Проект "Дыши"
проект

Глазова Ирина Николаевна

В настоящее время проблема здоровья детей достаточно актуальна, это связано с высокой тенденцией ухудшения здоровья детей. Мало кто знает, что если правильно дышать, то будешь меньше болеть; будешь правильно и красиво говорить; и вообще чувствовать себя хорошо. Поэтому  очень важно научить ребенка правильно дышать. Актуальность проекта состоит в том, что правильное дыхание – залог нашего здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dyshi.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1
общеразвивающего вида г. Можайска

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                   «Утверждаю»

Начальник управления образования и                                        Заведующий МДОУ № 1 г. Можайска

Отраслей социальной сферы Можайского                                       _____________________________

Городского округа Московской области                                                                         Н. Ю. Еременко                    

_______________С. А. Катальникова                               Приказ №___ от «___»___________20____г.

Долгосрочный проект:

«Дыхание – это жизнь»

                                                             

     

Можайск, 2019

Проект «Дыхание -  это жизнь»

Тип проекта: долгосрочный, оздоровительный, познавательный.

Участники: дети раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 лет), дети младшего дошкольного возраста (3 – 4 года), дети среднего возраста (4 – 5 лет), дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), дети подготовительной к школе возраста (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Разработчики проекта: Глазова Ирина Николаевна, Феоктистова Оксана Святославовна.

Взаимодействие с другими специалистами вне детского сада: ДС «Багратион», врачи детской поликлинники.

Актуальность темы:

В настоящее время проблема здоровья детей достаточно актуальна, это связано с высокой тенденцией ухудшения здоровья детей. Мало кто знает, что если правильно дышать, то будешь меньше болеть; будешь правильно и красиво говорить; и вообще чувствовать себя хорошо. Поэтому  очень важно научить ребенка правильно дышать. Актуальность проекта состоит в том, что правильное дыхание – залог нашего здоровья.

Цель: научиться дышать правильно и выполнять дыхательные упражнения.

Задачи:

 Образовательные задачи:

- расширение и систематизация знаний детей о дыхательной системе и ее значении для человека;

- формирование основных принципов правильного дыхания;

2. Развивающие задачи:

- развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность;

- развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- узнать, как дышит человек;

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к своему организму.

Ожидаемые результаты:

- внедрение в практику работы с детьми дыхательных упражнений;

- формирование у детей «правильных» дыхательных привычек;

- расширение кругозора детей;

- получение новых знаний;

- развитие логического мышления детей в процессе установления связей и отношений между системами объектов и явлений.

1 этап – подготовительный.

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата. Изучение методической литературы по данной теме. Планирование работы с воспитателями и родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечение к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики. Подготовка наглядного материала: - письменных консультаций, стендов информации, папок-передвижек; - игр и упражнений для развития речевого дыхания.

2 Этап - Основной. Составление перспективного плана по развитию дыхания у детей. Разработка рекомендаций по проведению дыхательной гимнастики. Обучение воспитателей и родителей проведению дыхательной гимнастики с ребенком. Перспективное планирование игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

3 Этап – Заключительный. Анализ результатов проектной деятельности. На данном этапе дети познакомились с понятием «дыхательная система», с правилами дыхания. Необходимо создать фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохраненных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка навыки дыхания, корректировать его дыхание.

 - Совместная работа детей и родителей «Выставка подобранной литературы по дыхательной гимнастике».

 - Создание презентации проекта «Дыхание – это жизнь».

Перспективный план по реализации проекта с детьми раннего возраста (1,5 – 3 года).

Сентябрь.

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников

Консультация для родителей «Почему дыхательная гимнастика полезна   для малыша»

Игры с детьми «Потягушки и обнимашки», «Ворона»

Октябрь.

Упражнения «Легко – сильно», «Дует ветер»

Тест для родителей «Правильно ли я дышу»

Ноябрь.

Подвижные игры «Медведь и дети», «Катится колобок»

Игры для речевого дыхания «Листопад», «Одуванчик».

Взаимодействие с родителями «Анкетирование».

Декабрь.

Дыхательная гимнастика с движениями «Крылья», «Стрекоза»

Беседа с родителями «Как правильно делать подготовительные дыхательные упражнения».

Январь.

Игра с детьми «Паровозик»

Упражнения «Снежинки», «Чья птичка дальше улетит».

