БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!
проект (младшая группа)

Шарипова Галия Умяровна

Совместный  проект по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста с непосредственным участием семей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zdorovesberezheniyu_y_.docx80.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

 В.А. Сухомлинский.

БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!

Совместный  проект по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста с непосредственным участием семей воспитанников

Девиз проекта: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».

                                                                       

Воспитатель                                                                                 МБДОУ «Детский сад   №101»                                                                   Шарипова Галия Умяровна

Ткаченко Елена Анатольевна

Дзержинск 2019 год

                                                        Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект здоровьесбережения  «Будь здоров, малыш!»

МБДОУ «Детский сад №101»  

Вид проекта

Практико-ориентированный

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21.12.2012г.;
  2. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Назначение проекта:

Проект направлен:

1.На становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни,

2.Способствует физическому развитию детей;  

3.Определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации;

4.Раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.  

Сроки  реализации проекта

Период реализации с 1 сентября 2019                                   по 31 мая  2020 г.: долгосрочный.

Субъекты проекта

Педагоги, дети, родители

Разработчики проекта

Старший воспитатель, Шарипова Галия Умяровна, Ткаченко Елена Анатольевна .

Актуальность

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Вышесказанное позволяет  сформулировать цель и задачи работы:

Цель: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи:

- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- создавать условия для благотворного физического развития детей;

- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Предполагаемые результаты проекта:

- сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

- создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

- активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу доу;

- использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.

Мы считаем, что критериями работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам здоровья являются:                                                      

-ценностное отношение сторон друг к другу;

- толерантность;

- информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье;

- включение в совместную деятельность и прогнозируемый положительный результат.

Работа в рамках реализации проекта состоит из нескольких этапов.

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Сроки

I.​ Подготовительный

1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»;

2. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения;

- подбор эффективных форм работы с родителями.

Сентябрь 2019 г.

II. Практический

-проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

-проведение цикла тематических бесед;

-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.

-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;

День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;

-оформление коллажа совместно с родителями;

-подготовка выставки детских рисунков;

-создание альбома детских рассказов.

 Октябрь – апрель 2019 – 2020 г.г.

III. Заключительный

-Подведение итогов реализации проекта:

-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;

-заключительный спортивный праздник;

Анкета для родителей

-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;

Май 2020 г.

На подготовительном  этапе с целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка и по результатам анкетирования и опросов родителей воспитанников мы получили следующие результаты:


Большинство (60%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как хорошее, 40% - как удовлетворительное, по 0% - как плохое.
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, 40% родителей регулярно соблюдают режим дня и 80% санитарно-гигиенические нормы, 86% - используют прогулки на свежем воздухе, 53% - следят за рациональным питанием, 26% - регулярно принимают лекарства, 40% - занимаются физическими упражнениями и спортом, 20% - используют закаливание, 46% - посещают врачей.

Лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями, спортом и закаливание находятся не на первом месте. 
Анкетирование показало, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. 
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни.

Проводился опрос воспитанников младшей группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни. По проведенному опросу я сделала следующий вывод: дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.

На подготовительном этапе определили  направлении работы  по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников:

1.Просветительская деятельность  - работа по вопросам формирования навыков  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:

2.Практическая  деятельность - включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению отдельных занятий, соревнований, праздников, развлечений, опыта семейного воспитания  и др. Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей.  (схема)

На основе направлений нами разработан план работы с родителями по вопросам формирования

В реализации второго (практического) этапа широко используем следующие формы работы с семьями воспитанников:

1.Консультирование родителей:

  • «Со спортом мы дружны»,
  • «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни»,
  • «Движение - основа здоровья»,
  • «Если у крошки плоские ножки» (о профилактике плоскостопия)
  • «Как правильно одеть ребёнка на прогулку»

2.Особый интерес вызывает у родителей проведение мастер – классов, таких как:

  • «Здоровье без лекарств»,  где мы учились  изготавливать целительную  куклу - травницу для  профилактики заболеваний органов дыхания.
  • «Четыре закона закаливания», где знакомили родителей со способами и видами закаливания  с использованием йодированной соли.
  • «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3.Пользуются популярностью у родителей семинары - практикумы:

