. Упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
III Заключительный этап.
Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Будь здоров, малыш!» осуществлялось в форме круглого стола. Я рассказала родителям воспитанников о методах реализации проекта, остановилась на каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение проекта, каких результатов добились).
Показала так же короткий видеофильм «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили с небольшими докладами по теме собрания.
В ходе проведения проекта «Будь здоров, малыш!» были получены следующие результаты:
У детей младшей группы выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Будь здоров, малыш!» имеет высокий рейтинг.
Приложение №1
План взаимодействия с родителями
Месяц | Виды и формы работы |
Сентябрь | Анкетирование родителей. Собеседования. Наблюдение. Обобщение результатов исследования. |
Октябрь | Консультации: «Растим вместе здорового ребенка» «Правильное питание дошкольников» Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, памяток, газеты «Растем здоровыми».) Родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» |
Ноябрь | Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья» Консультации: «Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке» «Режим и его значение в жизни ребенка» «День Здоровья» |
Декабрь | Родительская конференция «Физкультура и здоровье ребенка» -Показ физкультурного занятия в нетрадиционной форме; - Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней -Делимся опытом семейного воспитания «Наша спортивная семья» (родители) -«Уголок для занятий физкультурой дома» ; -Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье |
Январь | Нетрадиционные родительские собрания(в форме КВН, викторин и т.д.) «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» |
Февраль | Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка» Участие в спортивных соревнованиях «Мы мороза не боимся» |
Март | Встреча-дискуссия «Здоровье без лекарств» -Как природа нам помогает быть здоровыми» -Музыкотерапия -Мастер – класс по изготовлению куклы - травницы |
Апрель | Обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно» (блюда полезные для здоровья). Подготовка совместно с педагогами и детьми к выставке газет «К здоровью вместе с мамой и папой» |
Май | Участие в спортивном празднике “Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!” |
Приложение №2
План по формированию у детей младшей группы навыков здорового образа жизни
Дата | Задачи | |
Октябрь
| Игры с водой | Вызвать у детей положительную реакцию на контакт с водой |
Ноябрь | Купание куклы Кати | Учить пользоваться туалетными принадлежностями по назначению. Получать удовольствие от процедуры купание куклы. |
Декабрь
| Наши ручки – чистые! | Учить пользоваться туалетными принадлежностями, получать удовольствие от чистоты рук. |
Январь | Мыло и мыльная пена | Мыть руки мылом перед едой, умываться после сна, соблюдать последовательность действий процесса. |
Февраль | Чудо – носик! | Дать детям понятие, зачем нужен нос, горло, легкие. Как правильно дышать, чтобы не болеть. Как ухаживать за носиком. |
Март
| Групповой праздник «Мыльные пузыри» | Вызвать у детей радостное настроение, положительный эмоциональный отклик на летающие и лопающиеся мыльные пузыри. |
Апрель | Экскурсия в кабинет врача и процедурный кабинет | Познакомить с профессией врача, медицинской сестры. |
Май | Таблетки Растут на ветке. Таблетки Растут на грядке. | Познакомить с понятием витамины их значении в питании. Воспитывать положительное отношение к фруктам и овощам, желание употреблять их в пищу. |
Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"
(для педагогов и родителей)
Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.
1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
o непривычная утомляемость
o зимняя простуда
o хроническое несварение в желудке.
2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
o не включаю на полную громкость;
o в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
o не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
o два раза в год
o каждые 3 -6 месяцев
o как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
o частое мытье рук
o противогриппозная прививка
o отказ от прогулок в холодное время года.
5. В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?
o ранним вечером
o с восходом солнца
o в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
o каждый час;
o каждые полчаса;
o каждые 10 минут.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
o можно загореть даже в облачный денек
o если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10
o смуглым людям не нужна защита от солнца
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
o отказ от завтрака, обеда или ужина
o сокращение потребления алкоголя
o исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
o ртом
o носом
o ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
o химическая завивка
o сушка волос феном
o обесцвечивание волос.
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),сложите полученные очки.
8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.
Анкета
Уважаемые родители!
Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.
Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.
- Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_________________________________
- Дорога до детского сада:
- пешком (сколько времени)_____________________________________________
- на транспорте (сколько времени)________________________________________
3. Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:
- нет
- да – 1 раз в день, 2 раза в день.