Круглый стол для родителей «Картотека дыхательной гимнастики».

Февраль

Упражнения с детьми «Кораблик», «Мыльные пузыри»

Подвижные игры на тренировку дыхания «Шарик», «Кошка и мышка».

Мастер класс для родителей «Дышим правильно».

Март

Игра с детьми для речевого дыхания «Мы подуем высоко», «Пузырь»

Памятки для родителей «Как дыхательная гимнастика действует на организм ребёнка»

 

     Апрель

Подвижная игра «Дождик», «Птички».

Родительское собрание «Здоровье ребенка в наших руках».

Май

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

Картотека дыхательной гимнастики «Заинька», «Пчелки».

Развлечение с родителями «В стране мыльных пузырей».

Июнь

Игра с детьми «Зайка серый умывается».

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в семье и ДОУ».

Июль

Игры для детей «Самолетики», «Чей одуванчик раньше улетит?».

Памятка для родителей «Развиваем дыхание».

Дидактическая игра «Разноцветные мостики».

Август

Закрепление упражнений на дыхание.

Развлечение для родителей «Развитие речевого дыхания».

Перспективный план по реализации проекта с детьми  младшего (3 -4 года) возраста.

Сентябрь.

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников

Беседа  «Как мы дышим», «Что такое здоровье»

Рассматривание иллюстраций

Игра «Отгадай по запаху»

Упражнения «Пузырики», «Покатай карандаш».

Анкетирование «Что мы знаем о здоровье ребёнка?»

Октябрь.

Рассказ воспитателя о правильном дыхании

Разучивание рифмовки «Дыхание»

Игра «Самолётик», «Мы подуем высоко»

Упражнения «Насосик», «Листья шелестят»

Круглый стол для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений».

Ноябрь.

Экспериментирование «Загадочный воздух»

Чтение сказки «Заяц сладкоежка»

Игра «Ветерок кружит листочки».

Упражнения  «Листопад», «Мышка и мишка»

Консультация: «Дыхательная гимнастика для здоровья детей»

Декабрь.

Беседа: Почему человек дышит»

Чтение загадок

Рассматривание картин по теме

Упражнения «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые», «Дождик»

Памятки для родителей «Правильное дыхание»


 
Январь.

Беседа «Польза дыхательной гимнастики»

Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Занятие «Наши органы обоняния и дыхания»

Упражнения «Ветерок», «Раз, два, три лети»

Мастер - класс «Весёлые дыхательные игры»

Февраль.

Рассказ воспитателя «Как беречь нос»

Игра «Покажи на себе»

Рисование «Лети снежинка»

Упражнения «Лыжник», «Конькобежец»

Рекомендации родителям «Правильное дыхание»

Март.

Беседа: «Что полезно, что вредно»

Разучивание стихотворения «Ах какой хороший я»

Игра «Кто громче?»

Упражнения «В лесу», «Дровосек»

Консультация «Всё о дыхании»

Апрель.

Рассматривание плаката «Органы дыхания»

Игра «Буль-буль»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Упражнения «Пчёлка», «Большой маленький»

Беседа «Дышите глубоко и правильно»

Развлечение для родителей «В страну Дыхания».

Май.

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

Игра «Отгадай, кто кричит» «В саду»

Разучивание стихотворения «Ладошки»

Упражнения «Подпрыгни и подуй», «Чайник»

Рекомендации для родителей «Игры - упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Июнь.

Беседа «Дыхание в игровой форме»

Игра «Покачай игрушку»

Опыт «Неведимка»

Упражнения «Мыльные пузыри», «Свистульки»

Рассказ воспитателя «Вырасту большим»

Июль.

Экспериментирование «Воздух-неведимка»

Рассматривание иллюстраций

Занятие «Слепи шарик»

Упражнения «Хомячки», «Сдуй шарик с ладони»

Картотека дыхательных упражнений для родителей

Август.

Повторение разученных стихотворений

Опыт «Друзья воздуха»

Занятие «Воздух – он по всюду»

Развлечение «В гости к солнышку»

Перспективный план по реализации проекта с детьми средней группы (4 -5 лет).

Сентябрь.

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников. 

Занятие с детьми «Чем мы дышим».

Разучивание с детьми комплексов упражнений «Послушаем своё дыхание»,  «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Подыши одной ноздрёй», «Воздушный шар».