  • «Повышение двигательной активности малышей при использовании нетрадиционного физкультурного оборудования»
  • «О профилактике респираторных заболеваний и укрепления опорно-двигательного аппарата по методике Кудрявцева».
  • «Правильное питание – залог здоровья». К семинару были проведены просмотры организации питания в разные режимные моменты. Родители пополнили свои знания по вопросам организации питания, о работе по формированию норм культурного поведения детей во время еды. Родители подготовили фотоотчет  «Любимое блюдо нашей семьи», процесс приготовления и сервировки стола.

4. Участие в родительских собраниях  и конференциях.

  • «Семейные традиции и досуг в семье»,
  • «О здоровье ребенка».

Часто  на родительских собраниях присутствуют «Гость группы» или организовываем  «Встречу  с интересными людьми». Гости группы: родители, родственники, сотрудники детского сада. Они рассказывают  о своих профессиях, связанных со спортом, полезных для здоровья увлечениях.

5. Особой формой сотрудничества ДОУ с семьей в нашем дошкольном учреждении являются журналы: «Зожик» и «От двух до семи». В журналах  отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Выпускаются журналы несколькими экземплярами и помещаются в родительских уголках. Это помогает родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. К выпуску журналов привлекаем и родителей. Тематика разнообразна:  «Если у ребенка ОРВИ», «Учитесь болеть без лекарств», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Чтоб улыбка сияла», «Профилактика плоскостопия в ДОУ», «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений», «Витамины и минералы – незаменимые компоненты питания», «Тихий час», «Кашляйте…на здоровье!», «Поймай свой сон за хвост», «Лечение соками», «Диета для умниц»,  «Пытка едой».

5.«Дни открытых дверей» (2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей). Родители имеют возможность присутствовать на физкультурном занятии,  наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий, вместе с детьми поупражняться в гимнастических упражнениях. Ежеквартально проводим   «Дни здоровья»

6.Участие в спортивных праздниках, развлечениях.

  • «Дружная семейка»
  •  «Папа, мама, я – спортивная семья!
  • «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!

Мероприятия способствуют приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. У детей развивается координация и ловкость движений, мышечная сила, выносливость, умение ориентироваться в пространстве. Сказочные персонажи  предлагают детям и их родителям поучаствовать в весёлых соревнованиях.

Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье, о ЗОЖ.

Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей:

  1. Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  2. НОД (традиционные и нетрадиционные) по физическому развитию.
  3. Подвижные игры разной степени подвижности в течении дня («Беги ко мне», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Мыши водят хоровод»)
  4. Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и  по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка(в течение 3–5 мин.)
  5. Сохранение эмоционального здоровья: музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации), «Волшебный мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова,  «Коврик для поднятия настроения», о который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
  6. Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитание КГН. Упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».

III Заключительный  этап.

Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Будь здоров, малыш!» осуществлялось в форме круглого стола. Я рассказала родителям воспитанников о методах реализации проекта, остановилась на каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение проекта, каких результатов добились).

Показала так же короткий видеофильм «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили с небольшими докладами по теме собрания.

В ходе проведения проекта «Будь здоров, малыш!» были получены следующие результаты:

У детей младшей группы выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление  о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Будь здоров, малыш!» имеет высокий рейтинг.

Приложение №1

План взаимодействия с родителями

Месяц

Виды и формы работы

Сентябрь

Анкетирование родителей. Собеседования. Наблюдение.

Обобщение результатов исследования.

Октябрь

Консультации:

«Растим вместе здорового ребенка»

«Правильное питание дошкольников»

Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, памяток, газеты «Растем здоровыми».)

Родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Ноябрь

Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья»

Консультации:

«Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке»

«Режим и его значение в жизни ребенка»

«День Здоровья»

Декабрь

Родительская конференция «Физкультура и здоровье ребенка»

-Показ физкультурного занятия в нетрадиционной форме;

- Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней

-Делимся опытом семейного воспитания «Наша спортивная семья» (родители)

-«Уголок для занятий физкультурой дома» ;

-Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье

Январь

Нетрадиционные родительские собрания(в форме КВН, викторин и т.д.) «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Февраль

Консультация «Влияние психологического климата семьи  на здоровье ребенка»

Участие в спортивных соревнованиях «Мы мороза не боимся»

Март

Встреча-дискуссия «Здоровье без лекарств»

-Как природа нам помогает быть здоровыми»

-Музыкотерапия

-Мастер – класс по изготовлению куклы - травницы

Апрель

Обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно» (блюда полезные для здоровья).

Подготовка совместно с педагогами и детьми к выставке газет «К здоровью вместе с мамой и папой»

Май

Участие в спортивном празднике “Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!”

Приложение №2

План по формированию у детей младшей группы навыков здорового образа жизни

Дата

Задачи

Октябрь

 

Игры с водой

Вызвать у детей положительную реакцию на контакт с водой

Ноябрь

Купание куклы Кати

Учить пользоваться туалетными принадлежностями по назначению. Получать удовольствие от процедуры купание куклы.

Декабрь

 

Наши ручки – чистые!

Учить пользоваться туалетными принадлежностями, получать удовольствие от чистоты рук.

Январь

Мыло и мыльная пена

Мыть руки мылом перед едой, умываться после сна, соблюдать последовательность действий процесса.

Февраль

Чудо – носик!

Дать детям понятие, зачем нужен нос, горло, легкие. Как правильно дышать, чтобы не болеть. Как ухаживать за носиком.

Март

 

Групповой праздник

«Мыльные пузыри»

Вызвать у детей радостное настроение, положительный эмоциональный отклик на летающие и лопающиеся мыльные пузыри.

Апрель

Экскурсия в кабинет врача  и процедурный кабинет

Познакомить с профессией врача, медицинской сестры.

Май

Таблетки

Растут на ветке.

Таблетки

Растут на грядке.

Познакомить с понятием витамины их значении в питании. Воспитывать положительное отношение к фруктам и овощам, желание употреблять их в пищу.

Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"

(для педагогов и родителей)

Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.

1.  Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

o  непривычная утомляемость

o  зимняя простуда

o  хроническое несварение в желудке.

2.  Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?

o  не включаю на полную громкость;

o  в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

o  не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

3.  Как часто Вы меняете зубную щетку?

o  два раза в год

o  каждые 3 -6 месяцев

o  как только она обретет потрепанный вид.

4.  Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

o  частое мытье рук

o  противогриппозная прививка

o  отказ от прогулок в холодное время года.

5.  В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?

o  ранним вечером

o  с восходом солнца

o  в середине дня.

6.  Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?

o  каждый час;

o  каждые полчаса;

o  каждые 10 минут.

7.  Какое из утверждений соответствует истине?

o  можно загореть даже в облачный денек

o  если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10

o  смуглым людям не нужна защита от солнца

8.  Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?

o  отказ от завтрака, обеда или ужина

o  сокращение потребления алкоголя

o  исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.

9.  Как правильно дышать?

o  ртом

o  носом

o  ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

10.  Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

o  химическая завивка

o  сушка волос феном

o  обесцвечивание волос.

Подведите итог:

Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),сложите полученные очки.

8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.

4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.

 

Анкета

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.

Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

  1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_________________________________
  2. Дорога до детского сада:
  • пешком (сколько времени)_____________________________________________
  • на транспорте (сколько времени)________________________________________

3.  Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:

  • нет
  • да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.Соблюдает ли режим дня:

  • нет;
  • иногда;
  • да, всегда

5. Какие формы активного отдыха предпочитает ваша семья:

  • Занятия спортом;
  • Прогулки на природе;
  • Подвижные игры

6.  Сколько времени в день ребёнок:

  • смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;
  • в выходные дни _____ ч;
  • проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;
  • в выходные дни _____ ч.