4.Соблюдает ли режим дня:
- нет;
- иногда;
- да, всегда
5. Какие формы активного отдыха предпочитает ваша семья:
- Занятия спортом;
- Прогулки на природе;
- Подвижные игры
6. Сколько времени в день ребёнок:
- смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;
- в выходные дни _____ ч;
- проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;
- в выходные дни _____ ч.
7.Знаете ли вы какие виды профилактики используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)_____________________________________________
__________________________________________________________________
8.Знаете ли вы какие виды закаливания используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)___________________________________________
__________________________________________________________________
9.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):
- консервы (исключая консервы для детского питания);
- грибы;
- чипсы, сухарики;
- газированные напитки;
- импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)
Отметить для каждого из пунктов:
- А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);
- Б – иногда (1 раз в неделю);
- В – редко (1-2 раза в неделю)
10. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:
- хорошее;
- удовлетворительное;
- плохое(указать причину) _____________________________________________________________________
14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ____________________________ ____________
_____________________________________________________________________
15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения анкеты:_________________________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ"
- Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
____________________________________________________________ - Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
____________________________________________________________ - Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
____________________________________________________________ - Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
____________________________________________________________ - Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
- Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
- Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
- Мама (да, нет),
- папа (да, нет),
- дети (да, нет),
- взрослый вместе с ребенком (да, нет).
- Регулярно или нерегулярно.
- Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
- Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _____________________________________________________________
- Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
- Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _____________________________________________________________
- Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? ____________________________________________________________
- Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
- Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
- Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Настольные игры
- Сюжетно - ролевые игры
- Музыкально - ритмическая деятельность
- Просмотр телепередач
- Конструирование
- Чтение книг.
ОПРОСНИК
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель опросника — изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
Раздел 1. Строение человеческого тела
Цель — изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в приложении 1.
Вопросы для детей младшего дошкольного возраста
Кто это?
Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что это?» — помогает воспитатель малышу). Зачем человеку голова? Что человек делает с помощью рук? Что человек делает с помощью ног?
Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).
Критерии оценки
Знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения.
Адекватность ответа на вопрос.
Активность ребенка в диалоге, эрудированность.
Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
Средний: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
Раздел 2. Правила чистюли
Цель — изучить особенности знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).
В диагностике используются последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая его в разговор.
Примерные вопросы по картинкам («Правила чистюли: умывание рук»):
Что делает девочка?
Зачем она хочет помыть руки?
Зачем намыливать руки мылом?
Зачем вытирать руки?
Чем вытирает руки девочка?
А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?
Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно полистать диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные вопросы: «А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»
Критерии оценки
Знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове.
Целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены.
Обоснованность действий ребенка изображенного на картинке.
Соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).
Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их и знает, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
В организации диагностики представлений детей о здоровье очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику. В данном случае воспитателю необходимо наблюдать за ребенком в процессе умывания, чтобы сделать выводы о компетентности воспитанника, его готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности применения ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности, уточнить, насколько действенны эти знания, позволяют ли они воспитаннику быть компетентным, или же это «застывшие» знания, которые не соотносятся ребенком с реальной жизнью (знает, но не делает или делает все наоборот).
Основными критериями в ходе наблюдения становятся:
- применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни;
- актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации;
- решение задачи, содействующее сохранению собственного здоровья;
- самостоятельность решения.
Результаты наблюдения фиксируются в протоколе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/14/picture-99896.jpg)
Конспект родительского собрания "Будь здоров, малыш!"
План мероприятия:О состоянии здоровья дошкольников. Взаимодействие детского сада и семьи.Радиостанция « Малышок».Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год.Кроссворд «Физкульт-ура!».Закалива...
Будь здоров, малыш!
система оздоровительных мероприятий в доу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-208155-1637898624.jpg)
"Будь здоров, малыш!" презентация для родителей
Презентация для родителей. Тема - спортивный уголок дома. Цель - пропаганда здоровго образа жизни и спорта.Рассматривается совместная работа МБДОУ и родителей по физическому воспитанию детей, использо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-225576-1364212224.png)
Творческий проект "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет. Будь здоров, малыш! "
Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома посредством проведения разнообразных занятий, приведена работа с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-225576-1364212224.png)
Презентация проекта ""Будь здоров, малыш!"
Презентация творческого проекта по привитию культурно-гигиенических навыков "Будь здоров, малыш!"...