Просмотр с детьми презентации «Учимся правильно дышать».

Взаимодействие с родителями: анкетирование.

Октябрь

Беседа с детьми  «Как правильно дышать».

Отгадывание загадок про нос.

Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики «Качели», «Дерево на веру», «Сердитый ежик», «Воздушный шарик».

Консультация для родителей «Правильное дыхание».

Ноябрь

Беседа с детьми «Как правильно дышать на улице в холодное время года?».

Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Игра - эксперимент «Чудо - нос».

Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики «Дровосек», «Листопад», «Гуси летят», «Пушок».

Рекомендации для родителей по дыхательной гимнастики дома.

Декабрь

Разучивание с детьми комплекса дыхательных упражнений «Воздушный шар в грудной клетке», «Воздушный шар поднимается вверх», «Ветер», «Радуга, обними меня».

Просмотр презентации с детьми «Органы дыхания».

Беседа с детьми: «Болеть – это хорошо или плохо?

Консультация для родителей «Речевое дыхание — основа правильной речи».

Январь

Игровые упражнения для речевого и физиологического дыхания: «Ветерок», «Летят снежинки», «Снег идет», «Песня ветра».

Фотосессия для воспитанников «Хотим быть здоровыми».

Разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики «Петушок», «Ворона», «Паровозик», «Вырасти большой», «Часики».

Надувание воздушных шаров.

Праздник «День воздушного шарика».

Февраль

Беседа с детьми на тему «Что нужно делать, чтобы быть здоровым».

Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».

Игровые упражнения для развития речевого и физиологического дыхания: «Подыши одной ноздрёй», «Ежик», Губы трубкой», «Ушки», «Пускаем мыльные пузыри».

Проблемная ситуация: «Почему носику трудно дышать».

Памятка для родителей «Дыши правильно».

Март

Разучивание комплекса дыхательной гимнастики «Насос», «Регулировщик», «Ножницы», «Снегопад», «Трубач».

Разучивание комплекса упражнения на свистящие и шипящие звуки: «Загнать мяч в ворота», Кто дальше загонит мяч?», «Змейка», «Лопаточка», «Трубочка», «Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Вкусное варенье", «Лошадка».

Пускание мыльных пузырей.

Консультация для родителей «Весёлые дыхательные игры».


Апрель

Организация совместной творческой деятельности детей с родителями.

Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.

Оздоровительные упражнения для часто болеющих детей: « Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота» - «Веселые плакальщики»

Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики: «Бабочка летит!», «Одуванчик», «Вертушка», «Песня ветра», «Птичка летит».

Май

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Непослушный язычок», «Лопатка», «Грибок».

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).

Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики.

Фотоколлаж «Хотим быть здоровыми»

Июнь

Беседа с детьми «Для чего человеку уши, глаза, нос и рот?».

Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Исследовательская деятельность: «Как увидеть воздух, которым я дышу?».

Разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики «Трубочка», «Жук», «Поединок».

Консультация для родителей «Речевое дыхание — основа правильной речи».

Июль

Игра на музыкальных инструментах: дудках, губной гармошке.

Чтение рассказа Е.А. Пермяк «Про нос и язык».

Игровые упражнения для речевого и физиологического дыхания: - «Лети, бабочка», «Вертушка».

Взаимодействие с родителями: анкетирование.

Август

Занятие: «Где можно найти воздух».

Чтение стихотворения Л. Деляну «Носовой платок».

Игры на развитие силы дыхания: «Подуй и прокати карандаш», «Задуй мяч в ворота».

Дидактическая игра: «Угадай, чей нос».

Развлечение с родителями «Где прячется здоровье».

Перспективный план по реализации проекта с детьми старшего возраста (5 – 6 лет) .

Сентябрь.

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

Анкетирование «О здоровье всерьёз»

Беседа: «Дыхание – это жизнь»

Рассматривание иллюстраций по теме

Игра «Положите руку себе на грудь: что происходит при вдохе и выдохе?

Упражнения «Насос», «Качели»

Октябрь.

Занятие «Органы дыхания»

Разучивание пословиц

Игра «Что полезно - что вредно для органов дыхания»

Упражнения «Дерево на ветру», «Дровосек»

Консультация «Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста"

Ноябрь.