7.Знаете ли вы какие виды профилактики используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)_____________________________________________

     __________________________________________________________________

8.Знаете ли вы какие виды закаливания используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)___________________________________________

     __________________________________________________________________

9.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):

  • консервы (исключая консервы для детского питания);
  • грибы;
  • чипсы, сухарики;
  • газированные напитки;
  • импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)

Отметить для каждого из пунктов:

  • А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);
  • Б – иногда (1 раз в неделю);
  • В – редко (1-2 раза в неделю)

10. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?

  • да, всегда;
  • иногда;
  • нет.

13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:

  • хорошее;
  • удовлетворительное;
  • плохое(указать причину) _____________________________________________________________________

14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ____________________________ ____________
_____________________________________________________________________

15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты:_________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ
"

  1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
    ____________________________________________________________
  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
    ____________________________________________________________
  3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
    ____________________________________________________________
  4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
    ____________________________________________________________
  5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
  6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
  7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
  • Мама (да, нет),
  • папа (да, нет),
  • дети (да, нет),
  • взрослый вместе с ребенком (да, нет).
  • Регулярно или нерегулярно.
  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
  2. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _____________________________________________________________
  3. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
  4. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _____________________________________________________________
  5. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? ____________________________________________________________
  6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
  7. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
  8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
  • Подвижные игры
  • Спортивные игры
  • Настольные игры
  • Сюжетно - ролевые игры
  • Музыкально - ритмическая деятельность
  • Просмотр телепередач
  • Конструирование
  • Чтение книг.

ОПРОСНИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель опросника — изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Раздел 1. Строение человеческого тела

Цель — изучить особенности знаний детей о строении тела человека.

Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в приложении 1.

Вопросы для детей младшего дошкольного возраста

Кто это?

Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что это?» — помогает воспитатель малышу). Зачем человеку голова? Что человек делает с помощью рук? Что человек делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).

Критерии оценки

Знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения.

Адекватность ответа на вопрос.

Активность ребенка в диалоге, эрудированность.

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Раздел 2. Правила чистюли

Цель — изучить особенности знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).

В диагностике используются последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.

Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая его в разговор.

Примерные вопросы по картинкам («Правила чистюли: умывание рук»):

Что делает девочка?

Зачем она хочет помыть руки?

Зачем намыливать руки мылом?

Зачем вытирать руки?

Чем вытирает руки девочка?

А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?

Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно полистать диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные вопросы: «А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»

Критерии оценки

Знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове.

Целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены.

Обоснованность действий ребенка изображенного на картинке.

Соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их и знает, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

В организации диагностики представлений детей о здоровье очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику. В данном случае воспитателю необходимо наблюдать за ребенком в процессе умывания, чтобы сделать выводы о компетентности воспитанника, его готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности применения ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности, уточнить, насколько действенны эти знания, позволяют ли они воспитаннику быть компетентным, или же это «застывшие» знания, которые не соотносятся ребенком с реальной жизнью (знает, но не делает или делает все наоборот).

Основными критериями в ходе наблюдения становятся:

  • применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни;
  • актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации;
  • решение задачи, содействующее сохранению собственного здоровья;
  • самостоятельность решения.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Будь здоров, малыш!"

План мероприятия:О состоянии здоровья дошкольников. Взаимодействие детского сада и семьи.Радиостанция « Малышок».Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год.Кроссворд «Физкульт-ура!».Закалива...

Будь здоров, малыш!

система оздоровительных мероприятий в доу...

Презентация проекта "Будь здоров, малыш!"

                                  Проектвоспитателя МДОУ №148 «ЗВЕЗДНЫЙ» г. Брянска...

"Будь здоров, малыш!" презентация для родителей

Презентация для родителей. Тема - спортивный уголок дома. Цель - пропаганда здоровго образа жизни и спорта.Рассматривается совместная работа МБДОУ и родителей по физическому воспитанию детей, использо...

Творческий проект "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет. Будь здоров, малыш! "

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома посредством проведения разнообразных занятий, приведена работа с родителями....

Презентация проекта ""Будь здоров, малыш!"

Презентация творческого проекта по привитию культурно-гигиенических навыков "Будь здоров, малыш!"...

консультация "Будь здоров малыш"

Консультация для родителей о закаливании детей....