Рассказ - беседа «Чем мы дышим»

Отгадывание загадок

Изготовление веера из бумаги

Упражнения «Пушок», «Жук»

Просмотр компьютерной презентации для родителей «Как мы дышим»

Декабрь.

Чтение художественной литературы: рассказ «Воздух» Ю.Ефремова

Игра «Повторяй друг за другом»

Эксперимент с вертушкой

Упражнения «Ворона», «Часики»

Консультация для родителей «Умеем ли мы правильно дышать»

Январь.

Беседа: «Как обнаружить воздух в помещении?

Рассматривание картины Н. Н. Дубовской «Притихло»

Игры: «Поймай воздух» (с полиэтиленовым пакетом)

Упражнения «Снегопад», «Трубач»

Беседа с родителями «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Февраль.

Беседа «Воздух наша жизнь»

Чтение художественной литературы: И.Токмаковой «Ветрено», В.Шикуновой «Чудо из чудес»

Аппликация «Волшебные снежинки»

Упражнения «Поединок», «Пружинка»

Мастер класс «Нетрадиционное рисование: раздувание краски».

Март.

Беседа – рассказ «Дыхание и воздух»

Опыт: «Ветер по морю гуляет»

Пальчиковая игра «Сел на ветку воробей», «Где живёт воздух»

Упражнения «Кто дальше загонит шарик», «Ветрянная мельница»

Консультация «Дышим правильно, красиво»

Апрель.

Беседа: «Почему мы дышим»

Игра – имитация «Дерево»

Чтение художественной литературы:В.Бианки «Чей нос лучше?»

Упражнения «Подуй на одуванчик», «Парящие бабочки»

Круглый стол «Здоровый образ жизни формируется в семье».

Май.

Мониторинг уровня заболевания воспитанников.

Рассказ воспитателя «Зачем правильно дышать»

Метод нетрадиционного рисования мыльных пузырей «Звездный коллаж».

Игры: «Узнай по запаху»

Упражнения «Регулировщик», «Ножницы»

Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.

Июнь.

Отгадывание загадок по теме

Опыт «Сухой из воды»

Игры: «Свистульки», «Подуй в дудочку»

Упражнения «Сердитый лев», «Добрый лев»

Индивидуальные беседы с родителями по теме

Июль.

Беседа: «Наши органы дыхания»

Разучивание пословиц и поговорок о здоровье

Игра «Воздушный футбол»

Упражнения «У кого дольше колышется ленточка», «Волна»

Консультация «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Август.

Игра «Самый быстрый карандаш»

Упражнения «Аромат цветов», «Отдых»

Просмотр компьютерной презентации «Как мы дышим»

Оформление стенгазеты «Дышим вместе с семьёй»

Перспективный план по реализации проекта с детьми подготовительной к школе группы (6 – 7 лет).

Сентябрь.

Мониторинг уровня заболевания воспитанников.

Занятие «Этот волшебный воздух».

Беседа с детьми «Как правильно дышать: через нос или через рот?».

Разучивание дыхательных упражнений: «Душистая роза», «Выдох-вдох»,  «Поющие звуки».

Игра на музыкальных инструментах: дудочки, губные гармошки.

Конструирование «Листочки».

Взаимодействие с родителями: анкетирование.

Октябрь

Исследовательская деятельность по теме «Могу ли я обойтись без воздуха?»

Игра под музыку: «Пой со мной» (подпевание гласных звуков).

Разучивание комплекса дыхательной гимнастики «Огнедышащий дракон», «Моторчик», «Флажки», «Филин».

Пускание мыльных пузырей.

Мастер - класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.

Занятие «Тайна дыхания человека».

Ноябрь

Надуваем шарики.

Беседа с детьми: «Какой воздух выходит из нас: теплый или холодный? Чтобы сохранить тепло и не простужаться, нужно дышать через нос».

Разучивание поговорок и пословиц.

Упражнения «Качалка», «Достань до пола», «Задуй свечу».

Занятие «Орган дыхания – нос».

Консультация для родителей «Здоровье всему голова»

Декабрь

Занятие «Дышим чистым воздухом»

Просмотр видеофильма «Воздух»

Игра на музыкальных инструментах: дудочка, губная гармошка.

Комплекс дыхательной гимнастики «Качалка», «Елочка растет», «Зайчик», «Гуси шипят».

Развлечение «Путешествие в страну Здоровья по органам дыхания»

Январь

Беседа с детьми «Для хорошего здоровья нужны: чистый воздух, правильное дыхание (через нос) и красивая осанка».

Отгадывание загадок про нос.

Исследовательская деятельность по теме «Как увидеть воздух, которым я дышу?»

Рисование нетрадиционной техникой: раздувание краски «Снегопад».

Консультация для родителей: ««Всё о дыхании».

Февраль

Рассматривание иллюстраций (промышленные районы города, лесные массивы, источники загрязнения природы).

Изготовление парашютов-зонтиков.

Открытое мероприятие с участием родителей на тему «Охрана природы и окружающей среды».

Разучивание дыхательных упражнений «Роза и одуванчик», «Хомячок», «Комарики», «Лесная азбука».

Памятки для родителей «Правильное дыхание».

Март

Комплекс дыхательной гимнастики «Прижми колени», «Гребцы», «Скрещивание рук внизу», «Достань пол».

Беседа с детьми «Воздух набираем – живот надуваем, воздух выходит – живот уходит».

Чтение сказки «Вдох-выдох».

Игры на дыхание «Снег кружится, летает», «Самый быстрый карандаш», «Волшебные бабочки», «Бабочки порхают».

Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики дома.

Апрель

Дидактические игры «Кому нужен воздух», «Живое - неживое».

Музыкальные игры на развитие дыхания «Распускающийся цветок», «Облачко лети», «Солнышко».

Разучивание с детьми стихов, песен о воздухе.

Комплекс упражнений «Погрейся», «Конькобежец», «Заблудился».

Рисование мыльными пузырями.

Конструирование «Бабочки».

Круглый стол «Профилактика болезней дыхательного аппарата»

Май

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

Исследовательская деятельность по теме «Как увидеть воздух, которым я дышу?»

Пускание мыльных пузырей.

Рисование нетрадиционной техникой: раздувание краски «Салют».

Беседа – занятие с детьми «Пробуем дышать энергично, глубоко, шумно, как «паровозы», через рот. Затем дышать спокойно, ровно, тихо, как «мышки». Какое дыхание легче, удобнее и приятнее?».

Взаимодействие с родителями: анкетирование.

Июнь

Комплекс упражнений «Птица», «Веселые шаги».

Игры на развитие дыхания «Горячий чай», «Фокус», «Кто загонит мяч в ворота».

Исследовательская деятельность по теме: «Сколько во мне воздуха?»

Соревнование с родителями: «Самый быстрый шарик».

Июль

Чтение стихотворения Н. Кнушевицкая «Нос».

Комплекс дыхательных упражнений на прогулке «Поза дерева», «Березка», «Ветерок», «Аромат цветов».

Словесные игры «Тихо, громко», «Быстро, медленно».

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для здоровья детей».

Август

Конструирование «Вертушка».

Экспериментально-исследовательская деятельность «Вулкан».

Рассматривание иллюстраций «Мой организм».

Дидактические игры «Определи и покажи», «Наполни легкие воздухом».

Развлечение с родителями «Путешествие в страну Дыхалочка».

Комплекс упражнений «Пловцы», «Акула», «Волны шипят», «Какое море большое».

Методическая работа с кадрами

 - Обучение педагогов правильному дыханию, мастер – класс по изготовлению атрибутов для упражнений по дыхательной гимнастики.

 - Расширение знаний о методах работы с детьми.

 - Взаимодействие с родителями: мастер-классы, консультации, рекомендации, развлечения, соревнования, анкетирование, памятки.

Список использованной литературы.

Литература: 

1.Т.  В.  Климова,  Здоровьесберегающий  аспект  воспитательно – образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ

образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ 

2.М. Н. Щетинин, Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.

М. ; 2007 

3.Карасева  Т.  В.  Современные  аспекты  реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005.-№11.С.75.

здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. 

4.Волошина  Л.  Организация  здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.№1.-С.114-117

пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С. 114-117.

5.Терновская  С.  А.,  Теплякова  Л.  А.  Создание  здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист.-2005. №4 С.61-65

образовательной  среды  в  дошкольном  образовательном  учреждении//

Методист. -2005.-№4.-С. 61-65.

6. Новые Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -№2.-С.

171-187.

7. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

8. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

9. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок–Волгоград:Учитель,2009г

Интернет – ресурсы.